Главная - Договор
Пять главных изобретений жака-ива кусто. Кто первый изобрел акваланг Акваланг происхождение

Ответ на вопрос об изобретателе акваланга на первый взгляд кажется очевидным. Многие в детстве смотрели фильмы о Кусто и знают, что именно он – отец данного изобретения. Но так ли это?

Предпосылки для создания «водных легких»

Люди с древности пытались увеличить глубину погружения и время нахождения под водой. К сожалению, человеческое тело слишком далеко ушло в своем развитии от обитателей водной стихии. Ничтожные минуты и несколько десятков метров толщи воды – вот все, что доступно человеку и то при условии, что он достаточно тренирован. Но глубины океанов манят своими загадками. Поэтому многие изобретатели древности задумывались над этой проблемой. Были попытки погружения в воду с помощью специальных емкостей, соединенных с насосом. В конце XVIII века был придуман водолазный костюм, схожий с современным. Но все это было не то: во всех этих приспособлениях ныряльщик все еще был связан с кораблем.

Автономность пловца – цель изобретателей

Великий Леонардо не остался в стороне и от этой проблемы. Он занимался разработками для водной стихии в двух направлениях: обеспечение дыхания под водой и приспособления для ускорения передвижения. Первое обеспечивалось модернизацией строения заплечных мешков из кожи, внутри которых был воздух; второе – созданием подобия современных ласт, но не для ног, а для рук.

Само строение акваланга представляет собой систему открытого типа – ныряльщик вдыхает воздух из резервуара, а выдыхает непосредственно в воду. Основой такого аппарата открытого цикла является мембранный механизм. Его разработка принадлежит двум людям одновременно. Бенуа Рукейроль был горным инженером и, пытаясь облегчить работу спасателей в шахтах, в 1866 году разработал механизм, который с помощью мембраны понижал давление в зависимости от глубины. Лейтенант Огюст Денейруз служил на флоте и, узнав о разработке Рукейроля, предложил использовать ее для ныряльщиков. Именно этот аппарат описал Жюль Верн в романе «20 тысяч лье под водой». Аппарат авторства Денейруза-Рукейроля, увы, позволял находиться под водой слишком мало времени – всего несколько минут, потому широкого распространения не получил.

Появление современного акваланга

В ХХ веке на флоте все еще продолжали использовать громоздкое водолазное снаряжение. Поэтому офицер военно-морских сил Франции Ив-Поль Ле Приер продолжил исследования соотечественников и в 1924 году сконструировал дыхательный аппарат с баллоном повышенной прочности. В этом изобретении пловец должен был сам регулировать поступление воздуха.

Независимо от французов, в 1939 году американец Кристиан Джеймс Ламбертсен изобрел систему погружений, которой присвоили кодовое название "SCUBA" (Self-Contained Underwater Oxygen Breathing Apparatus – независимый подводный кислородный дыхательный аппарат). Использование этого аппарата ограничивалось мелководьем, так как был большой риск отравления кислородом. Тем не менее, аппарат успешно использовался военными ныряльщиками США во время Второй мировой войны.

В военные годы во Франции также вспомнили об изобретении Ле Приера, и в 1943 году Жорж Комейнтес на его основе создал систему погружения «Амфибия». Она состояла из двух баллонов воздуха, соединенных вместе. Система Комейнтеса была принята на вооружение ВМС Франции.

Вот тут уже вспоминаем о Кусто. В годы Второй мировой он как раз служил в составе французских военно-морских сил и был фанатом дайвинга. Счастливым совпадением и толчком к изобретению акваланга стала женитьба Жак-Ива Кусто на Симоне Мельхиор. Отец Симоны, очень богатый человек, предоставил Жак-Иву денежные средства на проведение исследовательских работ, а также познакомил его с инженером Эмилем Ганьяном. Тандем Кусто-Ганьян и породил в 1943 году акваланг в современном виде. Основным отличием от предшественников стал клапан, который подавал пловцу воздух под давлением, равным давлению окружающей среды, что дало возможность резко увеличить продолжительность погружения.


Слово «акваланг» на данный момент является запатентованным названием марки «Aqua Lung», поэтому во многих странах чаще употребляют слово «скуба» (SCUBA), ну а мы все так же именуем это приспособление аквалангом.


С древнейших времен люди проявляют большой интерес к морским глубинам. Сначала на морское дно - не очень глубоко, разумеется,- спускались ловцы моллюсков, губок, искатели жемчуга. Потом частыми гостями морских глубин стали моряки-водолазы, к ним присоединились подводники-спортсмены, охотники, археологи, океанографы и другие исследователи морских глубин.

Но кто же изобрел акваланг? Странный вопрос, скажете вы, конечно же французы Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, и сделали это они в 1943 году. Так считалось до тех пор, пока в английском журнале «Тритон» не появилась статья известного английского подводника, капитана У. Шелфорда. Он утверждал, что основная часть акваланга, редуктор, изобретенный Кусто и Ганьяном, представлял собой всего лишь модификацию прибора, созданного еще в тридцатых годах их соотечественником И. ле Приером.

Дальше — больше. Продолжив изыскания, Шелфорд наткнулся на сведения о японце Огуши, автономный аппарат которого был запатентован в 1918 году и долго выпускался для императорского флота. У устройства Огуши были те же части, что у нынешнего акваланга: маска, баллон со сжатым воздухом, клапанный редуктор, гибкий резервуар, крепившийся к поясу пловца. Однако и японец не был первым!

Одно из самых примечательных исторических свидетельств о подводном плавании дошло до нас благодаря историку Геродоту. По его свидетельству, во время первой в истории морской войны 481- 480 гг. до н.э. греческие ныряльщики Скиллиас и его дочь Гидна из города Скионы перерезали якорные канаты кораблей персидского царя Ксеркса, после чего корабли были штормом выброшены на берег. Из-за отсутствия подачи воздуха на дыхание древние водолазы - ныряльщики не могли погружаться на глубины более 30 м и оставаться под водой более 2 - 3 минут, поэтому возникла необходимость совершенствования методов водолазных погружений.

