Реклама

Главная - Идеи
Каким опытом работы можно поделиться учителю. Какие вопросы необходимо учитывать при организации методической работы в доу

Систему методической работы старший воспитатель организовывает в соответствии со спецификой ДОУ, в котором работает. Однако, несмотря на различия дошкольных учреждений, в основе организации лежит помощь воспитателям, их сопровождение в организации педпроцессов.

Методическая работа старшего воспитателя с педагогами ДОУ

В связи с этим, одной из важных тем в работе старшего воспитателя является методика изучения затруднений педагогов. Многие старшие воспитатели организовывают консультации, семинары-практикумы и другие формы обучения, которые в сумме образуют систему на год в соответствии с годовыми задачами. Однако данный подход при организации методической работы в ДОУ не учитывает , их стажем и опытом работы и приоритетами. Каждый педагог испытывает определённые, характерные для него затруднения. Задача старшего воспитателя предполагает выяснить затруднения отдельного воспитателя.

Выявить проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в ДОУ, можно с помощью анкетирования. В анкете необходимо указать три основных вопроса.

Второй вопрос - "Что в работе с детьми получается хорошо?" При ответе педагог может конкретизировать отдельные методики и программы. Ответы педагогов на второй вопрос помогут в методической работе старшего воспитателя в ДОУ провести анализ и найти для себя поле той инновации, которая не используется в детском саду. Например, внедрить один из приёмов, прочитанных в журнале и т.д., таким образом будет осуществлена инновационная деятельность.

И, наконец, третий вопрос - "В чём испытываете затруднения?" В ответе на этот вопрос педагог может указать методику, форму организации, оснащение и так далее. Его ответы станут основой для организации методической работы старшего воспитателя ДОУ. Решить проблему можно или через консультацию, или через педсовет, или через семинар-практикум.

Педагогическая помощь может быть оказана в форме наставничества, взаимопосещения, перекрёстного посещения, работы в паре, консультации, семинаров-практикумов. Педагогический коллектив интересен широкой практике именно тем опытом, который был создан в отдельно взятом педагогическом коллективе. Задача старшего воспитателя - создавать этот опыт вместе со своими воспитателями. Также необходимо определить, по какой проблеме будет создана творческая группа, которая поможет реализовать те затруднения, которые выявлены. Организация методической работы в ДОУ может принимать как групповую, так и индивидуальную форму. Старший воспитатель может выбирать форму проведения методической работы по своему усмотрению, ориентируясь на запросы воспитателей. Можно группировать воспитателей по поднятой ими проблеме, можно ориентироваться на сферу их интересов, на возраст группы, с которой они работают.

Также методическую работу старший воспитатель может организовать, ориентируясь на уровень подготовки воспитателей ДОУ. С воспитателями низкого уровня целесообразно работать с целью повышения положительного отношения к педагогической деятельности. У воспитателей среднего уровня во время методической работы нужно сформировать ориентацию на общение, овладение собственной педагогической техникой. В работе с воспитателями высокого уровня нужно делать акцент на стимуляции ценностной ориентации на творчество, на создании индивидуальной системы методической работы в ДОУ.

Качественная методическая работа старшего воспитателя будет способствовать повышению уровня как воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и педагогического мастерства воспитателей, а также сплоченности педагогического коллектива.

В рамках реализации концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск"

Наши педагоги активно следят за новинками в образовательных технологиях и стремятся "шагать в ногу со временем".

На апрельском педсовете воспитатели разных групп продемонстрировали коллегам свои "открытия" и рассказали о профессиональных "находках". Слушать их было весьма интересно, так как рассказы иллюстрировались наглядным материалом и мультимедийными презентациями.

Лепбук

Наши педагоги познакомились с понятием "лепбук" на апрельском районном семинаре по современным образовательным технологиям и так "заразились" новинкой, что в кратчайшие сроки создали и презентовали перед своими коллегами собственные лепбуки.

Это оригинальное методическое пособие, которое можно использовать не только в детском саду, но и дома. Стимулом для его "рождения" в творческих мыслях педагогов стало введение ФГОС дошкольного образования, который заставляет искать все новые пути и подходы к решению поставленных перед нами задач.

Итак, лепбук - интерактивная папка для детей. Содержание лепбука - это кармашки, систематизирующие в себе информацию и играющие роль классификаторов. Это сравнительно новое средство обучения В переводе с английского "lap" - колени, "book" - книга. Нововведение принадлежит американским учителям. В книжке-раскладушке могут быть кармашки, дверки, окошки, вкладки и подвижные детали, в которых размещаются материалы на одну тему.

На педагогическом совете было представлено сразу два лепбука наших педагогов.

Свой лепбук "Я познаю мир" презентовала воспитатель первой младшей группы № 1 Гущина Марина Александровна. Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы дети приобретают первоначальные знания о жизни через органы чувств. Именно поэтому в лепбуке Гущиной М,А. решено было уделить внимание каждой сенсорной системе.

Начинается книжка с простых заданий. Тематические странички посвященны зрению, тактильному, слуховому, вкусовому восприятиям и осязанию. В зависимости от возраста и развития детей автор предусмотрела возможность изменять наполнение кармашков и усложнять задания,

С помощью лепбука дети вместе с Мариной Александровной учатся различать предметы на ощупь. В шариках насыпаны различные крупы, соль, песок, и детям предлагается потрогать пальцами и угадать, что там спрятано, подобрав нужную картинку.

