Разделы сайта
Выбор редакции:
- Обязанности менеджера снабжению на производстве
- Гранты — средство воплощения мечты
- Как белорусские ремесленники решают проблему сбыта продукции Что можно делать ремесленнику в беларуси
- Дон Тэппинг - Бережливый офис: Устранение потерь времени и денег Бережливый офис внедрение
- Как правильно узнать о результатах собеседования: советы эксперта Как спросить работодателя о принятом решении
- Сообщение на тему начало книгопечатания
- Презентация "партизанское движение в годы вов" Интернет - источники оформления шаблона
- Программа поэтапного введения нового сотрудника в коллектив и в работу Специализированные программы адаптации включают вопросы
- Понятие капитала предприятия и его структура Чем отличается состав капитала от его структуры
- Система управления самолётом
Реклама
Презентация речь психический процесс. Презентация - специфика познавательных процессов |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Презентацию на тему "Познавательные процессы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов). Слайды презентацииСлайд 1 ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна Слайд 2 Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь. Слайд 3 ОЩУЩЕНИЯ Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Слайд 4 ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные Слайд 5 ВОСПРИЯТИЕ Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия Слайд 7 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Слайд 9 П А М Я Т Ь Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью. Слайд 10 Слайд 11 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Слайд 12 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ 1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние. Слайд 13 М Ы Ш Л Е Н И Е ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Слайд 14 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ Слайд 15 Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми. Слайд 16 Слайд 17 ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых Слайд 18 ВНИМАНИЕ Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального. ФУНКЦИИ Отбор Удержание Регуляция и контроль Слайд 21 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
Слайд 2 Психические явленияПсихические явления – это любые проявления психики человека. Все психические явления делятся на три категории Психические процессы Психические состояния Психические свойства Слайд 3 Понятие психических процессовПсихические процессы- наиболее быстрые, кратковременные психические явления. Они являются откликом на актуальные события. Психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия а внимание без мышления. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Слайд 4 ОщущениеОщущение- это отражение свойств внешней среды возникающее под влиянием действия разных стимулов на органы чувств. Чарльз Шеррингтон выделил три типа ощущений: Интероцептивные – отражают состояние внутренних органов (голод, жажда, боль). Рецепторы находятся в сердце, стенках желудка, кровеносных сосудов. Проприоцептивные – рецепторы в мышцах и сухожилиях. Отражают движения человека (кинестезические) и состояние равновесия. Эсктероцептивные. Рецепторы находятся на поверхности тела и связывают с внешней средой. К ним относятся пять органов чувств Слайд 5 Дистантные и контактные ощущенияК дистантным ощущениям относятся зрение, слух, обоняние. К контактным вкус, осязание, боль, температурные и органические ощущения (от внутренних органов) и двигательные. Также вестибулярные и вибрационные. Слайд 6 ВосприятиеВосприятие – процессы приема и переработки информации с целью создания целостного субъективного образа объекта на основе ощущений. Восприятие включает ощущения и их осмысление. Восприятие формирует образ из разных ощущений, например образ чашки кофе может включать ее вид, запах кофе и его вкус. Слайд 7 Закономерности восприятияПредметность – как целостные образы а не набор ощущений. Апперцептивность – зависимость от содержания психики. Константность – постоянство восприятия вне зависимости от стимульной информации. Осмысленность – предмет сознательно воспринимается. Этапы осмысления. Селекция. Предмет выделяется из потока информации Организация. Называется. Категоризация. Относится к определенной категории и наделяется ее чертами. Слайд 8 Внутренние факторы восприятияОпыт – восприятие в соответствии с прошлым опытом. Потребности – влияет то, в чем нуждается человек. Я-концепция. Восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Установка восприятия. Видим то, что ожидали и готовы увидеть. Эффект сладкой каши. Личностные особенности. Оптимизм формирует позитивные черты образа. Слайд 9 ВниманиеВнимание - избирательная направленность восприятия на определенный объект. Внимание возникает при наличии заинтересованности в чем-то, отражает направленность потребностей личности. Описывается направленностью и сосредоточенностью. Сосредоточенность означает сконцентрированность восприятия и его отвлеченность от других объектов или свойств. Слайд 10 Свойства вниманияПереключаемость – сознательный полный перенос внимания с одного объекта на другой Объем – количество охватываемых одновременно объектов Устойчивость – способность удерживать концентрацию в течение определенного времени Концентрация – способность произвольно направлять внимание на определенный объект Слайд 11 Виды вниманияНепроизвольное внимание – возникает независимо от воли чловека. Произвольное – связано с волевым усилием и сопровождается напряжением. Постпроизвольное – основано на сознательном выборе объекта и связано с наличием интереса. Внимание формирует фигуру и фон. На рисунке можно увидеть как девушку так и череп. Слайд 12 ПамятьПамять – психическая функция обеспечивающая сохранение и воспроизведение информации об окружающей среде. Слайд 13 Классификация памятиСлайд 14 Законы памятиЗакон повторения Закон осмысленности Закон края Закон установки Закон незавершенности Закон действия Закон оптимальной длины ряда Закон контекста Закон торможения Закон интереса Слайд 15 Кратковременная и долговременная памятьКратковременная память позволяет сохранить информацию без повторения в течение нескольких минут