Для ускорения погружения ныряльщики стали брать с собой под воду груз, а для увеличения продолжительности пребывания под водой — надутый воздухом пузырь, от которого шла трубка ко рту. На ассирийском барельефе, высеченном в 885 г. до н.> э., изображены воины, плывущие на надутых воздухом бурдюках. Описание кожаного бурдюка с дыхательной трубкой приведено в 77 г. до н.> э. римским писателем и ученым Плинием Старшим. В 1191 г. водолазы выполняли обязанности почтальонов, обеспечивая связь с внешним миром крепости Акра, осажденной Ричардом Львиное сердце. Во время сражения при Лез-Андели в 1203 г. водолазы спускались под воду с сосудами, наполненными горючей или взрывчатой сьмесью. При осаде турками острова Мальта в 1565 г. возникали кровавые схватки под водой между водолазами воюющих сторон. В 1405 г. немецкий писатель Кьезер описал костюм ныряльщика, состоящий из кожаной куртки, металлического шлема с двумя стеклянными иллюминаторами и кожаной трубки, соединяющейся с воздушным мешком. Однако и этот способ не мог надолго увеличить время пребывания под водой, поскольку объем воздуха, находящегося в пузыре, был мал и при дыхании в нем быстро нарастало содержание углекислого газа и снижалось содержание кислорода.

В 1535 г. Гульельмо де Лорена создал цилиндрическую камеру высотой около 1 м и диаметром 60 см со стеклянными оконцами. Камера подвешивалась на канатах и помещалась на плечах водолаза, закрывая лишь его голову и грудную клетку. В 1551 г. Николо Фонтана изобрел водолазный костюм, в котором водолаз должен был стоять, засунув голову в большой стеклянный шар. Другим известным с давних времен способом погружения под воду, принципиально отличным от других, является применение трубок. Плиний Старший в 77 г. до н. э. сообщал о боевых водолазах, которые дышали через трубку, зажатую в зубах, другой конец которой был выведен на поверхность.

Водолазный костюм, предложенный Леонардо да Винчи, представляет собой цельное с ног до головы одеяние из меха или кожи с воздухом внутри, сапоги с каблуками или железными крюками, мешки с песком для тяжести, мочеприемник и медная панцирная куртка. В трактате Валло о фортификации, изданном в 1524 г., имеется напоминающее рисунки Леонардо да Винчи изображение водолаза в кожаном шлеме с кожаной трубкой, скрепленной прочными кольцами и заканчивающейся дисковым поплавком.

В 1613 г. инженер Диего Уфано дал описание шлема, который должен был помочь водолазу «лучше чувствовать себя под водой и потому лучше работать». В XVI- XVII веках в различных странах разрабатываются и совершенствуются конструкции водолазных колоколов. Первое сообщение о применении водолазного колокола относится к 1538 г. На реке Тахо (г. Толедо, Испания). Два греческих акробата давали представление перед Карлом V, входя внутрь колокола собственной конструкции, выполненного в виде горшка. В 1595 г. Веранцио опубликовал сведения о водолазном колоколе и дал его изображение. Английский государственный деятель и философ Френсис Бэкон (1561- 1626) предложил такой способ: когда ныряльщик уже не может больше задерживать дыхание, он засовывает голову в заранее опущенный в воду сосуд с воздухом, чтобы наполнить легкие, после чего выходит из колокола и продолжает работу. В 1597 г. появился колокол Бонаюто Лорини, близкий по конструкции камере Лорены, но оборудованный платформой для водолаза и предназначенный для фортификационных работ. В 1616 г. художник Франц Кесслер из Вецлара сообщил данные о своем изобретении «водной брони» — деревянного водолазного колокола В 1625 г. испанец Франциско Меливан при поиске и подъеме затонувших судов использовал водолазный колокол, изготовленный в Гаване. Особенно успешную работу с использованием водолазного колокола проделал английский капитан судна и водолаз Уильям Фипс, который вместе с ныряльщиками-индейцами в 1686- 1687 гг. поднял с затонувшего у Багамских островов испанского галеона «Нуэстра сеньора де ла Кансепсьон» золото, серебро и другие сокровища стоимостью 300 тыс. фунтов стерлингов. В 1691 г. английский астроном и геофизик Эдмунд Галлей, именем которого названа знаменитая комета, запатентовал изобретенный им водолазный колокол, в 1716г. сделал о нем доклад на заседании Королевского научного общества, а в 1717 г. построил колокол, который имел форму усеченного конуса с толстым стеклом в верхней части для естественного освещения. В 1772 г. знаменитый французский физик Кулон сделал в Академии наук доклад, в котором описал «воздушный корабль», который представлял собой усовершенствованный водолазный колокол Специалист по отделочным работам Джон Смитон в 1788 г. придал кубическую форму колоколу, который размешался на малой глубине и был снабжен сверху насосом Папена для повышения давления в колоколе и его вентиляции.

В 1783 г. французский инженер Форфе сконструировал устройство, которое представляло собой надеваемые на грудь и спину водолаза мехи, а пружины в виде пластин удерживали обе половины мехов в раскрытом положении. В 1797 г. немцем А.Клингертом были предложены «одежда для водолазов» из непромокаемой ткани, прикрепленной к краю металлического колпака, заканчивающаяся короткими рукавами и панталонами до колен.

Но главная проблема - дать водолазу свободу и сделать его работу автономной, еще не была решена.