Есть в лепбуке и волшебные фломастеры. Они учат детей различать запах предметов.

Еще дети учатся описывать предметы, угадывать их по описанию. В этом им помогают имеющиеся в лепбуке – схемы и предметные картинки.

Ребята учатся описывать предметы, угадывать из по описанию. в этом им помогают имеющиеся в лепбуке – схемы, предметные картинки.

Эта книга невероятно интересна не только для детей, но и для взрослых. Очень интересно пощупать резиновые шарики с наполнением из гречки, муки, воды или фасоли или понюхать вкусно и ароматно пахнущие нарисованные фрукты.

Марина Александровна рассказал коллегам о том, как создавать такую книгу и использовать ее в образовательной деятельности.

Еще один лепбук подготовила воспитатель второй младшей группы № 2 Кириллова Елена Анатольевна.

Елена Анатольевна Кириллова уже делилась с педагогами ДОУ тем, как она использует конструктор ЛЕГО на занятиях по математике.

В это раз она познакомила педагогов с новым видом совместной деятельности, изготовлением тематического лэпбука. Елена Анатольевна продемонстрировала своим коллегам самодельную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, карточками.

Это не просто книга или папка – это лепбук, который поможет взрослым и детям в их совместной деятельности Рассмотрев все кармашки, можно узнать историю конструктора, найти схемы построек, загадки, ЛЕГО-раскраски, названия деталей и соединений - всё, всё всё про ЛЕГО…

Интерактивная доска

Еще один помощник современного педагога - интерактивная доска, которая редосталяет массу возможностей.

Ранее мы использовали ИАД в непосредственной образовательной деятельности. Это и познавательное развитие, и развитие речи, очень удобно для формирования элементарных математических представлений, а также конструирования. Как раз конструирование мы активно используем в игре «архитектурное бюро», о которой и шла речь в докладе автора игры - воспитателя средней группы № 11 Цапкиной Екатерины Валентиновны.

Мир профессий – сложная, постоянно развивающаяся система. Если раньше считалось достаточным знакомить детей с профессиями повара, продавца, врача, водителя, то в настоящее время перечень профессий постоянно пополняется, а, значит, возникает необходимость включения знаний о современных профессиях. Под современными профессиями принято понимать профессии, сформировавшиеся за последние десятилетия и отражающие запросы современного общества.

В группе для ознакомления детей с современными профессиями создали «Архитектурное бюро». В рамках этой игры дети знакомятся с такими профессиями как: архитектор, проектировщик, дизайнер, ландшафтный дизайнер. Это достаточно сложные профессии, незнакомые для детей этого возраста, но вместе с тем именно эта загадочность и манит детей, и вызывает у них познавательный интерес.

Ранее ИАД уже использовалось педагогом в непосредственной образовательной деятельности. Это и познавательное развитие, и развитие речи и очень удобная технология для формирования элементарных математических представлений и конструирования. Как раз конструирование и стало основой игры «Архитектурное бюро».

Дети овладели простейшими навыками работы на ИАД. Они рисовали самостоятельно различные фигуры, учились менять их размер, цвет, двигать по рабочей поверхности, поворачивать, копировать. Так они становились строителями, архитекторами, дизайнерами, малярами. Начала проявляться их фантазия, для пропорциональности строений идет вход и математическое мышление.

У ребят быстро формируется самостоя­тельное творческое конструирование. Его показатели: умение со­здавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрос­лым); находить нестандартные решения, вносить существенные изменения: подбирать материал по цвету, форме, величине в опре­деленном сочетании, соответствующем замыслу. Такая деятельность сопровож­дается яркой описательной речью детей. Причем здесь идет диалогическая форма общения детей со взрослыми и друг с другом, что очень важно для формирования умения слушать друг друга, признавать предложения других и продуктивно сотрудни­чать.

Детки наши очень увлеклись игрой в «Архитектурное бюро», они с энтузиазмом распределяют роли, создают необычайные постройки, оформляют их, изменяют. в результате, наблюдая за детьми, мы видим, как они стали рисовать свои проекты, строить сооружения, здания из различных строительных материалом.

В дальнейших планах педагога - создание интерактивного ателье. В ателье ребята будут знакомиться с работой современного ателье, развивать конструкторские навыки, наглядно-образное, мышление, ориентирование в пространстве, воображение, цветовосприятие, воспитывать чувство стиля и вкуса. Детки будут учиться правильно располагать детали выкройки на ткани, сочетать цвета, создавать новые расцветки и рисунки тканей, подбирать одежду.

Направление ранней профессиональной ориентации детей только набирает обороты в детских дошкольных образовательных учреждениях, но уже получило активное развитие и первые творческие "находки" педагогов.

Хотите узнать, какие вопросы чаще всего звучат на собеседованиях? Вот полный список (с самыми удачными вариантами ответа).

Некоторые компании нестандартно подходят к собеседованиям, однако в большинстве своем они задают стандартные вопросы (и получают стандартные ответы).

Вот список самых распространенных вопросов для собеседования с наилучшими вариантами ответа:

1. "Расскажите о себе"

Если вы проводите собеседование, наверняка вы уже многое знаете. Вы читали резюме и сопроводительное письмо, просматривали страницы кандидата в LinkedIn, Twitter и Facebook.

