Главная - Бизнес планы
Перспективы развития российского машиностроения. Перспективы развития машиностроения в россии Угрозы развития машиностроения в долгосрочной перспективе

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 . Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции - автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие размещаются в районах, где хорошо развита сеть - Центральная , . Таким образом, транспортный фактор - важнейший для размещения машиностроения.

Предприятия наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электронное, радиотехническое) ориентируются на фактор наукоёмкости и размещаются там, где есть развитая научная база (Москва, Новосибирск и т. д.).

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки - приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения - Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например - - , Сибирь - Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например - Санкт-Петербург.

Многие виды машин нужны везде, а некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно , значит, их выгоднее производить, там, где есть в них потребность - потребительский фактор.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение - ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в является - развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Развитие машиностроительного комплекса РФ должно опираться на новые базовые ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственную поддержку производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

К таким направлениям, безусловно, следует относить нанотехнологии и ресурсосберегающие технологии. Они требуют малых затрат энергии, материалов, не нуждаются в обширных производственных и складских помещениях. С другой стороны, их развитие требует высокого уровня подготовки ученых, инженеров и технических работников, а также особой организации производства.

За рубежом работы в этой области стремительно развиваются в течение последних лет в рамках ряда приоритетных программ правительств Японии, США, ФРГ, Франции, Китая и других стран.

В России целевое бюджетное финансирование работ в области наноматериалов и нанотехнологий осуществляется с начала 90-х годов прошлого века в рамках нескольких программ. Государственная поддержка этих работ, хотя и несоизмеримая по своим масштабам с их финансированием в других странах, способствовала развитию этого перспективного направления, позволила сохранить научный потенциал, достаточно высокий уровень исследований и лидирующие позиции в некоторых областях нанонауки.

Нанотехнологии имеют конкретное промышленное применение. Сегодня на рынке предлагается большая номенклатура промышленно изготовляемых наноматериалов: металлических, гидрооксидов, оксидов и композитных порошков, которые уже находят широкое применение во многих секторах промышленности и строительства. Нанопорошки имеют свойства, отличающиеся от свойств металлов, окислов и т.д., из атомов и молекул которых они изготовлены.

В основе научно-технического «прорыва на наноуровне», форсируемого промышленно развитыми странами, лежит использование новых, ранее не известных свойств и функциональных возможностей материальных систем при переходе к наномасштабам, определяемым особенностями процессов переноса и распределения зарядов, энергии, массы и информации при наноструктурировании. Многие из кардинально отличных свойств наноматериалов по отношению к объемным того же химического состава обусловлены эффектами многократного увеличения доли поверхности нанозерен и нанокластеров (до сотен квадратных метров на грамм). С этим связаны новые свойства многих конструкционных и неорганических наноматериалов. Причем значительное количество таких свойств до конца еще не исследовано.

Сложность перехода машиностроения на инновационный путь развития состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество необходимо в исторически короткое время решать одновременно две задачи: модернизацию самого машиностроения и техническое перевооружение других отраслей экономики.

К сожалению, приходится констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах незначительное число российских машиностроительных компаний.

Необходимо отдавать себе отчет, что наши потенциальные конкуренты без всяких сомнений продвигаются к созданию постиндустриального общества, в полном смысле этого слова, концентрируя для этого колоссальные ресурсы на высокотехнологичных направлениях. Мы же пока в этом вопросе серьезно отстаем. Нам необходимо преодолевать отставание от мирового уровня, с одновременным формированием и распространением наиболее эффективных инновационных технологий завтрашнего дня. России предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, чтобы в кратчайшие сроки развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в состоянии, отстающем от развитых стран на 20-30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности в России имеются все необходимые условия для опережающего развития машиностроения. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, это развитие нанотехнологий, высокоэффективных ресурсосберегающих технологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В машиностроении применение нанотехнологий и наноматериалов позволит увеличить ресурс режущих и обрабатывающих инструментов с помощью специальных покрытий и эмульсий, внедрить нанотехнологические разработки в модернизацию парка высокоточных и прецизионных станков. Созданные с использованием нанотехнологий методы измерений и позиционирования обеспечат адаптивное управление режущим инструментом на основе оптических измерений обрабатываемой поверхности детали и обрабатывающей поверхности инструмента непосредственно в ходе технологического процесса. Например, эти решения позволят снизить погрешность обработки с 40 мкм до сотен нанометров при стоимости та кого отечественного станка около 12 тыс. долл. И затратах на модернизацию не более 3 тыс. долл. Равные по точности серийные зарубежные станки стоят не менее 300-500 тыс. долл. При этом в модернизации нуждаются не менее 1 млн активно используемых металлорежущих станков из примерно 2,5 млн станков, находящихся на балансе российских предприятий.