29 сентября 1863 года американские чиновники выдали патент некоему К. Маккину. Он гарантировал, что в изобретенном им костюме подводный пловец способен «опускаться на дно, передвигаться по нему и самостоятельно всплывать на поверхность». Аппарат Маккина совершенно походил на акваланг: при взгляде на него в глаза бросаются герметичный каучуковый костюм, наспинный резервуар со сжатым воздухом, регулятор его подачи водолазу и, конечно, маска. Маккин придумал еще и надувные компенсаторы плавучести, своего рода спасательные буи, получившие распространение только в последнее время. Однако этому талантливому самоучке не повезло — он создал свой прототип акваланга в разгар гражданской войны в США, когда даже заинтересованным лицам было не до новшеств.

Очевидно, поэтому французским инженерам Рукейролю и Денейрузу спустя три года пришлось заново «открывать Америку», еще раз изобретая регулятор для подводного дыхательного прибора открытой циркуляции. Эта деталь представляла собой мембрану, на которую давила с одной стороны вода, а с другой — воздух, вдыхаемый водолазом. Когда при погружении давление увеличивалось, в мембране автоматически открывался клапан и в маску поступала дополнительная порция воздуха, а при всплытии доза его, естественно, сокращалась.

Но и предприимчивые французы, прославленные Жюль Верном в романе «8 тысяч километров под водой», опять-таки не были первыми, ибо в 1831 году бруклинский машинист Ч. Кондерт снабдил свой подводный костюм совершенно оригинальной системой постоянной подачи воздуха.

Кондерт придумал прорезиненную одежду, снизу доходившую до подмышек, а сверху закрывающую голову и тело водолаза до бедер. «Метод обеспечения воздухом состоял в сжатии достаточного количества его в медном подковообразном баллоне,— писал репортер «Механического иллюстрированного журнала».— Маленький кран пропускал воздух в костюм, не давая воде проникнуть в него. Выдыхаемый воздух выходил через отверстие размером с булавочную головку». После ряда успешных погружений, когда Кондерт достигал глубины 7 метров, в один из августовских дней 1832 года изобретатель погиб.

При расследовании этой трагедии было установлено, что под водой сломалась трубка, по которой подавался воздух.

Впрочем, некоторые исследователи оспаривают приоритет Кондерта, припоминая У. Джеймса, сделавшего чертежи подобного аппарата еще раньше, в 1825 году. Только ему не удалось проверить свое устройство в деле в отличие от француза Л. д"Ожервиля. Впрочем, он заслуживает особого рассказа.

Ночью, в сильную снежную бурю, на скалах разбился английский корабль «Беллона». В августе 1832 года на место катастрофы прибыл директор спасательной компании Л. д"Ожервиль с группой водолазов, оснащенных автономными дыхательными аппаратами, созданными их шефом. За сравнительно короткий срок подводники извлекли на поверхность не только ценности, но и все пушки, лафеты, ядра, даже балласт — 150-килограммовые железные чушки «Бел-лоны». Операция оказалась настолько успешной, что морской министр приказал организовать несколько водолазных школ и создать специальные группы подводных спасателей, то есть то, что было реализовано лишь в XX веке.

Конструкция аппарата Л. д"Ожервиля как две капли воды походила на современные акваланги. Не хватало только ластов, да наспинный баллон с воздухом был склепан из красной меди. На груди водолаза висел дыхательный мешок с двумя медными трубками в виде «медной спирали, покрытой непромокаемой клеенкой», которые соединялись с маской, имевшей «нос из меди, покрытый внутри мастикой, что позволяло внутри ее адаптироваться любому носу». На уровне груди ныряльщика, спереди и сзади, подвешивались свинцовые грузы.

По мнению экспертов, наблюдавших за опытами с вододыхательной системой Л. д"Ожервиля, «аппарат давал тренированному человеку возможность находиться в воде в любых положениях без связи с внешним миром и... работать спокойно, а при необходимости быстро всплывать». Чем не акваланг?!

Однако и этот человек, без сомнения намного опередивший технические возможности своего времени, не был первым, кто сумел изобрести автономную дыхательную систему для подводников.

Оказывается, задолго до Л. д"Ожервиля, точнее — 17 июня 1808 года житель Бреста Пьер-Мари Тубулик запатентовал в высшей степени оригинальную подводную машину, прозванную им самим «ихтиозавром». К сожалению, сей «подводный зверь» не был по достоинству оценен современниками, а жаль,— изобретение Тубулика могло бы, без сом нения, оказать поистине революционизирующее воздействие на долгий и трудный процесс освоения человеком морских глубин. Примечательно: при испытаниях ихтиозавра на поверхности не появлялось пузырьков воздуха, выдыхаемого акванавтом. А это значит, что Тубулику удалось создать, возможно впервые в мире, акваланг замкнутого цикла, действующий на чистом кислороде!

«Я думал, что, добавляя кислород в пространство, в котором он должен быть поглощен,— писал изобретатель,— восстановлю состав воздуха таким же, каким он был ранее». Для этого ему пришлось изыскать способ, позволяющий непрерывно очищать воздух внутри водолазного костюма, внешне походившего на небольшой колокол, одетый сверху на подводника и доходивший ему до пояса. Продолжением его были кожаные, обильно смазанные жиром и заканчивающиеся металлическими обручами рукава и штаны — таким образом Тубулик хотел обеспечить герметичность своего устройства.

Находясь под водой, водолаз время от времени оперировал «турникетом» — ручкой, закрепленной на «флаконе», в котором из морской воды добывался кислород. По-видимому, Тубулик добавлял в нее окислитель, смесь двуокиси соды и сульфата никеля и меди, разлагавший ее на водород (он откачивался) и необходимый водолазу кислород. К сожалению, Тубулик сумел засекретить свой метод...