Цель любого собеседования заключается в том, чтобы выяснить, подходит ли конкретный кандидат на вакансию, которую необходимо заполнить, т.е. обладает ли он навыками и личными качествами, которые позволят ему выполнять работу. Вам нужен лидер, способный поставить себя на место другого человека? Попытайтесь выяснить, может ли кандидат стать им. Вы хотите, чтобы о вашей компании узнала широкая общественность? Спросите, может ли кандидат донести информацию.

Если вы ищете работу, расскажите, почему вы занимались тем или иным делом. Объясните, почему оставили предыдущее место работы. Опишите, как выбирали университет. Сообщите, почему решили учиться в аспирантуре. Не забудьте упомянуть о том, что вы год путешествовали по Европе и об опыте, который удалось получить в это время.

Отвечая на вопрос, не ограничивайтесь перечислением фактов (их можно прочесть и в резюме). Расскажите собеседнику, почему вы совершали те или иные поступки.

2. "Назовите свой главный недостаток"

Каждый кандидат знает, как ответить на этот вопрос. Нужно выбрать абстрактную слабость и превратить ее в достоинство.

Например: "Иногда я так увлекаюсь работой, что теряю счет времени. Опомнившись, я вижу, что все уже ушли домой. Я знаю, что мне нужно тщательнее следить за временем, но мне очень нравится то, что я делаю, и я просто не могу думать ни о чем другом!"

Значит, ваш "недостаток" заключается в том, что вы тратите на работу больше времени, чем все остальные? Мда.

Будет куда лучше описать реальный недостаток, над которым вы работаете. Расскажите о том, что вы делаете, чтобы стать лучше. Идеальных людей не существует, и вы должны доказать, что можете объективно оценивать себя и стремитесь совершенствоваться .

3. "Назовите свое главное достоинство"

Я не знаю, зачем представители компаний задают этот вопрос. Ответ на него всегда содержится в резюме.

Если вас все же спросили об этом, сформулируйте точный и конкретный ответ. Не нужно долго рассуждать. Если вы умеете решать проблемы, обязательно приведите примеры, которые имеют отношение к интересующей вас вакансии. Подтвердите свои слова! Если вы лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта, приведите примеры, доказывающие, что вы умеете отвечать на вопросы, которые еще не были заданы.

4. "Каким вы видите себя через пять лет?"

Отвечая на этот вопрос, кандидаты следуют одному из двух возможных сценариев. Одни начинают описывать свои амбиции (им кажется, что собеседник хочет услышать именно это) и всем своим видом показывают: "Мне нужна эта работа!" Другие скромничают (им тоже кажется, что собеседник длет подобной реакции) и дают самоуничижительный ответ: "Вокруг так много талантливых людей... Мне просто хочется получить работу и посмотреть, каких успехов я смогу достичь".

Оба типа ответов не дают никакой информации о кандидате - за исключением, может быть, их умения себя продать.

Если вы проводите собеседование, перефразируйте вопрос: "Если бы вы могли создать свою собственную компанию, чем бы она занималась?"

Это универсальный вопрос, потому что всем нужны сотрудники с предпринимательской жилкой.

Ответ на него расскажет о мечтах и надеждах кандидата, его интересах и истинной страсти, предпочтениях в работе, людях, с которыми он легко сходится... Все, что нужно, это внимательно послушать.

5. "Почему мы должны нанять именно вас?"

Поскольку кандидат не может сравнивать себя с теми, кого он не знает, ему остается лишь описывать свою любовь к делу и жгучее желание принести пользу. Фактически, компания заставляет кандидатов умолять ее пойти им навстречу. Задав этот вопрос, представители многих компаний откидываются в кресле и скрещивают руки на груди. Этот жест как бы говорить: "Ну же, я слушаю! Давайте, убедите меня!"

Увы, это еще один неинформативный вопрос.

Но его можно изменить: "Как вы думаете, о чем мы забыли поговорить?" или "Если бы у вас была возможность повторно ответить на один из предыдущих вопросов, что бы вы сказали?"

В конце собеседования редкие кандидаты думают, будто показали все, на что были способны. Возможно, беседа пошла в неожиданном направлении. Может быть, собеседник по-своему расставил акценты в резюме, сосредоточившись на одних навыках и забыв про другие. А может, в начале собеседования кандидат слишком нервничал и не смог правильно сформулировать все то, о чем хотел рассказать.

В конце концов, собеседования предназначены для того, чтобы узнать о кандидате как можно больше, почему бы не дать ему второй шанс?

Обязательно поддерживайте беседу на этом этапе, не позволяйте кандидату говорить с самим собой. Не стоит слушать молча, чтобы потом сказать: "Спасибо, мы с вами свяжемся". Задавайте уточняющие вопросы. Просите привести примеры.

Если кандидат задал вам встречный вопрос, обязательно ответьте на него и постарайтесь выложить новую информацию, которая до этого оставалась в тени.

6. "Как вы узнали о вакансии?"

Порталы по поиску работы, объявления в газетах и Интернете, ярмарки вакансий... Многие люди ищут первую работу именно там, и в этом нет ничего плохого.

Но если кандидат постоянно пользуется этими каналами, скорее всего, он еще не решил, чем и как он хочет заниматься.

Он просто ищет работу. Любую работу.

Поэтому вы должны не просто рассказать о том, как вы узнали о вакансии. Сообщите, что вам рассказал о ней коллега или работодатель, что вы следили за вакансиями конкретной компании, потому что вы хотите в ней работать.

Компаниям не нужны люди, которым просто нужна работа. Компаниям нужны люди, которым нужна компания.