В двигателестроении и автомобильной промышленности - за счет применения наноматериалов, более точной обработки и восстановления поверхностей можно добиться значительного (до 1,5-4 раз) увеличения ресурса работы автотранспорта, а также снижения втрое эксплуатационных затрат (в том числе расхода топлива), улучшения совокупности технических показателей (снижение шума, вредных выбросов), что позволяет успешнее конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Использование возможностей нанотехнологий может уже в недалекой перспективе принести резкое увеличение стоимости валового внутреннего продукта и значительный экономический эффект в машиностроительном комплексе. Тем самым принципиально изменяют отрасль машиностроения в целом, определяя вектор постиндустриального развития ближайших десятилетий.

Известно, что полное удовлетворение всех требований, предъявляемых к машиностроительному производству – абсолютно невыполнимая задача, поэтому всегда приходится идти на компромисс, обозначая главные требования и обеспечивая соответствующие им критерии качества. Отметим поэтому лишь основные требования к деталям и машинам при использовании ресурсосберегающих технологий их изготовления.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ – изготовление изделия при минимальных затратах труда, времени и средств при полном соответствии своему назначению. Технологичность деталей обеспечивается: формой их простейших поверхностей (цилиндрической, конической и др.), удобной для обработки механическими и физическими методами; применением материалов, пригодных для безотходной обработки (давлением, литьем, сваркой и т. п.), и ресурсосберегающей технологии; стандартной системой допусков и посадок и другими средствами и методами.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ – минимальная стоимость производства и эксплуатации. Экономичность деталей и узлов достигается оптимизацией их формы и размеров из условия минимума материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства, за счет максимального коэффициента полезного действия в эксплуатации при высокой надежности; высокой специализацией производства и т. д. При оценке экономичности учитывают затраты на проектирование, изготовление, эксплуатацию и ремонт.

НАДЁЖНОСТЬ – свойство объекта сохранять во времени способность к выполнению заданных функций (ГОСТ 27.002-83).

Эстетичность - совершенство и красота внешних форм деталей, узлов и машин существенно влияют на отношение к ней со стороны обслуживающего персонала. Оформление узлов и деталей, определяющих внешние очертания машины, должно быть красивым и отвечать требованиям художественного конструирования (дизайн). Формы наружных деталей для создания привлекательного их вида разрабатывают с участием дизайнеров. Специально подбираются цвета для окраски.

Снижение массы деталей - в самолетостроении и некоторых других отраслях промышленности выполнение этого требования является одной из главных расчетно-конструкторских задач ресурсосбережения.

Использование недефицитных и дешевых материалов - это условие должно быть предметом особого внимания во всех случаях при проектировании деталей машин. Необходимо экономить цветные металлы и сплавы на их основе.

Удобство эксплуатации - при проектировании необходимо стремиться, чтобы отдельные узлы и детали можно было снять или заменить без нарушения соединения смежных узлов. Все смазочные устройства должны работать безотказно, а уплотнения - не пропускать масла. Движущиеся детали, не заключенные в корпус машины, должны иметь ограждения для безопасности обслуживающего персонала.

Большое экономическое значение при внедрении ресурсосберегающих технологий в машиностроительный комплекс имеют следующие показатели:

1) возможность массового производства стандартных деталей, что снижает их себестоимость;

2) возможность использования стандартного режущего и измерительного инструмента;

3) легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте;

4) экономия труда при конструировании;

5) повышение качества конструкции.

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время. Финансовая политика в области ресурсов направлено воздействует на долговременное состояние предприятия, а так же определяет его текущее состояние. Она диктует тенденции экономического развития, перспективный уровень научно-технического прогресса, состояние производственных мощностей предприятия.

Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под научно-техническим прогрессом подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс "дорожает", так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма или предприятие должны четко понимать, для решения каких задач -стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

Роль науки в развитии современного промышленного производства настолько возрастает, что ее все чаще считают производительной силой. Это происходит тогда, когда наука обосабливается в самостоятельную сферу деятельности с особым профессиональным составом работников, со своей специфической материально-технической базой и конечной продукцией.

От научно-технического потенциала страны во многом зависит и научно-производственный потенциал ее национальных фирм и предприятий, их способность обеспечивать высокий уровень и темпы НТП, их "выживаемость" в условиях конкурентной борьбы. Научно-технический потенциал страны создается как усилиями национальных научно-технических организаций, так и использованием мировых достижений науки и техники.

Основные понятия ресурсов, ресурсосберегающих технологий

Ресурсы – это природные или созданные человеком ценности, которые предназначены для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей.

Ресурсосбережение - совокупность мер по бережливому и эффективному использованию фактов производства (капитала, земли, труда). Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; снижения фондоёмкости и материалоемкости продукции; повышения производительности труда; сокращения затрат живого и овеществленного труда; повышения качества продукции; рационального применения труда менеджеров и маркетологов; использования выгод международного разделения труда и др. Способствует росту эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Ресурсосберегающие технологии - технологии, обеспечивающие производство продукции с минимально возможным потреблением топлива и других источников энергии, а также сырья, материалов, воздуха, воды и прочих ресурсов для технологических целей.

Ресурсосберегающие технологии включают в себя использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, а также рекуперацию энергии, замкнутую систему водообеспечения и т.п. Позволяют экономить природные ресурсы и избегать загрязнения окружающей среды.