Но и он не был первым в списке тех, кому удались попытки регенерации воздуха в подводных устройствах. В частности, в одном из старинных документов можно найти довольно любопытное сообщение. «Господин Дионис, член академии в Бордо,— писала 1 августа 1792 года «Энциклопедическая газета»,— недавно изобрел восьмивесельную лодку, плававшую под водой. Люди, находившиеся в ней, избавлены от удушья с помощью искусственной воды... Эта жидкость восстанавливает воздух в первоначальном состоянии». Но каким образом Дионис добился этого, так и осталось неизвестным, как и способ регенерации, примененный голландцем ван Дроббелем на своей подводной лодке еще в начале XVII века.

Более подробные сведения сохранились о кислородном аппарате замкнутого цикла, созданном в 1878 году офицером английского торгового флота Г. Флюс-сом. Внешне его система походила на большинство предшествующих и современных: маска, дыхательный мешок, баллон со сжатым кислородом. К последнему Флюсе присоединил коробочку, наполненную едким калием, являющимся, как известно, поглотителем углекислого газа. В эффективности этого устройства Флюсе убедился лично, проделав весь комплекс испытаний на различных глубинах.

Позже Флюсе передал свои чертежи известной фирме «Зибе, Горман и К». специализировавшейся на подводном снаряжении. В 1837 г. Зибе окончательно отработал свой водолазный костюм, снабдив его привинчивающимся шлемом с травящим клапаном, который приводился в действие самим водолазом. Теперь костюм был цельным и закрывал все тело, кроме кистей рук, а свинцовые галоши и груза обеспечивали достаточную устойчивость на грунте. Зибе назвал этот водолазный костюм «скафандром» от греческих слов «лодка» и «человек».С 1903 года модель аппарата Флюсса, модернизированная управляющим фирмой Р. Девисом, стала применяться спасателями... в шахтах; в годы первой мировой войны ее использовали в качестве противогаза. В конце концов Девис превратил очередной образец прибора Флюсса в индивидуальное средство спасения экипажей подводных лодок.

9 мая 1827 года некий Жан-Батист Бодуэн демонстрировал на Сене свою деревянную субмарину. При этом он объявил, что матросы, при необходимости, могут открыть люк-шлюз и выйти наружу «Мои люди пользуются шлемами,— говорил Бодуэн,— которые снабжаются воздухом под давлением в 100 атмосфер в течение часа из двух металлических ящиков (баллонов), закрепленных на их спинах».

Надо сказать, что аналогичное устройство придумал и современник Бодуэна, судья из Ла-Рошели,— Костера, посвятивший подводному плаванию почти три десятилетия. Только все его разработки, нередко оригинальные, так и остались на бумаге, а их автор однажды с горечью написал: «Сколько открытий было сделано, потеряно и сделано вновь...»

Воистину, история акваланга — ярчайшее тому подтверждение.

Много современных и очень нужных приборов были изобретены очень давно. Нам, людям, которые применяют в жизни эти предметы, порой невдомек, что над их разработками трудился еще Леонардо да Винчи. До сих пор трудно сказать, в каком году изобрели акваланг. Много изобретателей постаралось для того, чтобы он выглядел так, каким мы видим его сегодня.

Исторические сведения

Проблема дыхания под водой интересовала человека с давних пор. Всемирно известный художник, анатом, инженер и просто всесторонне развитый человек, Леонардо да Винчи, тоже стремился создать конструкцию, которая бы позволила находиться под водой продолжительное время. Родился да Винчи в 1452 году. Можно представить, какую давнюю историю имеет акваланг. Ведь трубка аквалангиста изобретена именно великим художником эпохи Возрождения.

При посещении да Винчи Венеции сенат города попросил его придумать прибор для нападения на корабли врагов из-под воды. Нельзя точно сказать, в каком году изобрели акваланг, но именно тогда художник разработал специальный комплект для дайвинга, который состоял из маски, двух тростниковых трубок и водолазного колокола, сделанного из пробки. Воздух подавался в трубки через этот колокол, который плавал на поверхности воды. Леонардо да Винчи придумал известную сегодня трубку J-образной формы. Длина ее составляла 61 см, плавать приходилось близко к поверхности, но полноценно насладиться она не давала возможности. Да Винчи придумал и заплечный мешок, наполненный воздухом. Создавал и подобие ласт - только они предназначались не для ног, а для рук.

Чарльз Сполдинг и Морис Фернез

Еще одна историческая личность, которая внесла свой вклад в улучшение конструкции акваланга, - это Чарльз Сполдинг. Он был кондитером и жил в Эдинбурге. Но кроме того был и инженером-любителем: Сполдинг внес много полезных изменений в колокол водолазов. Погиб он при нырянии в Дублинском заливе в 1783 году.

Морис Фернез - это уже француз, который и усовершенствовал подводный дыхательный аппарат. Он оснастил шлемы односторонним клапаном, принял участие в создании автономного оборудования для ныряния под воду.

И все же, почему во всем мире считается, что изобретателем акваланга является Жак-Ив Кусто? Именно ему водолазы благодарны за тот акваланг, который используется сегодня во всем мире.

Разработки Рукеройля и Денейруза

Еще в середине девятнадцатого столетия Рукеройль и Денейруз пытались создать такой аппарат, который бы понижал давление при погружении на глубину. Они действовали самостоятельно и знакомы не были. Созданная мембрана позволяла вдыхать воздух из резервуара, выдыхать - в воду. Аппарат получился достойный, но все же имел много минусов: он не стал автономным и зависел от шлангов, по которым подавался воздух для более продолжительного пребывания под водой.

Множество изобретателей трудилось над снаряжением для аквалангистов. Ведь претерпел изменения и весь костюм, в котором аквалангист погружается, и маска, и скафандр, и даже ласты. Каждый вносил свою лепту в усовершенствование акваланга. Но главное - это момент, связанный с дыхательной системой, которая обеспечивает воздухом водолаза. Свою лепту внес известный французский океанолог - изобрел акваланг, которым пользуются до сих пор.