7. "Почему вы хотите получить эту работу?"

Немного углубимся в детали. Отвечая на этот вопрос, необходимо рассказывать не только о том, что вы хотите работать именно в этой компании, но и о том, почему вакансия идеально вам подходит и чего вы хотите достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Если вы не значете, почему вакансия вам подходит, поищите другую работу. Жизнь слишком коротка.

8. "Назовите свое главное профессиональное достижение"

Ответ на этот вопрос должен иметь прямое отношение к вакансии. Если вы скажете, что за последние полтора года увеличили объем производства на 18%, претендуя на должно руководителя отдела персонала, собеседник сочтет ваш ответ любопытным, но совершенно не информативным.

Лучше расскажите о проблемном сотруднике, которого вы "спасли", или о конфликте между отделами, который вы погасили, или о подчиненных, получивших повышение за последние полгода...

9. "Расскажите в последнем конфликте с коллегой или клиентом. Что произошло?"

Когда люди упорно трудятся для достижения общей цели, конфликты неизбежны. Все мы допускаем ошибки. Разумеется, хорошее запоминается лучше, но и про плохое забывать нельзя. Идеальных людей не существует, и это нормально.

Однако людей, которые стремятся переложить свою вину и ответственность на других, определенно стоит избегать. Работодатели предпочитают тех, кто сосредотачивается не на проблеме, а на ее решении.

Всем нужны сотрудники, готовые признать свою неправоту, взять на себя ответственность за ошибку и, что самое важное, извлечь урок из этого опыта.

10. "Опишите свою идеальную работу"

Формулируя ответ, помните - он должен иметь отношение к вакансии!

Тем не менее, его совсем необязательно придумывать. Вы можете обучаться и развиваться, что бы вы ни делали. Попытайтесь определить, какие навыки вы можете приобрести, заняв должность, на которую вы претендуете, а затем представьте, как эти навыки могли бы пригодиться вам в будущем.

Не бойтесь признать, что однажды вы можете уйти в поисках другой работы или, может, даже начать свой собственный бизнес. Работодатели уже давно не ждут, что сотрудники останутся у них навечно.

11. "Почему вы хотите оставить работу, которая есть у вас сейчас?

Начнем с того, о чем не нужно говорить (если вы представляете работодателя, вам стоит насторожиться):

Не говорите о том, что вам не нравится ваше начальство. Не говорите о том, что не можете поладить с коллегами. Не поливайте грязью саму компанию.

Сосредоточьтесь на выгоде, которую принесет вам этот шаг. Расскажите о том, чего хотите достичь. Расскажите о том, чему хотите научиться. Расскажите о том, как планируете развиваться. При этом не забудьте упомянуть о выгоде для потенциального работодателя.

Люди, которые жалуются на начальство и коллег, подобны сплетникам. Если они сплетничают о ком-то еще, настанет день, когда они начнут сплетничать и о вас.

12. "Какие рабочие условия кажутся вам наиболее привлекательными?"

Если вам нравится работать в одиночестве, но вы претендуете на должность оператора центра обработки звонков, честный ответ будет звучать неуместно.

Подумайте о вакансии и о культуре компании в целом (культура есть у каждой компании - искусственная или стихийная.) Если для вас важен гибкий рабочий график, но вам его не предлагают, сосредоточьтесь на чем-нибудь еще. Если вам требуется постоянная поддержка руководства, а работодатель поощряет самоуправление, на время забудьте об этом.

Найдите способы совместить свои потребности с принятыми в компании правилами. Если вы не можете этого сделать, скорее всего, вам стоит поискать другую работу.

13. "Расскажите о самом сложном решении, которое вам довелось принять за последние полгода"

Задавая этот вопрос, работодатель хочет оценить умение кандидата решать проблемы и подыскивать аргументы, а также готовность к риску.

Если у вас нет ответа на этот вопрос, это очень плохо. Каждому приходится принимать сложные решения, вне зависимости от должности. Моя дочь как-то работала на полставки официанткой в ближайшем ресторане. Она постоянно принимала сложные решения - например, о том, как вести себя с постоянным клиентом, чьи действия порой граничили с домогательством.

Хороший ответ должен включать в себя аргументы, которые помогли принять решение (например, анализ больших объемов данных для выявления оптимального направления движения).

Великолепный ответ также описывает взаимоотношения со всеми, кто был вовлечен в процесс принятия решений, а также его последствия.

Разумеется, результаты анализа - это отличный аргумент, однако практически каждое решение влияет на людей. Лучшие кандидаты обычно рассматривают вопросы с разных сторон и принимают взвешенные решения.

14. "Опишите свой стиль управления"

Это вопрос, на который сложно ответить, не прибегая к банальностям. Попытайтесь привести примеры. Скажите: "Позвольте рассказать вам о трудностях, с которыми я столкнулся, занимая должность руководителя. Думаю, они дадут полное представление о моем стиле". После этого опишите, как вы решали проблему, мотивировали команду, преодолевали кризис и т.д. Объяснитье, что и зачем вы делали, чтобы собеседник понял, как именно вы управляете другими людьми.

Не забудьте упомянуть о результатах, которых вы достигли.

15. "Расскажите о ситуации, в которой вы были не согласны с решением большинства. Что вы сделали?"

Окружающие нас люди иногда принимают решения, с которыми мы не согласны. И это нормально, важно лишь то, как мы проявляем свое несогласие. (Мы все знаем тех, кто любит оставаться после собраний, чтобы оспорить решение, которое они прилюдно поддержали.)