Общие способы разработки ресурсосберегающих технологических процессов машиностроительных производств. Пути разработки и подходы к созданию ресурсосберегающих и малоотходных производств

Проблема ресурсосбережения является важной для машиностроения, так как затраты на металл, в структуре себестоимости изделия, достигают 60…80%.

К основным источникам ресурсосбережения в машиностроении относятся:

Снижение удельной массы изделия;

Повышение коэффициента использования материалов;

Увеличение срока службы изделия.

Поэтому основной упор в разработке ресурсосберегающих технологий делается на заготовительное производство и упрочняющие технологии, а также на применяемые методы обработки и формообразования. Рассмотрим некоторые из них (примеры).

1. Холодная штамповка деталей из листового проката, обладающего анизотропией механических свойств: такая технология может быть применена для изготовления цилиндров амортизаторов, корпусов цилиндров привода сцепления, газовых баллонов, цилиндров гидронасосов и т.д. и предусматривает комбинированную вытяжку, отличающуюся одновременным изменением диаметра вытягиваемой заготовки и толщины стенки.

Упомянутая технология позволяет:

Увеличить ресурс работы изделий в 2-3 раза;

Снизить металлоемкость изделий в 1,3-1,5 раза;

Снизить трудоемкость производства в 3-5 раз.

Это пример повышения показателей ресурсосбережения производства по обработке металлов давлением.

2. Способ размерного шлифования труднообрабатываемых изделий со сложной криволинейной поверхностью для повышение эффективности шлифования деталей типа турбинных лопаток, кулачковых валов и др., изготавливаемых из труднообрабатываемых материалов: в основу разработки положена идея снижения энергосиловых параметров стружкообразования за счет обеспечения условий для наиболее полного адсорбционного взаимодействия ювенильных участков поверхности зоны резания с компонентами смазочно-охлаждающей технологической среды (СОТС), способствующего снижению энергии пластической деформации, образованию новой поверхности и значительному снижению адгезионных явлений путем усовершенствования кинематики процесса формообразования.

Преимуществом данного способа перед другими способами-аналогами является то, что осуществляется групповая обработка изделий, которые устанавливаются на специальном приспособлении, обеспечивающем переносное перемещение деталей по круговой траектории вокруг общей оси с регулируемым поворотом вокруг планетарных осей вращения. Скорость кругового вращения определяется из функциональной зависимости, которая связывает геометрические и физические параметры абразивного круга и обрабатываемого изделия, и позволяет обеспечить ее рациональное значение для комплексного проявления адсорбционного эффекта.

Снижение удельной мощности шлифования в 1,5-2,5 раза и практически полное исключение зависимости от величины используемой врезной подачи;

Снижение удельного расхода абразива на порядок;

Снижение засаливания абразивного круга при обработке высокопластичных и вязких материалов;

Экономию энергии на обработку одной лопатки на 5-8 кВт×ч, что при производстве 50000 лопаток в год позволит сэкономить ~ 525,2 МВт×ч;

Снижение расхода СОТС на порядок;

Повышение на 5-15 % прочности поверхностного слоя за счет формирования напряжений сжатия.

3. Способ торцевого планетарного шлифования для повышения эффективности шлифования плоских поверхностей деталей, изготавливаемых из труднообрабатываемых материалов: в основу способа положена идея снижения энергосиловых параметров стружкообразования за счет обеспечения условий для наиболее полного адсорбционного взаимодействия ювенильных участков поверхности зоны резания с компонентами СОТС, что способствует снижению энергии пластической деформации.

Преимуществом данного способа перед другими способами-аналогами является то, что способ предполагает использование специального многошпиндельного планетарно-шлифовального инструмента, который устанавливается на шпинделе шлифовальной бабки вместо абразивного круга. В качестве режущего инструмента используются стандартные абразивные круги чашечного типа средних структур, которые жестко закрепляются на наклонных планетарных шпинделях и получают переносное движение вокруг оси шпинделя станка и вращение вокруг планетарных осей с наперед заданным соотношением скоростей, что обеспечивает комплексное проявление адсорбционного эффекта.

Применение предлагаемого способа обеспечивает следующий экономический эффект от энерго- и ресурсосбережения:

Снижение удельной энергоемкости в 2-4 раза;

Уменьшение в 5-10 раз потребности в расходе СОЖ;

Высокое качество обработки при использовании мелкозернистых абразивных кругов на любой основе.

4. Новые методы упрочнения деталей на основе комбинированного применения электроплазмохимических и деформационных технологий.

Одним из таких методов является метод комбинированного упрочнения электроэрозионным синтезом (ЭЭС) покрытий и поверхностным пластическим деформированием (ППД). Сущность метода ЭЭС заключается в нанесении на деталь специальной экзотермической смеси пяти порошков металлов и неметаллов с органическими связующими с последующей искровой обработкой импульсным током.

ЭЭС-покрытие используется для упрочнения кинематических пар трения с ограниченным количеством смазочного материала, для режущих инструментов, пресс-форм, штампов, деталей, работающих в условиях абразивного изнашивания (детали механизма газораспределения двигателя, рулевого управления, шаровые опоры и др.).