Ив Кусто и Ганьян

Молодой офицер Кусто взял в жены дочь владельца корпорации «Эйр Ликвид». Отец его жены оказал финансовую помощь Кусто для проведения исследовательских работ и познакомил его со штатным инженером компании. Совместно с Эмилем Ганьяном, инженером корпорации, он работал над созданием акваланга, в котором система дыхания автоматически подавала воздух нужного давления. Подача воздуха происходила на любой глубине. Именно эта разработка давала водолазу комфорт и возможность продолжительного плавания.

В 1943 году были проведены испытания аппаратуры на реке Марна. Летом Жак-Ив Кусто продолжал испытывать его уже в морской воде. Проведя еще несколько модификаций, Кусто довел до кондиции аппарат, который сегодня называется аквалангом. И название это было запатентовано - Aqua Lung. Во многих странах подобное снаряжение именуется как «скуба» - Scuba.

Теперь нет сомнения в том, кто акваланг. После выхода книги Кусто, «Мир безмолвия», в 1953 году, за аппаратом закрепилось название Aqua Lung. Теперь корпорация «Эйр Ликвид» владела правами на производство всех видов оборудования для погружения под воду.

«Ныряющее блюдце»

Стало понятно, примерно в каком году изобрели акваланг, которым пользуются современные Это было в 1943 году, и именно Ив Кусто усовершенствовал его до сегодняшнего состояния. Но это не единственный вклад французского океанолога в создание аппаратов для погружения. Кроме того, ему принадлежит изобретение подводного дома, «ныряющего блюдца», им снят интересный сериал о подводном мире.

Многих интересовало, кто изобрел акваланг «ныряющее блюдце»? А некоторые и до сих пор не знают, что это очень маленькая подводная лодочка, которую и прозвали блюдцем. Кусто - это увлекающаяся натура: очень любил море, строил под водой жилища, изучал язык рыб. Он окончил Военно-морскую академию и должен был строить карьеру офицера. Но у него была еще одна страсть - это спортивные автомобили. Увлечение ими стало для него роковым - он попал в аварию на одном из них, и ему пришлось долго лечиться и восстанавливать здоровье. Проводя много времени возле моря, плавая и ныряя для оздоровления организма, Кусто уже не мыслил себя вне этой пучины.

Пальма первенства

Несмотря на то что несколько сотен лет человечество работает над усовершенствованием аппарата для погружения под воду, стоит отметить, что ключевые изобретения принадлежат Леонардо да Винчи и Жаку-Ив Кусто. Без да Винчи не продолжилось бы дальнейшее развитие акваланга. А без системы, разработанной Кусто, невозможно было бы производить погружения в автономном режиме и быть под водой такое продолжительное время.

В каком году изобрели акваланг? На этот вопрос нет однозначного ответа. В его усовершенствовании в разные века и года принимало участие очень много изобретателей и инженеров. Отдавать кому-то одному пальму первенства не хочется: главное, что теперь существует такая техника, которая позволяет изучать подводный мир. А это поможет ученым, археологам познать тайны, скрытые от человека на глубине морей и океанов.

Изобретатель : Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян
Страна : Франция
Время изобретения : 1943 г.

Современный акваланг, который мы знаем и любим это всего лишь, так называемый, аппарат открытого цикла. То есть это когда вдох производится из акваланга, а выдох отводится в воду. И в разработке этого аппарата в первую очередь спасибо мы должны сказать французам.

Первые попытки разработки автономного «аппарата открытого цикла» совершили два француза. Это горный инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант французского флота Огюст Денейруз. В середине девятнадцатого века они разработали конструкцию аппарата, который содержал мембранный механизм для понижения давления в зависимости от глубины. Любопытно, что Рукейроль и Денейруз не были знакомы на том момент. Рукейроль же на самом деле пытался сделать аппарат автономного дыхания при спуске в шахту при проведении спасательных работ.

Огюст Денейруз узнав об этой разработке, предложил использовать ее для спуска людей под воду. Таким образом, был создан прототип современного акваланга. Аппарат был запатентован и впоследствии именно он был описан Жюлем Верном в своем великом романе «20000 лье под водой».

Несмотря на это, в реальности этот аппарат имел массу недостатков. Самый главный из них был обусловлен тем, что баллоны того времени были способны выдерживать лишь давление до 30 — 40 атмосфер и для увеличения времени пребывания человека под водой приходилось подавать воздух с поверхности. Таким образом, о какой-либо особенной автономности на длительное время речи пока не шло.

Дело в том, что эта новинка позволяла человеку находиться под водой всего лишь несколько минут. Затем подводник подключал свой воздушный резервуар к стоящему на поверхности насосу. Но, тем не менее, это был прорыв, и люди получили возможность, пусть на короткое время, но все-таки, возможность автономного пребывания под водой. Это уже был своего рода «глоток свободы от шлангов».

Аппараты Рукейроля — Денейруза использовались впоследствии более шестидесяти, но из-за ряда недостатков конкуренцию им составляли аппараты «замкнутого цикла» – ребризеры. Это когда выдыхаемый воздух остается в системе и обогащается кислородом для нового вдоха. Но об это позже.

Но, тем не менее, люди и далее пытались усовершенствовать этот «открытый цикл» и уже в 1936 году офицер фрацузской армии Ив Ле Прийор разработал аппарат с постоянной подачей воздуха под давлением из баллона для накачивания , которые выдерживали уже давление до 150 атмосфер. Интересной особенностью данной конфигурации снаряжения было то, что наряду с самим автономным аппаратом применялась еще и специальная маска, которая наполнялась воздухом из баллона, выталкивая, таким образом, воду. Аппарат Прийора был на сей раз полностью автономным, поскольку окончательно освобождал человека от шлангов.