Продемонстрируйте свой профессионализм. Докажите, что умеете конструктивно высказывать свои опасения. Если однажды вам удалось изменить общее мнение, и это изменение было удачным, хорошо. Если подобных примеров нет, подчеркните, что вы можете поддержать решение, даже если оно кажется вам неверным (речь не идет о неэтичных и безнравственных решениях).

16. "Как бы вас описали другие люди?"

Я ненавижу этот вопрос. Это же пустая трата слов! Правда, однажды я все же его задал и получил ответ, который мне очень понравился.

"Люди сказали бы, что я тот, кем кажусь", - ответил кандидат. - "Если я что-то говорю, я это делаю. Если я обещаю помочь, я обязательно помогаю. Я не думаю, что нравлюсь всем и каждому, но они могут на меня рассчитывать, потому что знают, как я работаю".

Что может быть лучше?

17. "Что нам стоит ожидать от вас в первые три месяца работы?"

В идеале, этот вопрос должен исходить от работодателя, желающего определиться со своими ожиданиями относительно нового сотрудника.

Отвечать нужно так:

  • Вы пытаетесь определить, какую пользу приносит ваша работа. Вы не просто делаете вид, что заняты. Вы делаете то, что нужно.
  • Вы учитесь помогать всем участникам процесса - руководству, коллегам, подчиненным, клиентам, поставщикам, реализаторам...
  • Вы выясняете, что получается у вас лучше всего. Вас наняли потому, что вы обладаете конкретными навыками, и эти навыки необходимо применять.
  • Вы добиваетесь положительных результатов, работаете с энтузиазом и чувствуете себя частью команды.

Используйте этот план ответа, добавив в него подробностей с учетом специфики вашей работы.

18. "Чем вы любите заниматься в нерабочее время?"

Многие компании считают, что их культура очень важна, и используют информацию о предпочтениях кандидата вне работы, чтобы определить, впишется ли он в команду.

Пытаясь убедить собеседника в том, что вы идеально подходите, не восхищайтесь занятиями, которые на самом деле вам не нравятся. Сосредоточьтесь на занятиях, которые позволяют вам развиваться - изучать что-то новое, добиваться более высоких целей. Например: "Мои дети еще совсем маленькие, поэтому свободного времени почти нет, однако по дороге на работу и обратно я учу испанский язык".

19. "Сколько вам платили на предыдущем месте работы?"

Это сложный вопрос. Обычно его задают перед тем, как сделать предложение по зарплате, и вы должны ответить честно, но при этом не прогадать.

Попробуйте метод, предложенный Лиз Райан. Скажите: "В настоящее время я сосредоточился на вакансиях, которые позволили бы мне зарабатывать примерно 50 тысяч рублей. Ваша вакансия подходит под этот критерий, верно?" (Вообще-то, вы наверняка уже знаете ответ, но почему бы не подыграть?)

20. "Улитка сидит на дне колодца глубиной 9 метров. Каждый день она проползает 2 метра, а за ночь сползает вниз на 1 метр. Сколько дней ей понадобится, чтобы вылезти из колодца?"

В последнее время подобные вопросы становятся все популярнее (спасибо, Google!). Возможно, ваш собеседник и не ждет, что вы тут же броситесь высчитывать. Скорее всего, он хочет понять, как вы мыслите.

Попытайтесь решить задачу, комментируя каждый шаг. Если вы допустили ошибку, не бойтесь посмеяться над собой - возможно, это стресс-тест, и собеседник хочет посмотреть, как вы реагируете на неудачу.

21. "Вы хотели что-то спросить?"

Не упускайте возможность! Задайте умный вопрос - не только для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, но и для того, чтобы убедиться, что выбрали правильную компанию. Не забывайте, что собеседование - это двусторонний процесс.

Примеры вопросов:

22. "Каких результатов я должен достичь в течение первых трех месяцев работы?"

Если вам не задали этот вопрос, задайте его сами. Зачем? Хорошие кандидаты стремятся взяться за дело без промедления. Они не хотят тратить недели и месяцы на то, чтобы "получше узнать организационную структуру". Они не видят смысла в ориентационных мероприятиях и предпочитают учиться на ходу.

Они хотят приносить пользу уже сейчас.

23. "Назовите три качества, которыми обладают ваши лучшие сотрудники"

Хорошие кандидаты хотят быть хорошими сотрудниками. Они знают, что все компании разные, и для успешной работы в них требуются разные качества.

Может, все хорошие сотрудники работают допоздна. Может, вы цените творческий подход выше, чем умение четко следовать протоколу. Может, вы стремитесь завоевывать новые рынки, поэтому привлечение новых клиентов для вас важнее, чем долгосрочные отношения со старыми. А может, вам нужны те, кто готов потратить равное количество времени на начинающего покупателя и на оптового постоянного заказчика.

Хорошие кандидаты нужно это знать. Они хотят убедиться не только в том, что впишутся в коллектив, но и в том, что смогут достичь успеха.

24. "От чего на самом деле зависят результаты работы в этой должности?"

Инвестируя в сотрудников, работодатели ждут, что они принесут ему прибыль (иначе зачем вообще им платить?).

В каждой работе есть виды деятельности, которые приносят большую отдачу, чем другие. Вам нужен HR-специалист, чтобы заполнял открытые вакансии, но на самом деле он должен находить правильных людей, тем самым минимизируя процент текучести кадров, сокращая издержки на обучение новых сотрудников и повышая общую производительность.