Данный метод упрочнения деталей является высокоэффективным, т.к. позволяет обеспечить упрочнение металлической поверхности и создать условия долговечной работы деталей при различных режимах функционирования, что приносит большой экономический эффект (не требуется долгое время менять одно изношенное изделие на другое, новое)

5. Упрочнение алюминиевых деталей микродуговым оксидированием (МДО) поверхностного слоя в режиме импульсного тока.

Сущность технологии заключается в том, что на стальную деталь газопламенным напылением наносится алюминиевое покрытие, которое затем обрабатывается точением и подвергается преобразованию в оксид алюминия методом МДО. Область применения технологии - детали, подверженные воздействию высоких температур, эрозии и абразивному изнашиванию.

6. Сборка с использованием клеев и адгезионных материалов. Такие технологии позволяют снизить себестоимость и трудоемкость сборки, улучшить качество изделий.

7. Обработка сверхзвуковой струей жидкости. Подобная технология, представляющая собой гидрорезание с шириной реза 0,1…0,8 мм, позволяет снизить отходы материала в стружку по сравнению с традиционной резкой в 15-20 раз.

Условия обработки при этом не оказывают каких-либо отрицательных воздействий на обрабатываемый материал и его физико-механические свойства. Процесс обработки может быть полностью автоматизирован.

Это только некоторые примеры разработки и применения ресурсосберегающих технологий, экономический эффект от внедрения которых может вывести производственные предприятия на новый уровень инновационного развития.

Машиностроение , создавая активную часть основных производственных фондов - орудия труда, в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

Каждая из отраслей выпускает продукцию определенного назначения, имеет сходные технологические процессы и используемое сырье. По роли и значению в народном хозяйстве отрасли машиностроения можно объединить в 3 взаимосвязанных группы:

В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства:

  • приборостроение;
  • химическое машиностроение;
  • электротехническое машиностроение;
  • энергетическое машиностроение.

Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие машиностроения:

  • станкостроение;
  • инструментальная промышленность.

В третью группу входят отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства:

  • дорожно-строительного производства;
  • производство тракторов и сельскохозяйственной техники;
  • производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) - в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково - «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

На долю машиностроения приходится более У 3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2 / 5 промышленно-производственного персонала и почти У 4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показал, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

  • расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
  • расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
  • расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
  • определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

  • детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
  • предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
  • технологическая - производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана с кооперированием , которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкостъ. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал - ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость - это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение - в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на- Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах - Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом - Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река - море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Ме- диново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.

Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40 % от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4 % приходится на автомобилестроение, 12,3 % - на электротехнику и приборостроение, 10,3 % - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6 % - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4 % - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1 % - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9 % - на станко-инструментальную промышленность, 1,8 % - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35 % - на оборонные и другие подотрасли.

В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20 % (второе место, после топливно-энергетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35 - 50 %. В структуре валовой добавленной стоимости промышленности доля машиностроения уступает только ТЭК и составляет около 30 %.

Машиностроение занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности страны доля машиностроения составляет более трети и более 15 % - в структуре инвестиций по всем отраслям экономики.

Отрасль занимает второе место (после топливной промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия отрасли имеются в большинстве регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей.

Таким образом, роль и значение машиностроительного комплекса в социально-экономическом развитии страны на данном этапе невозможно переоценить. Однако особое, определяющее значение машиностроение приобретает в свете перспектив социально-экономического развития страны.

Машиностроение, как системообразующая отрасль отечественной экономики, определяющая уровень производственного и кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, а также устойчивого функционирования всех отраслей промышленности, является главным плацдармом подъема экономики России и придания ей инновационного характера.

От развития машиностроения во многом зависит - сможет ли Россия занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевой придаток экономик развитых стран мира.

Машиностроение в советской экономике относилось к тяжелой промышленности, так называемой, группе «А» - «производства средств производства» и его развитию придавалось приоритетное значение. Доля машиностроительного производства находилась на уровне развитых стран и составляла более 40 %. По состоянию на 1990 год машиностроение включало 11 крупных комплексных отраслей и около 100 специализированных. По общему объему выпуска продукции машиностроения СССР занимал второе место в мире после США, а по производству отдельных видов машин и оборудования, например, тракторов по суммарной мощности двигателей - первое место в мире. Опережающими темпами росло производство станкостроительной и инструментальной промышленности, создающей предпосылки для технического прогресса во всех отраслях машиностроения.

В 90-е годы, в период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16 %. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса, таких как: станко-, авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.

Причины кризиса машиностроения во многом схожи с причинами кризиса других отраслей народного хозяйства. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая к кризису в августе 1998 года.

Однако ряд специфических особенностей, присущих только машиностроительным предприятиям, сделали кризис машиностроения наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особенностей следует отнести: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций.

Машиностроительное предприятие имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах. Кроме этого, на машиностроительное предприятие влияет наличие объемной и разветвленной социальной инфраструктуры, а также неудовлетворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в основном производстве, и общей площади, занимаемой предприятием.