Но и этот аппарат был далек от совершенства, поскольку вентиль для вдоха открывался только вручную, а выдох производился в маску и только через нос.

В то же время автономное плавание человека под водой уже было возможно, благодаря так называемым аппаратам «замкнутого цикла». Система этого аппарата еще в 1787 году разработана молодым британским моряком, предпринимателем, естествоиспытателем и изобретателем Генри Флюссом. На лице ныряльщика была маска соединенная с находящимися за спиной дыхательным мешком, соединенным в свою очередь с медным баллоном, который заполнялся кислородом и, с коробкой с едким калием.

Человек совершал вдох не воздухом, а кислородом. При выдохе (смеси кислорода и углекислого газа) выдыхаемая смесь не отводилась в воду, а оставалась в системе. Углекислый газ поглощался едким калием и человек совершал новый вдох кислорода. Израсходованный кислород человек возмещал запасом из баллона, добавление которого он регулировал при помощи специального клапана находящегося на баллоне.

Данный аппарат невозможно было использовать под водой на значительных глубинах, поскольку на глубине кислород страшно токсичен и именно поэтому данную систему могли использовать только для спасения людей в угольных шахтах или тоннелях. Все так и было до того момента, как эта система была модернизирована англичанином Робертом Дэвисом. Уже в 1911 году был выпущен аппарат названный «Davis False Lung» («Искусственное легкое Дэвиса») и который в дальнейшем поступил в продажу под названием «Прото».

Кстати именно этот же, правда, несколько модифицированный аппарат Флюсса — Дэвиса использовался в 1925 году при съемках первого подводного фильма, снятого по роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

Новый ребризер имел редукционный клапан и впускал, таким образом, кислород автоматически и под нужным давлением, работая при этом по принципу регулятора Рукейроля-Денейруза, а медный баллон был заменен на стальной, который выдерживал большее давление.

С началом Первой Мировой Войны эти аппараты использовались на пожарах, и в основном конечно на поле брани для защиты солдат во время газовых атак, так нередко применявшихся в этой первой мировой бойне. И вот только после того, как Дэвис адаптировал эту систему для выхода из , правительства стран заинтересовались этой продукцией, которая и использовалась в дальнейшем, даже несмотря на опасность кислородного отравления. Впоследствии это устройство обрело широкую известность под именем «ПСАД» — Подводный Спасательный Аппарат Девиса.

Но пришло время, и идея аппарата открытого цикла сказала свое веское слово в автономном подводном плавании.

Дело было так. Молодой французский офицер Жак Ив Кусто по счастливой случайности женился на дочери магната из владельцев крупнейшей французской корпорации по производству бытового газа — «Эйр Ликвид» (Air Liquide). В сорок втором году, когда Франция была оккупирована Германий, то вся нефть методически забиралась на военные нужды рейха. Режим Виши сотрудничал с Германией и угождал ей во всем.

Тем не менее французы не желали ограничивать себя в возможности перемещаться на и в стенах КБ конструкторского бюро «Эйр Ликвид» была разработана система подачи газа в двигатель. Разработал эту систему штатный инженер Эмиль Ганьян. Именно ему Кусто и предложил переделать эту систему для дыхания под водой. Таким образом, была создана двухступенчатая система понижения давления, именовавшаяся в дальнейшем аквалангом.

Основное отличие акваланга от предыдущих разработок состояло в том, что дыхательная система автоматически, сама давала человеку воздух с давлением окружающей среды. То есть человек на любой глубине получал воздух с нужным ему давлением. Это давало немыслимый по тем временам комфорт и возможность не только полной автономности под водой, но и возможности длительности плавания.

Само название «Акваланг» образовалось в результате сложения слов из двух языков — латинского «аqua» (вода) и английского «lung» (лёгкое).

Затем аппарат был испытан Ганьяном на реке Марна в январе 1943 года и затем после некоторой модификации еще раз в одном из парижских бассейнов. В июле 1943 года Кусто продолжает испытание акваланга уже в море недалеко от Марселя.

Таким образом, появилось именно то, что сегодня принято называть аквалангом.

Первый регулятор был выпущен в 1945 году и носил название CG45 (Cousteau-Gagnan 45).

Патент же на само слово «акваланг» принадлежал корпорации «Эйр Ликвид» до 1960-63 г.г.

Но настоящую известность слово «акваланг» получило лишь тогда, когда оно в 1953 году появилось в книге Жака Ива Кусто «Мир безмолвия».

Компания «Эйр Ликвид» создала впоследствии мировую империю по производству оборудования для подводного плавания и в нее вошли такие гиганты как Technisub, US Divers, SeaQuest, и Apeks. В дальнейшем фирма «La Spirotechnique» стала носить имя «Aqualung» и Жак Ив Кусто стал членом правления.

Так что слово «акваланг» и сегодня это торговая марка и фирма по производству снаряжения, и именно поэтому во избежание путаницы за границей нашей Родины аппарат открытого цикла принято называть «скуба». (SCUBA — Self Contained Underwater Breathing Apparatus — автономный аппарат для дыхания под водой).

Вот так создавался акваланг и пусть за границей эту технику совершенно справедливо называют скубой, для нас это все-таки акваланг, поскольку мы так привыкли и нас уже не переделать.

Изобретение акваланга во время Второй мировой войны и его использование в качестве военного оборудования надолго определило отношение к подводному плаванию, как к спорту для избранных, прочно занявшему свое место среди престижных и опасных «мужских» развлечений типа прыжков с , охоты на крокодилов или гонок «Кэмел Трофи».

После войны начали возникать многочисленные национальные водолазные федерации, каждая из которых пыталась разработать свою собственную программу обучения. Однако, как правило, все они были ориентированы на спортсменов и военных водолазов. В нашей стране аналогом подобной организации являлся ДОСААФ, где молодежь учили плавать с аквалангом с учетом будущей службы в военно-морском флоте.