Вам нужен слесарь-ремонтник, чтобы чинил приборы, но на самом деле он должен эффективно решать проблемы клиентов и выстраивать взаимоотношения с ними так, чтобы они обращались к нему снова и снова.

Хорошие кандидаты хотят знать, какие качества позволят им внести наибольший вклад в общее дело, потому что их личный успех зависит от успеха всей компании.

25. "Перечислите приоритеты компании на этот год. Какой вклад я смогу внести, если займу эту должность?"

Каждый кандидат желает знать, что его работа важна для окружающих.

Хорошие кандидаты хотят заниматься значимым делом, служить высшей цели и работать с людьми, которые разделяют их ценности.

В противном случае работа теряет смысл.

Сотрудники, которые любят свою работу, обязательно рекомендуют работодателя своим друзьям и знакомым. То же самое касается руководителей - они обязательно приводят с собой тех, с кем они раньше работали. Им потребовалось немало времени на то, чтобы доказать свою компетентность и выстроить взаимоотношения, основанные на доверии, поэтому люди инстинктивно за ними следуют.

Все это говорит о качестве рабочего окружения и об атмосфере в коллективе.

27. "Что вы будете делать, если?.."

У каждой компании сть проблемы - технологии устаревают, на рынке появляются новые конкуренты, экономические тенденции постоянно меняются. Далеко не у всех есть экономические рвы, способные их защитить.

Даже если кандидат рассматривает работодателя как стартовую площадку для высокого прыжка, он все равно надеется на рост и развитие. Принимая предложение работодателя, каждый сотрудник надеется уйти от него по собственному желанию, а не потому, что компанию вытеснили с рынка.

Предположим, вы владеете магазином лыж. Примерно в километре от вас открылся еще один магазин. Как вы планируете бороться с конкуренцией? Или, предположим, у вас есть птицефабрика. Что вы сделаете, чтобы снизить расходы на корм?

Хорошие кандидаты хотят не только понять, как вы мыслите. Они хотят узнать, что вы собираетесь делать в ближайшем будущем и найдется ли в вашем плане место для них.

Джеф Хаден (Jeff Haden) inc.com. Перевод: Айрапетова Ольга

  • Карьера и Саморазвитие

Учителя в России редко обмениваются знаниями. И дело не только в нехватке времени из-за «вала» отчетности и роста нагрузки. Как следствие работы «за закрытыми дверями», соперничества и сверхконтроля со стороны чиновников, в школах сложилась «культура индивидуальности». Рецептам укрепления командного духа учителей и активизации обмена знаниями между ними посвящена статья в новом номере журнала «Вопросы образования»

Видимость коллективного разума

Обмен знаниями между работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. Эту простую истину можно видеть в действии где угодно, только не в российских школах.

Между тем, учителям подобный «коллективный разум» весьма помог бы: сэкономил время на поиск информации, позволил бы быстрее найти новые подходы к передаче знаний что, возможно, привело бы к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выиграло бы. Корпоративные, «менеджерские» технологии активизации профессиональной дискуссии педагогов рассмотрены в статье группы ученых Высшей школы менеджмента СпбГУ – доцента кафедры организационного поведения и управления персоналом Татьяны Андреевой , старшего преподавателя кафедры государственного и муниципального управления Анастасии Голубевой и аспирантов Анастасии Сергеевой и Ярослава Павлова («Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность », журнал «Вопросы образования» № 2 , 2013 г.).

Школы в принципе плохо делятся знаниями и опытом, отмечают авторы в теоретической части статьи. В российских школьных коллективах инструменты обмена успешными методиками и навыками, несомненно, существуют, но не всегда работают.

Так, методические объединения на уровне школы, в рамках которых учителя одной или смежных специальностей должны регулярно обмениваться опытом, нередко «эволюционируют» в средство контроля. Педагогические семинары (районные, городские) и открытые уроки в школе зачастую превращаются в «показательные выступления», за которыми редко можно увидеть ежедневную практику и индивидуальность учителя. В то же время на обычные, рутинные уроки педагоги крайне неохотно приглашают коллег.

Собрания и интернет-дискуссии учителей тоже дают мало пользы в смысле обмена знаниями. Обсуждения в педагогических блогах и форумах часто перерастают в «жалобы на жизнь учителей». Так или иначе, все это, скорее, лишь имитации обмена знаниями, чисто формальный «коллективный разум». Во всяком случае, о плодотворном профессиональном взаимодействии учителей, которое вывело бы школу на новую ступень развития, речи тут нет.

Барьеры и стимуляторы обмена знаниями

  1. Культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.
  2. Недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.
  3. Консерватизм – нежелание принимать инновации.

В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом – повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

  1. Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.
  2. Лидерские качества директора и других управленцев.
  3. Атмосфера доверия в коллективе.

Анкетирование петербургских учителей осенью 2011 года подтвердило эти теоретические положения.

Психологические корни обмена знаниями

Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя – с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики, поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

  • Внутренняя мотивация положительно влияет на активность индивида в обмене знаниями, это «наиболее значимый предиктор поведения».
  • Организационная культура, поддерживающая профессиональный диалог, влияет на поведение учителей, это второй предиктор.
  • Внешняя мотивация лишь косвенно воздействует на обмен знаниями у педагогов – повышает его активность через укрепление внутренней мотивации.
  • Для успешных учительских «мастер-классов» требуются навыки саморефлексии и «экстернализации собственных неявных знаний».