В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса объединено более 7,5 тысячи крупных и средних предприятий девяти бывших отраслевых министерств. Из них 3,3 тысячи предприятий, наиболее значимых для промышленности, курируются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Основная часть предприятий приватизирована (90 %), причем более 80 % из них выкуплены полностью. Основная доля государственной собственности сконцентрирована в научных учреждениях и проектных организациях.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями, их условно можно объединить в 5 групп:

  • · группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
  • · группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
  • · группа наукоемких отраслей - станкостроение, электротехника, в том числе и бытовая, приборостроение, так называемые комплектующие отрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
  • · автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);
  • · группа предприятий оборонных отраслей, производящих продукцию для Минобороны России и других государственных нужд (в том числе, по двойным технологиям), а также экспортных поставок через Рособоронэкспорт для других потребителей.

Доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции в России после пика падения в 1995 - 1998 годах до 16 % начала затем несколько расти. Основными факторами, обусловившими этот рост производства стали: развитие процессов импортозамещения, проведение на предприятиях работ по оптимизации мощностей, реструктуризация долгов предприятий перед бюджетами различных уровней, освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции.

Эти внешние положительные факторы подкреплялись действиями законодательной и исполнительной власти по снижению ставки по ряду налогов, что позволило обеспечить рост рентабельности выпуска товарной продукции с 5,4 % в 1998 году до 12,5 % в 2002-м. Одновременно сократилась и доля убыточных предприятий с 40,3 до 26,1 %. За счет увеличения спроса на внутреннем рынке более стабильно развивались железнодорожное машиностроение (2000 год - на 107,4 %, 2001-й - на 126 %, 2002-й - на 121,7 %), машиностроение для легкой и пищевой промышленности (2000 год - на 109,5 %, 2001-й - на 107,1 %, 2002-й - на 115,9 %).

К тому же некоторые предприятия, теряя количественные показатели в производстве продукции, все же решали вопросы обновления выпускаемых изделий. Однако неразвитость внутреннего рынка не позволила в полной мере организовать массовый сбыт производимой продукции, и только предприятия, имеющие значительную экспортную составляющую, смогли успешно справиться с финансовыми проблемами.

Однако к 2001 году завершилась фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики (1998 г.). В 2001 - 2002 годах факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, практически исчерпываются. Причиной стало сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж.

С 2002 года начинается замедление темпов роста производства по многим видам машиностроительной продукции, а в станко-инструментальной промышленности, тракторном и сельскохозяйственном, металлургическом машиностроении и автомобилестроении наметились устойчивые тенденции к спаду производства. В целом по машиностроению темпы роста становятся почти в два раза ниже, чем в среднем по промышленности. Рентабельность производства, имевшая после 1998 года тенденцию к росту, вновь снизилась, а количество убыточных предприятий опять поднялось до 40,9 %. Ухудшилось финансовое состояние машиностроения, которое характеризуется двукратным превышением кредиторской задолженности над дебиторской. Просроченная кредиторская задолженность, приходящаяся на отрасль, составляет в настоящее время почти четверть от всей просроченной задолженности в промышленности и продолжает расти. Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении продолжает оставаться одной из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год, тогда как в среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год. Соответственно и уровень зарплаты в машиностроении более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности, что ведет к обострению кадровых проблем.

К сожалению, кратковременный всплеск роста производства не привел машиностроение к решению главной задачи - модернизации оборудования и технологий, прежде всего, из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости предприятий.

Можно отметить, что уровень инновационной активности на предприятиях после падения в кризисный период в несколько раз и сейчас остается низким, механизмы продвижения перспективных разработок в производство работают неэффективно.

В настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники - дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное вытеснение с рынка отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях.

Между тем, физический и моральный износ основных средств производства достиг критического уровня (от 65 до 75 %). Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5 - 2,5 % в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1 - 0,5 %. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 90-е годы, составляет лишь 8 %.

В наиболее сложном положении оказалась важнейшая отрасль машиностроения - станкостроение, определяющая технологический уровень всего машиностроительного комплекса. Здесь, потребность в обновлении станочного парка составляет $1,5 - 1,8 млрд. долларов (если ее принять в 10 % в год от имеющегося парка в 2,2 млн. штук), но она практически не обеспечена платежеспособным спросом.

Все это порождает замкнутый круг проблем машиностроения: изношенные фонды - низкое качество выпускаемой продукции - низкая конкурентоспособность - низкие объемы продаж - недостаточные обороты по финансам - нехватка денежных средств на обновление оборудования. И как следствие, отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточно высоком уровне.

К сожалению, приходиться констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.