Джордж Миллер провел эксперименты и установил что в кратковременной памяти остается в среднем 7+-2 элементов. Сегодня чаще называют объем 4-5 элементов. Эффект группировки – емкость памяти повышается, если группировать объекты по смыслу по три. «Кривая Эббингауза» - чем больше промежуток времени, тем меньший объем информации сохраняется. Слайд 16 МышлениеМышление – высшая ступень познания, отражения. В его ходе человек постигает те свойства, связи и отношения объектов, которые не могут быть восприняты непосредственно. Мышление использует как накопление информации, так и ее осмысление через суждения и умозаключения. Слайд 17 Уровни мышленияНаглядно-действенное. Сенсомоторный интеллект по Пиаже. Мысль неотделима от действия. Проявляется у детей от 1 до 3 лет. Конкретно-образное. Связано с формированием образов конкретных предметов и возможностью оперирования с образами отдельно от предметов. Формируется с 3 лет. Абстрактно-логическое. Способность к формированию абстрактных (обобщенных) понятий и формирование гипотетических конструктов. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам. Слайд 18 Операции мышленияСравнение – установление сходства и различия Анализ – разделение предмета на части, для изучения его свойств и структуры. Синтез – способ собрать целое из частей или явлений. Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств предметов и создание обобщенных понятий отражающих важные свойства. Конкретное понятие это категория предметов. Абстрактные понятия отражают свойства, например «мудрость». Конкретизация – выделение частного из общего. Например из понятия человек – мужчина и женщина. Идеализация – выделение какого то свойства предмета и доведение его до полноты, до максимума. Слайд 19
Гипотеза Индукция – восхождение в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – движение с помощью умозаключений от общего к частному. Классификация Обобщение Слайд 20 РечьРечь – это способ общения людей с использованием языковых конструкций. Предполагает формулирование мыслей языковыми средствами и их понимание. Словесный знак имеет значение – связь с объективно существующими объектами и их свойствами. Личностный смысл- субъективное переживание содержания слова. Слайд 21
И. П. Павлов считал что только речевая деятельность дает возможность для человека отвлечения от действительности и обобщения, что является особенностью человеческого мышления. Язык служит средством сохранения общественного опыта, средством общения и интеллектуальным орудием мышления. Слайд 22 ВоображениеСпособность создавать образы и понятия и манипулировать ими. От него зависит моделирование, планирование и игра. Слайд 23
Воображение делится на: Репродуктивное (воспроизведение реальности) Продуктивное (творческое); с относительной и абсолютной новизной образов. Операции воображения: Агглютинация – создание целого из частей разных объектов. Гиперболизация – увеличение масштаба. Литолизация –уменьшение. Типизация –выделение черт сходства. Повторяющихся в разных явлениях Слайд 24 Стадии творческого мышленияГрэм Уоллес выделил стадии творческого мышления. Накопление информации Инкубация Инсайт Проверка. Слайд 25 ПредставлениеПредставление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Так же именуют сам мысленный образ. Представление можно определить как наглядный образ предмета или явления, представленный перед мысленным взором человека. Слайд 26
Представления на основе восприятия. Таким представления могут быть близки к наглядным образам и иметь разные степени обобщенности. Из них складывается образ мира человека. Представления на основе мышления являются абстрактными и имеют мало конкретных черт. Представления могут формироваться на основе воображения и являться продуктом творчества. Посмотреть все слайды Процессы в психологииСлайдов: 22 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 186Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. С физиологической точки зрения представляют деятельность. Отражают. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Виды ощущений. ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные. ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения. ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные. Восприятие. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия. - Процессы в психологии.ppt Познавательные процессыСлайдов: 27 Слов: 1019 Звуков: 0 Эффектов: 119Познавательные процессы и способности личности. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Приемы запоминания. Отрывок из письма. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Качества внимания. Формы чувственного познания. Воображение. Мышление. Основные формы рационального мышления. Основные операции мышления. Основные качества мышления. Интеллект. Интеллектуальная сфера. Восприятие. Способность разумно действовать. Типы интеллекта. Умственный интеллект. Эмоциональный интеллект. Логический интеллект. Вербальный интеллект. Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект. - Познавательные процессы.ppt ВосприятиеСлайдов: 28 Слов: 1447 Звуков: 0 Эффектов: 0Восприятие. ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception). Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. - Восприятие.ppt Свойства восприятияСлайдов: 29 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 0Свойства восприятия. Теория. Немного физиологии. Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Закономерность. Последовательность. Движение глаз… Избирательность (1). Точки максимальной кривизны. Рисунки с резкими изломами линий. Реакция на движение. Целостность. Запоминаемость. Рисунок А.В. Кокорина. Константность (1). Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Возникает аконстантность. Соотносительность (1). Пример соотносительности. Восприятие объекта в зависимости от окружения. Иллюзорность. обманчивость зрительного восприятия. - Свойства восприятия.ppt Восприятие в психологииСлайдов: 75 Слов: 3786 Звуков: 0 Эффектов: 0Расстройства восприятия и злоупотребление ПАВ. Ощущение – простейший психический процесс. Ощущение. Анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Экстерорецепторы расположены на поверхности тела. Интерорецепция несет информацию о состоянии внутренней среды. Интероцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Восприятие. Двигательный компонент. Образы. Константность – стабильность образов предметов. Условия развития восприятия. Представление. Патология ощущения. Понижение порогов чувствительности. Психическая гипестезия. Психическая гипестезия. Психическая анестезия. - Восприятие в психологии.ppt ОщущениеСлайдов: 20 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 60Ощущение Восприятие Представление. Ощущение. Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений. Состояние внутренних органов. Свойства ощущений. Качество. Интенсивность. Пространственная локализация. Продолжительность. Пространственная локализация раздражителя характерна для ощущения. Анализ, осуществляемый рецепторами,даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Виды ощущений. Экстерорецептивные. Интерорецептивные. Проприоцептивные. Зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные. Ощущение боли, Ощущения равновесия, Ощущения ускорения. Мышечно - двигательные. - Ощущение.ppt Ощущение и восприятиеСлайдов: 17 Слов: 701 Звуков: 0 Эффектов: 0Общая психология. Определение ощущения и восприятия. Восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление. Ощущения. Свойства ощущений. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Классификация ощущений. Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Свойства образов восприятия. Активный характер восприятия. Виды образных явлений. Световые ощущения в виде отдельных точек. Схема (образ) тела – представление о собственном теле. Последовательный образ. Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета. - Ощущение и восприятие.ppt Воображение человекаСлайдов: 13 Слов: 703 Звуков: 0 Эффектов: 0Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности. Воображение. Аналитико – синтетические действия Типизация Схематизация Гиперболизаци Заострение Агглютинация. Механизмы экстериоризации и интериоризации действий. Подражание Рефлексия. Виды традиционной творческой деятельности. Методы. Виды мышления. Практически - действенное Наглядно - образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое. Показатели. Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента. Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента. - Воображение человека.ppt Развитие воображенияСлайдов: 32 Слов: 1017 Звуков: 0 Эффектов: 8Развитие воображения младших школьников. Воображение. Что такое воображение. Функции воображения. Агглютинация. Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета. Схематизация – отдельные представления сливаются. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Акцентирование. Развитие воссоздающего воображения. Виды упражнений для развития воссоздающего воображения. Создание образов по словесному описанию. Создание образа целого по его части, детали. Игры - головоломки. Воссоздание образов по схеме, карте. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. - Развитие воображения.ppt Творческое воображениеСлайдов: 48 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 0Творческое воображение. Время социальных, политических и культурных перемен. Лондон: Р.Д.Лейнг- экзистенциальный психоанализ и анти-психиатрия. Париж: Жак Лакан- новое прочтение Фрейда. Цюрих. Культурная революция. Цюрих - сентябрь. Семинар Хиллмана по алхимии. В чем функция воображения в психической жизни. Воображение, игра и самосознание. Платон. Образы являются воспроизведением воспроизведения. Аристотель. Платон и Аристотель. «Художник» был «ремесленником». Средневековая онто-теологическая перспектива. Richard of St. Victor. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Позднее Средневековье. - Основные вопросы1. Ощущение. Виды ощущений.2. Восприятие, свойства восприятия. 3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства. 4. Память, виды памяти. Закономерности памяти. 5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. 6. Воображение, виды воображения. 2 Ключевые понятияОщущениявосприятие ▪ предметность ▪ константность ▪ целостность внимание ▪ устойчивость ▪ распределение ▪ переключение память ▪реминисценция ▪интерференция воображение мышление ▪мыслительные процессы и действия Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 3 Ощущение. Виды ощущенийОщущения – отражение отдельных свойств предмета.Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Систематическая классификация ощущений: интроцептивные проприоцептивные поступают от сигналовпоступают из внут- из глубоких мышц и суставных экстрацептивные поверхностей. Обеспечивают информаренней среды организма: кишечцию о систеположении тела Обеспев пространстве и о вкус, обоняние, слух, зрение. ника,Осязание, желудка, кровеносной положении аппарачивают получение сигналов изопорно-двигательного внешнего мира и мы. Обеспечивают регуляцию та,сознательного обеспечиваютповедения. регуляцию движения. создают основу для элементарных влечений. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 4 Восприятие. Виды и свойства восприятияВосприятие – целостное отражение предметов всознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Ведущие свойства человеческого восприятия Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 5Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия. Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями). Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 6Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка. Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 7 Внимание, виды и основные свойства вниманияВнимание – направленность и сосредоточенностьчеловека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: активность личности) (Н. Ф. Добрынин). ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ свойственно только человеку; возникает на основе ПРОИЗВОЛЬНОЕ свойственно только человеку, относится к высшим устойчивого произвольного внимания и интереса психическим Процесс формирования к объекту, послефункциям. чего внимание становится похожим НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимания описал Л. С. Выготский: на произвольного непроизвольное. внимание человека непосредственно привлекается указательный жест + слово = выделение предмета либо сильным, либо новым, либо интересным из остальных, фиксация. раздражителем. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 8Качества внимания Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам. Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 9 Память, виды памяти. Закономерности памятиПамять – запечатление (запись), сохранение ивоспроизведение следов прошлого опыта. Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности двигательная эмоциональная словесно-логическая образная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 10По характеру цели непроизвольная произвольная По степени участия мышления Смысловая Механическая По времени сохранения кратковременная долговременная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 11По характеру цели непроизвольная произвольная По степени участия мышления Смысловая Механическая По времени сохранения кратковременная долговременная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 12 Закономерности памяти1. Средний объем механической кратковременнойпамяти – 5–7 элементов после первого чтения. 2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д. 3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка. 4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает. 5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а рядОбщая из 9–10 единицCopiriht на 40Теплова %. Л.И. психология. 137. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта. 9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. 10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, психология. Copiriht Теплова Л.И. т. к. прерванноеОбщая намерение сохраняет состояние напряжения нервной14Рисунок Э. Боринга. Один и тот же элемент, включенный в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 15 Мышление, виды мышления. Развитие мышленияМышление – опосредствованное и обобщенноеотражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления По развитию в онтогенезе Словесно-логическое Наглядно-образное Наглядно-действенное Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 16По средствам действия вербальное невербальное По степени рефлексии рефлексивное интуитивное По степени новизны получаемого продукта по отношению к знаниям субъекта продуктивное репродуктивное Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 17По типу решаемых задач практическое теоретическое Качества мышления глубина гибкость самостоятельность быстрота критичность Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 18 Анализ – мыслительный процесс расчленения сложногообъекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 19 Основные мыслительные процессы и действияУмозаключение – форма мышления, при которой на основенескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем. Федор Федорович пьет сейчас чай. Пьет ли Петр Петрович сейчас чай? Все металлы пропускают электрический ток. Железо – металл. Пропускает ли оно ток? Композитор: песня = архитектор:7 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 20Словесно-логическое мышление Три характеристики понятия как логической категории: содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 21Качества мышления глубина гибкость самостоятельность быстрота критичность Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 22 Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне усубъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может. 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные. 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 23 Воображение, виды воображенияВоображение – форма психического отражения,состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Виды воображения: ● По степени субъектности: произвольное и непроизвольное. ● По отношению к возможному будущему: мечты, фантазии. ● По степени уникальности: репродуктивное, творческое. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 24Основные функции воображения 1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных отношений. 3. Формирование внутреннего плана человека. 4. Планирование и программирование деятельности. 5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 25Формы синтеза представлений в процессах воображения Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 26 Вопросы для самостоятельной работы1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомойместности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему? 2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?» 3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? 5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 27 Литература1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960. 3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997. 4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979. 5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987. 6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968. 7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 28 Литература8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии/ А. Р. Лурия. – М., 1975. 9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964. 11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990. 12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002. 13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. |
Читайте: |
---|
Новое
- Гранты — средство воплощения мечты
- Как белорусские ремесленники решают проблему сбыта продукции Что можно делать ремесленнику в беларуси
- Дон Тэппинг - Бережливый офис: Устранение потерь времени и денег Бережливый офис внедрение
- Как правильно узнать о результатах собеседования: советы эксперта Как спросить работодателя о принятом решении
- Сообщение на тему начало книгопечатания
- Презентация "партизанское движение в годы вов" Интернет - источники оформления шаблона
- Программа поэтапного введения нового сотрудника в коллектив и в работу Специализированные программы адаптации включают вопросы
- Понятие капитала предприятия и его структура Чем отличается состав капитала от его структуры
- Система управления самолётом
- Личная переписка: пишем неофициальные письма на английском Фразы для начала письма на английском