Как развить готовность к обмену знаниями?

Повышать автономию сотрудника, отвечают на этот вопрос авторы статьи.

Это означает предоставление учителю свободы в выборе методов работы и отсутствие жесткого контроля за его решениями и способами выполнения задач.

Однако сегодня, подчеркивают исследователи, в российской школе происходит обратный процесс. Автономность учителя все больше ограничивается возрастающим контролем со стороны проверяющих органов и директора школы. Это мешает работе в целом и обмену знаниями в частности.

Второй алгоритм «оживления» профессионального диалога – создание обратной связи, которая действует через базовую психологическую потребность человека – «потребность в причастности». Обратная связь «подкрепляет желательное поведение» человека, поскольку ближайшее социальное окружение признает его важным. Иными словами, регулярно демонстрируя учителям, что в школе обмен знаниями с коллегами считается ценным, можно косвенно укрепить внутреннюю мотивацию педагогов к взаимодействию, считают авторы работы.

Третий рецепт усиления внутренней мотивации связан с так называемым трансформационным лидерством. Оно предполагает акцент на развитии сотрудников, «креатив» – установку на использование воображения и самостоятельное мышление, создание ясной и оптимистичной картины будущего, а также влияние лидера на сотрудников через попытку быть для них образцом для подражания. По сути, здесь силен элемент корпоративного командообразования – общее видение будущего, творческое взаимодействие и пр.

Наконец, есть и кадровые решения, которые будут благоприятствовать обмену знаниями. Так, например, при найме на работу новых сотрудников имеет смысл учитывать готовность к передаче и восприятию знаний. Впрочем, уточняют авторы, в условиях российских школ с их кадровым дефицитом это, скорее, благое пожелание. Выбор осуществляет, скорее, учитель, чем учебное заведение.

«Коварство» внешней мотивации

Казалось бы, парадокс, но при определенных условиях прямые внешние стимулы способны ослабить внутреннюю мотивацию: «Внутренне мотивированный человек чувствует, что локус контроля его действий смещается с внутреннего удовольствия на внешние условия». Другими словами, идет переход от «Я делаю это, потому что мне это нравится » к «Я делаю это, потому что мне за это платят ».

Учитывая этот потенциальный конфликт между внешними стимулами и внутренней мотивацией, следует действовать «маневренно». Чтобы внешняя мотивация положительно действовала на внутреннюю, нужно, чтобы предлагаемые выгоды были не контролирующими (не направляли поведение), а информирующими. У сотрудника должно быть ощущение, что определенные поступки ценятся, а не насаждаются организацией. В этом случае внутренняя и внешняя мотивации гармонируют.

Директор может поощрять диалог учителей, например, выплачивая им премии постфактум. При этом, уточняют исследователи, такие поощрения должны продвигать именно групповой обмен знаниями, а не выделять индивидуальную инициативу конкретного педагога. Например, при реализации успешных совместных проектов премию должна получить вся группа.

Впрочем, и моральные поощрения – «способность директора выделить и подчеркнуть выгоды совместной работы» – могут сыграть важную роль.

Помочь учителю озвучить его ноу-хау

Для обмена знаниями учителю важно иметь личный опыт и наработанные навыки преподавания. У каждого педагога – свои тактики того, как удерживать внимание класса, как подать ту или иную тему и заинтересовать учеников. Однако проблема в том, считают исследователи, что такие знания – «неявные», и без профессиональной саморефлексии, без их осмысления учителю порой бывает трудно выявить и сформулировать свое ноу-хау.

Одно дело – передача знаний школьникам, и совсем другое – коллегам. Подходы к трансляции своего опыта явно различаются. Тут на помощь приходит андрагогика – методы обучения взрослых. Однако в наставничестве нужно избегать резких контрастов, советуют авторы статьи. Если новичка обучает наиболее квалифицированный сотрудник, им бывает сложно найти общий язык. «Суперпрофи» вечно занят, да и не всегда может объяснить тонкости работы на доступном неофиту языке.

Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. В том числе – и по развитию навыков не только передачи, но и восприятия знаний. Авторы статьи рекомендуют директорам школ проводить для коллектива тренинги по активному слушанию.

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала « Вопросы образования » и OPEC.ru

Анкеты для воспитателей

Анкета №1

Уважаемая__________________________________________________

Просим Вас ответить на вопросы, которые помогут определить направления в работе на будущий год.

1 .Какие Вы испытываете затруднения в организации воспитательно-образовательного процесса?___________________________________________

___
_

2.В каких городских профобъединениях педагогов Вы хотели бы повышать свою

квалификацию?________________________________________________________

___________________________________________________________________

4.В каких творческих группах педагогов Вы хотели бы участвовать у нас в ДОУ?

5. Какие бы Вы хотели посетить консультации и семинары в будущем году?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 .Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на педсоветах в следующем году? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 .Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо запланировать на следующий год?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. За какие мероприятия Вы могли бы отвечать?_____________________________

____________________________________________________________________

9 .Как Вы оцениваете работу коллектива за текущий год?_________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога

_______________________________________________

1. Как Вы реализуете личностно-ориентированный подход к работе с детьми?