Отдельно следует взглянуть на состояние машиностроения с точки зрения его воздействия на экономическую безопасность страны. Индикаторами экономической безопасности в производственной сфере принято считать следующие показатели: долю в промышленном производстве обрабатывающей промышленности с пороговым значением 70 % и долю в промышленном производстве машиностроения - 30 %. Фактически эти показатели в настоящее время выходят за пределы пороговых значений и равны соответственно менее 50 % и 20 %. Особую тревогу вызывает резкое снижение доли наукоемкой продукции. При пороговом значении по доле новых видов продукции в объеме выпускаемой машиностроительной продукции в размере 6 % фактическая доля составляет 2,6 %. Нельзя не сказать и о низком уровне подготовленности выпускников технических университетов - основного источника кадрового потенциала, ввиду их недостаточной практической подготовки на современном оборудовании, незнания передовых технологий, которые в рамках обедненной технической базы университетов не могут быть даны надлежащим образом.

Таким образом, анализ современного состояния машиностроения дает основания говорить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции последнего времени, комплекс проблем в отрасли пока не преодолен. Отсутствие со стороны государства продуманной стратегии переходного периода к рыночным отношениям привели к тому, что, оказавшись в условиях необходимости самофинансирования, при отсутствии практического опыта деятельности в условиях рынка, большинство предприятий машиностроительного комплекса вынуждены были существовать в режиме выживания. Результатом этого явилась утрата рыночных позиций, развал и банкротство множества предприятий, отток квалифицированных кадров, критическое моральное и физическое старение технологий и оборудования. Поэтому большинство промышленных предприятий России до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (так называемый спазм ликвидности), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.

Можно сделать вывод о том, что резервы повышения эффективности отечественного машиностроения на основе использования экстенсивных факторов роста исчерпаны.

Жизненно необходима переориентация отечественного машиностроения на интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах. При этом фактор времени приобретает решающее значение, если учесть, что развитые страны перевооружают свою промышленность каждые 7 - 10 лет.

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение Украины возникло еще в середине XIX века. Наличие металла, выгодное транспортно-географическое положение, высокая концентрация сельскохозяйственного производства способствовали развитию тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (например использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационного обеспечения процессов.

Объекты производства

Объектом машиностроительного производства является изделие, которым называют продукт конечной стадии производства. Им может быть любой предмет, или множество предметов производства, которые производят на предприятии. Для автомобильного завода изделием является автомобиль, для моторного - мотор, для завода по производству заготовок - отливка, Кованка подобное. Стандарты предусматривают следующие виды изделий: заготовки, детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Заготовка - изделие, из которого вследствие изменения формы, размеров, жесткости поверхностей и свойств материала получают деталь или сплошную сборочную единицу.Деталь это изделие, которое изготавливают без сборочных операций, например, вал, шестерня, хромированная гайка, трубка, сварная из одного куска металла и др..

Сборочная единица - изделие, составные части которого соединяются между собой вследствие выполнения сборочных операций (свинчивания, склеивания, сварки,например, автомобиль, станок, редуктор, сварная ферма или корпус.

Комплекс - два и более сборочные единицы, соединенные между собой на заводе, изготовленные сборочными операциями и предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Комплект - два и более изделий, не соединенных между собой и предназначенных для выполнения однотипных функций вспомогательного характера (запчасти, инструмент, приспособления, комплект измерительной аппаратуры).

Типы машиностроительного производства

В машиностроительном производстве различают три основных типа: массовое, серийное и единичное.

Принадлежность производства к тому или иному типу определяется степенью специализации рабочих мест, номенклатуре объектов производства, формой движения этих объектов по рабочим местам.

Массовое производство характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Этот тип производства позволяет механизировать и автоматизировать технологический процесс в целом и организовать его более экономно.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий (детали изготавливают партиями а также узлы - сериями), повторяющийся через определенные промежутки времени, и широкой специализацией рабочих мест. Разделение серийного производства на крупно-, средне-и мелкосерийное условно, так как в различных отраслях машиностроения при одной и той же количества изделий в серии, но при существенной разнице их размеров, сложности и трудоемкости производство может быть отнесено к различным типам. По уровню механизации и автоматизации крупносерийное производство приближается к массового, а мелкосерийное к единичному.

Единичное производство - отмечается изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяется через неопределенные промежутки времени или вообще не повторяются. Рабочие места при этом не имеют определенной специализации. Значительный процент технологических операций выполняют вручную.

Одним из признаков производства является коэффициент закрепления операций, под которым понимают отношение количества всех операций, выполняемых в течение единицы времени (месяц), с количеством рабочих мест:

где О - количество различных операций, выполняемых на на рабочих местах участка или цеха в течение месяца; Р - количество рабочих мест на участке или в цехе.

Отрасли машиностроения по группам

Традиционное машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроения

До тяжелого машиностроения относятся отрасли, производящие оборудование для горной и металлургической промышленности, энергетические блоки (энергетическое машиностроение), подъемно-транспортное оборудование.

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме легкой и пищевой).

  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Производство технологического оборудования по отраслям
    • Строительное и коммунальное машиностроение
    • Сельскохозяйственное машиностроение
    • Химическое машиностроение
    • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения - приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность.
Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна - это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) - проволока, канаты, гвозди, крепеж.