С древнейших времен людей манили морские глубины. Нет ни одного народа, живущего в прибрежных областях, который не сложил бы сказки, мифы и легенды о подводном царстве. Что касается реального освоения этого загадочного мира, оно было ограничено возможностями человеческого организма . Для обычных людей глубины были закрыты, ведь даже самые тренированные ловцы моллюсков и губок могли погрузиться под воду не более чем на 30 м и оставаться там максимум 5 минут.

Но невозможное никогда не останавливало первопроходцев. Простейшим приспособлением для дыхания под водой стала обычная соломинка. Используя ее, человек мог находиться под водой столько, сколько хотел, однако не погружаясь на глубину большую, чем длина соломинки. Дышать через нее было не слишком удобно, к тому же ее могло захлестнуть волной. Позднее для дыхания стали использовать наполненные воздухом мешки из плотного материала, а груз в руках или в мешке за спиной позволил увеличить скорость и глубину погружения. Кожаный бурдюк с дыхательной трубкой описал в 77 г. до н. э. римский писатель и ученый Плиний Старший.

Ныряльщиков очень часто использовали в военных целях например, в 1191г. они выполняли обязанности почтальонов, обеспечивая связь с внешним миром крепости Акра, осажденной Ричардом Львиное Сердце.

Шлем для глубоководных погружений. XIX в.

Ассирийский рельеф IX в. с изображением пловцов, дышащих под водой с помощью воздушных подушек.

Во время сражения при Лез-Андели в 1203 г. боевые пловцы спускались под воду с сосудами, наполненными горючей или взрывчатой смесью. В 1405 г. немецкий писатель Кьезер описал костюм военного ныряльщика, состоящий из кожаной куртки, металлического шлема с двумя стеклянными иллюминаторами и кожаной трубки, соединяющейся с воздушным мешком. К сожалению, этот способ не мог надолго увеличить время пребывания под водой, поскольку объем воздуха в мешке был мал, при дыхании в нем быстро нарастало содержание углекислого газа, а кислорода , напротив, снижалось.

В XVI-XVIII вв. было сделано немало изобретений, облегчавших человеку проникновение в водную стихию. Их можно разделить на две группы. Первая водолазные костюмы. Например, костюм, предложенный знаменитым художником и ученым Леонардо да Винчи , представлял собой цельное с ног до головы одеяние из меха или кожи, заполненное воздухом, сапоги, мешки с песком для тяжести и медную панцирную куртку.

Книжная иллюстрация XVI в., изображающая Александра Македонского, который совершает погружение под воду в стеклянном колоколе.

Вторая группа так называемые водолазные колокола опускаемые под воду устройства, наполненные воздухом. Кожаные дыхательные трубки либо соединяли водолазные костюмы с колоколом, либо выводились на поверхность.

Самым главным недостатком этих приспособлений было то, что пловцы в тяжелых костюмах становились неуклюжими, они с трудом передвигались по дну, к тому же возможность перемещаться была сильно ограничена длиной дыхательных трубок. С тяжестью костюма еще можно было бы смириться, если б нашелся способ сделать его автономным. Но для этого надо было либо намного увеличить количество воздуха, которое водолаз брал с собой, либо научиться регенерировать использованный воздух.

Воздушный компрессор еще в середине XVII в. изобрел немецкий инженер Отто фон Герике. Используя сжатый воздух, можно было пребывать под водой намного дольше, но как сделать его пригодным для дыхания, в то время еще не знали. Опыты по восстановлению кислорода химическим путем в начале XVII в. проводил голландец Корнелиус ван Дреббель, затем в 1792 г. француз Дионис, член академии Бордо, а в 1808 г. его соотечественник Пьер Мари Тубулик представил публике «подводную машину», которую он называл «ихтиозавр». Сооружение представляло собой колокол, надеваемый на водолаза, внутри находился сосуд с морской водой, из которой путем химических реакций восстанавливался кислород. Однако громоздкое изобретение Тубулика мало кого заинтересовало и вскоре было забыто.

В 1825 г. англичанин Уильям Джеймс изобрел приспособление, которое можно назвать дедушкой современного акваланга. Этот аппарат имел цилиндрический пояс, служивший резервуаром для сжатого воздуха. Изобретение осталось в чертежах, но уже через шесть лет американец Кондерт придумал прорезиненную одежду, нижняя ее часть доходила до подмышек, а верхняя закрывала голову и тело водолаза до бедер. «Метод обеспечения воздухом состоял в сжатии достаточного количества его в медном подковообразном баллоне, писал репортер «Механического иллюстрированного журнала». Маленький кран пропускал воздух в костюм, не давая воде проникнуть в него. Выдыхаемый воздух выходил через отверстие размером с булавочную головку». После ряда успешных погружений изобретатель погиб. При расследовании было установлено, что под водой отказала трубка, по которой подавался воздух.

Тяжелые ботинки водолаза, которые помогают ему преодолеть выталкивающую силу воды.

О. фон Герике.

В 1832 г. директор французской спасательной компании Л. д"Ожервиль испытал свой аппарат для подводного плавания во время подъема грузов с затонувшего английского судна «Беллона». В его аппарате сжатый воздух помещался в наспинном баллоне из красной меди. Подчиненные д"Ожервиля, оснащенные этими приспособлениями, настолько успешно справились с задачей, что морской министр приказал организовать несколько водолазных школ и создать специальные группы подводных спасателей.