________________________________________________________________

________________________________________________________________
2. Как Вы обеспечиваете образование качественных знаний, умений и навыков у детей по разным направлениям программы?______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. За счет чего обеспечивается результативность в работе с детьми:

Отношение к работе с детьми

Умение планировать работу

Знание психолого-педагогических основ обучения

___________________________________________________________________
4. Какие новые педагогические технологии Вы используете в воспитательно-образовательной работе с детьми?_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Какими знаниями и умениями владеете по организации педагогического процесса?

____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

6. Каков уровень сформированности ПРС Вашей группы?____________________________
_____________________________________________________________________________
7. Как организуете взаимодействие с родителями детей?_____________________________

8. При планировании своей деятельности можете ли выделить главное, первостепенное?
______________________________________________________________________________
9. Как Вы относитесь к порученному делу?_________________________________________

10. Как сочетаете обязательное и творческое в своей деятельности?______________________

11. Как оцениваете свою работу по самообразованию?_________________________________
_______________________________________________________________________________
12. По каким вопросам Вы наиболее подготовлены?___________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
13. Какую помощь можете оказать коллегам?___________________________________________

__________________________________________________________________________________
14. Какую помощь можете оказать родителям?__________________________________________
__________________________________________________________________________________
15. Используете ли Вы новинки литературы в практике?__________________________________
__________________________________________________________________________________
16. Планируете ли Вы исследовательскую деятельность, направленную на совершенствование опыта работы, на повышение ее результативности?______________________________________

__________________________________________________________________________________
17. Над чем намечаете работать в ближайшее время?_____________________________________
__________________________________________________________________________________

18. Отметьте мотивы, побуждающие Вас совершенствовать свое мастерство:

Стремление вырастить из детей настоящих людей

Привычка работать добросовестно

Желание принести пользу обществу

Желание не отстать от жизни

Желание развивать познавательные интересы у детей

Желание заслужить признание

Интерес к творчеству, новизне

Стремление более успешно преодолевать трудности в работе с детьми

Потребность в доброжелательном отношении к успехам и удачам со стороны администрации и коллег

Необходимость выполнить требования, заслужить доверие со стороны коллег

Необходимость выполнить требования коллектива

Желание быть в числе лучших

Материальный интерес

Возможность внедрения опыта в коллективе

Перспектива получать благодарность администрации, быть представленным к почетному званию, к награде.

Анкета №2

Уважаемая____________________________________________________

5 баллов - Вам это свойственно в высшей степени

4 балла - Вам это свойственно

3 балла - Вам это свойственно, но не всегда

2 балла - Вам это свойственно в малой степени

1 балл - Вам это не свойственно

КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА

Восприимчивость к новому

1. Постоянно следит за передовым опытом в своей сфере деятельности, стремится внедрить его с учетом изменяющих образовательных потребностей населения, общества

2. Постоянно, много и упорно занимаюсь самообразованием

3. Приверженность к определенным идеям, развитие их в процессе педагогической деятельности

4. Постоянный анализ своей деятельности, привлечение к этому родителей, коллег, научных консультантов и др.

5. Имеет чувство перспективы, прогнозирует свою деятельность

Подготовленность к освоению новшеств

1. Вы информированы о новшествах в дошкольной воспитательной- образовательной теории и практике

2. Вы чувствуете потребность в изменении и обновлении педагогического процесса

3. У вас устойчивая мотивация на разработку и освоение новшеств

4. У вас имеется система знаний для успешной реализации профессиональной педагогической деятельности

5. У вас имеются знания и умения для исследовательской деятельности

Степень новаторства педагога

1. Педагог - новатор

2. Педагог - передовик

3. Педагог - «золотая середина»

4. Педагог традиционных взглядов

5. Педагог - консерватор

Анкета №3

Самооценка общественно-педагогической деятельности педагога_______________________________________________________________________

КРИТЕРИИ - БАЛЛЫ

1.Демонстрация методического мастерства внутри детского сада

2.Демонстрация методического мастерства на город

3.Кружковая работа

4.Руководство творческой группой педагогов

5.Участие и призовые места в конкурсах детского сада

6.Участие и призовые места на городских конкурсах

7.Участие в семинарах - практикумах ДОУ

8.Участие в городских семинарах - практикумах

9.Участие в спортивных праздниках

10.Участие в конференциях

11.Исполнение ролей на детских праздниках

0 баллов - критерий не реализован

1 балл - реализован частично

2 балла - реализован полностью

Анкета №4

Самооценка успешности деятельности педагога

Критерии:

1.Планирование работы

2.Осуществление личностно-ориентированного подхода в педпроцессе

3.Сочетание в практике работы различных воспитательно-образовательных технологий

4.Владение содержанием программы «Из детства в отрочество»

5.Создание ПРС в соответствии с требованиями образовательных программ ДОУ

6.Вовлечение родителей в педпроцесс

 


Читайте:



Какие самолеты можно назвать легендами и почему

Какие самолеты можно назвать легендами и почему

Российская империя РСФСР Годы производства - Единиц произведено ~80 Базовая модель Русский витязь Изображения на Викискладе Илья...

Как добывают известняк

Как добывают известняк

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. Хотя встречается и известняк хомогенного...

Показать детям презентацию иллюзии

Показать детям презентацию иллюзии

Презентация на тему "Оптические иллюзии" по физике в формате powerpoint. Интересная презентация для школьников содержит большое количество примеров...

план-конспект урока (6 класс) на тему

план-конспект урока (6 класс) на тему

Сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье.Привить любовь к истории и памятникам культуры...

feed-image RSS