Отраслевая структура и особенности размещения машиностроения

Тяжелое машиностроение выпускает горно-шахтное, подъемно-транспортное, металлургическое оборудование, оборудование для химической и строительного комплексов, путевые машины (бульдозеры, экскаваторы, катки, грейдеры) и другие. Оно является металлоемких, поэтому тяготеет к металлургическим базам; одновременно оно - громоздкое, поэтому тяготеет к потребителю. Продукция этой отрасли выпускается небольшими партиями или даже единичными образцами (паровые котлы, турбины,прокатные станы) и является трудоемким.

Уровнем развития тяжелого машиностроения выделяются прежде развитые страны, где есть тяжелая промышленность. Среди стран, тяжелое машиностроение ориентируется на добывающую промышленность (добыча нефти, газа, руды, угля) или на металлургическую промышленность (Индия, Бразилия, Аргентина).

Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, морских и речных судов, локомотивов, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.п.. Оно ориентируется преимущественно на развитые страны, где есть значительный спрос на эту продукцию, а также на сырьевую базу.

Автомобилестроение обозначено большой капиталоемкостью, а острая конкуренция обуславливает высокий уровень монополизации. Крупнейшими монополиями по производству легковых автомобилей является «Вольво», «Даймлер-Бенц», ФИАТ, БМВ, «Дженерал-моторс», «Форд-мотор», «Тойота», «Ниссан», «Опель». Среди регионов лидерство держит Северная Америка. Среди стран выделяются США, Япония и Франция.

АвтоЗАЗ-Daewoo в Украине наладил выпуск автомобиля «Таврия» улучшенного качества и трех моделей «Daewoo». В Ильичевске начато составление моделей Leganza,Nubira, Lanos.

Компания General Motors в рамках совместного предприятия АвтоЗАЗ-Daewoo инвестировала в автомобилестроение 100 млн дол. для сборки Opel Astra и Vectra. В Луцке создан СП по сборке шестой модели ВАЗ, а в Мелитополе на базе недавно построенного моторного завода налажен выпуск двигателей фирмы «Рено», в том числе для СП «Рено-ЛАЗ» по производству новых автобусов.

Выпуск автомобилей в России снизился, Украина в 1998 г. выпустила 25,7 тыс. легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение сосредоточено в таких странах, как США, Канада, Япония, ФРГ, Россия, Чехия, Беларусь. Здесь производятся грузовики большой и средней грузоподъемности. Крупнейшие центры: Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород в России, Минск и Жодино в Беларуси, Дирборн в США, Нагоя в Японии, Копршивниця в Чехии (грузовики «Татра») Японии (Mitsubishi, Nissan, Hino), Италии (Iveco), Швеции (Volvo), Франции (Renault), ФРГ и США (Даймлер-Крайслер, Mercedes, MAN), а также модели Scania и DAF. Россия с Украиной образовали 4 СП по сборке небольших грузовиков «Газель» в Симферополе, Ильичевске, Кременчуге и Киевской области.

Производство автобусов сосредоточено в ФРГ («Мерседес»), Венгрии («Икарус»), Украина (ЛАЗ), России (ПАЗ, ЛИАЗ), США, Японии, Швеции (Вольво), Франции (Рено).

Производство мотоциклов сосредоточены в Японии (Suzuki, Jawa, Jamaha, Kawasaki, Honda); ФРГ (BMW), Франции (Pegeout), США и Италии.

Локомотивостроение исторически сложилось там, где была развита сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украины, США, Японии. В большинстве развитых стран выпускают и используют электровозы (исключение США, где высок удельный вес тепловозов), а в развивающихся странах, применяют тепловозы и паровозы. Новейшие типы локомотивов вводит Япония, скорость движения на ее специальных скоростных железных по Тихоокеанскому поясу - самая высокая. В США разработан новый тип скоростного железнодорожного состава, который будет двигаться со скоростью 240 км / час и станет одним из самых надежных с точки зрения безопасности движения. В Украине тепловозы и электровозы производятся в Луганске, Харькове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске, троллейбусы - в Днепропетровске.

Морское машиностроение сосредоточено в Японии; эта страна дает 38% строящегося тоннажа. По объему военного судостроения лидируют США. С середины семидесятых годов быстро - при активном участии японских монополий и с использованием японского судового оборудования - морское судостроение развивается в Южной Корее (20% мирового объема), Сингапуре, Бразилии. В Западной Европе самые высокие темпы развития судостроения - в Германии и Италии (соответственно 5,4 и 4,3%). Китай в последнее время вытеснил с третьего места Германию и его удельный вес составляет 6,1%.

В отдельных странах сформировалась определенная специализация: Япония делает судна для перевозки наливных и насыпных грузов, Франция - сжиженных газов и химикатов, Финляндия - ледоколы и пассажирские суда, США - судна-баржовозы и газовозни танкеры.

Новая тенденция - перемещение судостроительных мощностей в развивающиеся страны. Кроме Республики Корея в «первую десятку» вошла Бразилия. Это связано с наличием сырьевой базы и дешевых трудовых ресурсов.