Следующее заметное изобретение в этой области последовало спустя три десятилетия, когда в 1863 г. американец Колин Маккин получил патент на «подводный костюм». Каучуковый костюм дополнялся наспинным резервуаром со сжатым воздухом, подающим регулятором и маской. Согласно заявке на патент, костюм давал пловцу возможность опускаться на дно, передвигаться по нему и самостоятельно подниматься на поверхность. К сожалению, этот прототип акваланга появился в самый неудачный момент: в CIIIA шла гражданская война, и даже заинтересованные лица не обратили на него внимание.

Через три года французский горный инженер Бенуа Рукароль запатентовал регулятор подачи воздуха с поверхности, отталкиваясь от своего же изобретения, позволяющего дышать сжатым воздухом в сильно загрязненной атмосфере шахты. Позднее морской лейтенант Огюст Денеруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. На спине подводника закреплялся стальной баллон, наполненный сжатым воздухом. Когда при погружении давление увеличивалось, в мембране регулятора автоматически открывался клапан, и в маску поступала дополнительная порция воздуха, а при всплытии его количество сокращалась. Таким образом, регулятор выравнивал давление в дыхательном аппарате и давление воды. Этот аппарат был связан с поверхностью шлангом, по которому в баллон подавался воздух. Однако водолаз мог отсоединять шланг от баллона и недолгое время оставаться под водой. Именно это устройство описано в романе Жюля Верна «20 000 лье под водой».

В 1878 г. Генри Флюсе изобрел первый удачный подводный аппарат с замкнутой схемой дыхания, использующий чистый кислород. К баллону была присоединена коробочка, наполненная едким калием, являющимся поглотителем углекислого газа. В то время не было известно, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным на глубине более 20 м и время его вдыхания должно быть ограничено. В начале XX в. регулятор подачи кислорода был усовершенствован, кроме того, были изготовлены баллоны, способные выдерживать давление газа до 200 кгссм3. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса во время Первой мировой войны стать штатным оборудованием для подводного флота Великобритании.

Иллюстрация к роману Ж. Верна «20 000 лье под водой».

Полностью автономным водолаза сделало изобретение Ива ле Приера, который в 1933 г. модифицировал аппарат Рукароля и Денеруза. В его варианте дыхательная смесь в баллоне находилась под очень высоким давлением. Однако этот аппарат не имел редуктора, ныряльщику приходилось открывать клапан и вдыхать из свободного потока воздуха, направленного перед маской. Воздух при этом расходовался слишком быстро, да и в целом устройство было не очень-то удобным. Поэтому, несмотря на значительный риск баротравм и малую мобильность ныряльщика, вплоть до конца Второй мировой войны использовались незначительно усовершенствованные аппараты замкнутого цикла.

В 1943 г. французский океанолог Жак Ив Кусто совместно с инженером Эмилем Ганьяном разработал аппарат с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе, названный аквалангом (or лат. aqua «вода» и англ. lung «легкое»). В том же году они основали фирму по производству автономного легководолазного оборудования открытого цикла под тем же названием Aqualung. Во всем мире это название воспринимается как торговая марка, для других подводных аппаратов используется термин «скуба» (англ. SCUBA Self-contained underwater breathing apparatus «автономный аппарат для дыхания под водой»). И только в нашей стране аквалангом называется любое легкое водолазное снаряжение.

Водолаз Уильям Баддерс готовится к рекордному на тот момент погружению на глубину 500 футов (152 м). 1938 г.

Водолаз в жестком атмосферном костюме «Тритония», разработанном для длительных глубоководных погружений (в центре). 1935 г.

Хотя за шесть с лишним десятилетий изобретение Кусто претерпело значительные изменения, принципиальная схема акваланга осталась прежней. Аппарат представляет собой состоящий из редуктора и легочного автомата регулятор, который подсоединен к металлическому баллону со сжатым воздухом или воздушной смесью. Попадая из баллона в редуктор, где давление понижается до среднего уровня (на 6- 11 атмосфер больше, чем давление окружающей среды), воздух по шлангу передается в легочный автомат, загубник которого вставляется в рот. Там давление снижается до уровня давления окружающей среды, что обеспечивает комфортное и безопасное дыхание.

С аквалангом человек может погрузиться на глубину до 300 м (рекорд 330 м) и пребывать под водой, хотя и на гораздо меньшей глубине, до 30 часов. Его широко используют для нужд промышленности, в спасательных и военных целях. Подводное плавание с аквалангом, или дайвинг, в настоящее время обретает все большую популярность, а значит, совершенствование этого приспособления непременно будет продолжаться.

Жак Ив Кусто. 1968 г.

Дышать... водой

Израильский изобретатель Алон Боднер разрабатывает акваланг принципиально нового типа. Вместо баллона со сжатой воздушной смесью он использовал устройство для извлечения растворенного воздуха из морской воды своего рода искусственные жабры. С помощью мини-центрифуги в специальной камере создается разрежение, и воздух при низком давлении начинает выходить из воды.

 


Читайте:



Программа поэтапного введения нового сотрудника в коллектив и в работу Специализированные программы адаптации включают вопросы

Программа поэтапного введения нового сотрудника в коллектив и в работу Специализированные программы адаптации включают вопросы

Чтобы новый сотрудник с самого начала смог построить доверительные отношения с коллективом и почувствовал себя полноценным членом общей команды...

Понятие капитала предприятия и его структура Чем отличается состав капитала от его структуры

Понятие капитала предприятия и его структура Чем отличается состав капитала от его структуры

Собственный капитал является финансовой основой предприятия. Он характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах...

Личная переписка: пишем неофициальные письма на английском Фразы для начала письма на английском

Личная переписка: пишем неофициальные письма на английском Фразы для начала письма на английском

Содержание и форма вашего письма во многом будет зависеть от характера, цели письма и от того, к кому оно обращено. Наиболее четко различаются...

Организационные структуры управления на предприятиях общественного питания Организационная структура общепита

Организационные структуры управления на предприятиях общественного питания Организационная структура общепита

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу...

feed-image RSS