В мировом производстве судов удельный вес Украины в 1995 году составляла 0,8%, а в 1998 упала до 0,3%. Ведущими покупателями украинских судов является Греция (41% от общей стоимости проданных судов), Россия (30%), Дания, Либерия, Нидерланды.

Станкостроение является отраслью, определяющей научно-технический прогресс в мире. Оно требует привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается в основном в экономически развитых странах. Не случайно на шесть из них - Японию, ФРГ, США, Италию, Швейцарию и Францию - приходится 75% производства станков. В экспорте станков лидируют те же страны.

Станкостроение в странах мира имеет узкую специализацию. Так, США и ФРГ первые за выпуском станков с программным управлением; Япония и ФРГ - металлорежущих станков; США, Япония и ФРГ - кузнечно-прессовых станков; Швейцария - прецизионных станков.

Сельскохозяйственное машиностроение включает выпуск комбайнов, жаток, сеялок, косилок, оборудования для животноводства и т.п.. Все эти машины ориентируются на потребителя и производятся в тех странах, где они необходимы. Многие развивающиеся, имеют цеха по сборке сельскохозяйственной техники, а комплектующие завозят из Западной Европы, Японии и США. По объему производства сельскохозяйственных машин лидируют США, они же являются основными потребителями этой техники.Зерноуборочные комбайны выпускают в Ростове-на-Дону, Таганроге, Сызрани, Красноярске (Россия) Луганске и Кировограде (Украина); кукурузоуборочные - в Херсоне (Украина); льноуборочные - Бежецкий, Люберцы (Россия); хлопкоуборочных - Ташкент (Узбекистан); картофелеуборочные - Гомель (Беларусь), Рязань, Тула (Россия).Херсонский завод кукурузоуборочных комбайнов наладил производство зерноуборочного комбайна «Славутич».

Авиа-и ракетостроение характерно для экономически развитых стран. США производит «Шаттл», Франция - "Орион", Россия - искусственные спутники, космические станции, модули; Украина - ракетоносители «Зенит» и «Протон». Также Украина принимает участие в комической программе «Морской старт». Крупнейшие производители самолетов в мире - Boeing (США) и Airbus (консорциум Западной Европы). Также различные типы самолетов производят Франция, Италия, Канада, Швеция и другие. Россия производит военные и гражданские самолеты и вертолеты: МИГ, СУ, АН, ИЛ, ТУ и другие. В Украине производят авиадвигатели (завод «Мотор-Сич» в Запорожье). Авиазаводы в Киеве и Харькове налаживают выпуск ТУ-334, АН-140, АН-74, АН-74 ТК.

Важным направлением машиностроения является производство оружия. В мире среди производителей оружия выделяются развитые страны, а среди покупателей, как развитые страны, так и развивающиеся.

Приборостроение - это производство электро-и радиоизмерительных оптических приборов, приборов времени, средств связи и т.п.. Крупнейшими производителями электротехнического оборудования в мире есть компании АВВ (Швейцария и Швеция), Siemens (ФРГ), General Electric (США), GEC-Alsthom (Франция и Великобритания).

Эти отрасли производства сначала появились в Европе, США и Японии, а затем были перенесены также в Новые индустриальные страны (НИС) Восточной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в расчете на дешевую рабочую силу.

Одним из направлений приборостроения является электронная промышленность. Она зародилась в США, затем перешла в Европу и Японию, а теперь сместилась в НИК.Сейчас такие НИК, как Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Бразилия, входят в десятку первых стран, уступая лишь США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции. Сначала в этих странах только составляли бытовую электронику из американских, европейских и японских деталей; теперь здесь внедряют свое интегрированное производство, которое содержит все основные стадии. Выпускаются персональные компьютеры, большие интегральные схемы, периферийные системы, оборудование для электронного проектирования, средства связи, волоконная оптика и т.п.. В 1997 году в мире было произведено 80 млн персональных компьютеров. Лидер - компания Compag (США).

В Украине эта отрасль тоже широко представлена: большинство продукции производится на предприятиях военно-промышленного комплекса. Среди центров выделяются Киев, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков, Симферополь.

 


Читайте:



Срок ремонта по гарантии

Срок ремонта по гарантии

Поломка нового телефона - случай неприятный, но с данной техникой не редкий. Возникает актуальный вопрос, что делать в такой ситуации. Особенно...

Статистический контроль процессов

Статистический контроль процессов

Статистический контроль качества (понятие из японского стандарта) – это применение статистических принципов, методов и приемов на всех стадиях...

Вниз по волшебной реке Успенский вниз по волшебной реке краткое содержание

Вниз по волшебной реке Успенский вниз по волшебной реке краткое содержание

Там на неведомых дорожках. Если вы не так уж боитесь Кащея,Или Бармалея и Бабу-Ягу,Приходите в гости к нам поскорее,Там, где зеленый дуб на...

Менеджер по персоналу: должностная инструкция, требования и обязанности

Менеджер по персоналу: должностная инструкция, требования и обязанности

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции менеджера по персоналу, образец 2019/2020 года. На данную должность может быть...

feed-image RSS