Разделы сайта
Выбор редакции:
- Виды издержек производства
- Как устроены атомные ледоколы России
- Пути совершенствования формирования ассортимента
- Стихотворения о родине Читать п воронько мальчик журавли
- Журнал «Телесемь»: уж замуж невтерпеж
- Презентация на тему моя семья по английскому языку Uncle - дядя
- Сколько товаров можно приобрести на AliExpress, чтобы избежать уплаты таможенной пошлины Таможенные пошлины на ввоз товаров
- Договор оказания услуг образец (типовая форма)
- Должностная инструкция директора по операционной деятельности Операционный директор и исполнительный директор - разница
- «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл, Пол Браун
Реклама
Скачать планы на неделю для воспитателей доу. Ежедневный календарно-тематический план воспитателя |
Инструкция Работа с воспитанниками должна проходить в системе, необходимо учитывать разные стороны деятельности. Первое, на что должен обращать внимание педагог дошкольного образования – планировать утренний отрезок времени. Можно выделить следующие составляющие плана: В плане должна быть отражена трудовая деятельность детей. Так, утром назначаются дежурные, которые помогают расставлять бокалы, тарелки перед завтраком. Если в группе есть уголок живой природы, то нужно также запланировать работу по уходу за питомцем. Этот вид трудовой деятельности может являться поощрением , так как обычно малыши любят возиться с животными. Кроме того, в этом случае воспитывается ответственность у дошкольников. Нельзя забывать о привитии детям культурно-гигиенических навыков. Это тоже стоит указать в плане. Ребята моют руки перед едой, после прогулки, имеют свои гигиенические средства. В это время с детьми можно учить или считалки, кричалки о чистоте. Следующий пункт плана – прогулка. Прогулка должна быть утренней (до сна) и вечерней (после сна). На время прогулки можно запланировать беседу о бережном отношении к природе, наблюдать за жизнью стрекоз, бабочек и т.д. Можно организовать работу детей на грядках, закрепленных за каждой группой. Малыши с помощью воспитателя высаживают цветы, овощные культуры, ухаживают за ними, наблюдают за их развитием, а затем самостоятельно собирают урожай для столовой. Далее воспитатель отражает в плане деятельность детей во второй половине дня. После обеда, обеденного сна и полдника дошкольники, если старшая или подготовительная группы (занимаются учебной деятельностью). На это же время можно назначить индивидуальную работу с логопедом. Охотно ребята принимают участие в зрелищных мероприятиях (кукольный театр, музыкальные представления, литературные викторины). Затем в план записываются вторая прогулка (вечерняя), возвращение ребят в группы на ужин. На время, когда воспитатель встречается с родителями, пришедшими за детьми, можно запланировать недолгие индивидуальные беседы-рекомендации с родителями. Поделки детей «Новогодние чудеса своими руками» Вот и пришла к нам зима. Замечательная пора! Белоснежное покрывало окутало землю. Чистота и Красота! Белый снег украсил город, Новый год вот - вот придёт, И под ёлкой очень скоро Каждый свой сюрприз найдёт! В каждом детском саду с приходом... В нашем детском саду прошла акция "Берегите Елочку". Волонтеры подготовительной группы не обошли ее стороной! Они активно приняли в организационной работе. На своем участке воспитатели и волонтеры организовали флеш-моб под названием "Берегите Елочку" , где пригласили детей старшей группы для... Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели. Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Предварительная работа: - выпуск буклетов для родителей; - анкетирование родителей по теме собрания. Оформление: Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова Конспект НОД во второй младшей группе с применением игровой технологии «День рождения цыплёнка» Воспитатель: Герасименко Е.С. Саратов 2019 Основная образовательная программа « Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №246»... Виктория Цаер
Подготовительная группа . День недели : понедельник 19 .09.16 г. Тема дня : Приглашаем к путешествию вид деятельности формы работы Рассматривание фотографий, буклетов о родном городе. Предложить иллюстрации, книги, видео разных городов, развивать кругозор детей, дать понятие о том, какая большая наша страна. Прививать любовь к Родине. Предложить смоделировать свой город куда бы пригасили своих друзей. напомнить детям об основных частях дома : стены, крыша, труба, дверь, окна, веранда, крыльцо. Учить строить различные дома, развивать воображение, фантазии, творчество. Иллюстрации городов, видео «Вундеркинд с пеленок» . Конструктор (мелкий деревянный, лего, альбом, клей, цветная бумага, ножницы Коммуникативная -Беседа на круге «Расскажи, куда ты путешествовал этим летом» , развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Игра «Испорченный телефон» , направлять детей на понимание важности грамотной речи для общения с собеседником. Игра «где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем…» , учить играть вместе, узнавать по мимике и жестам действия своего товарища. Фото - выставка «Путешествие и отдых летом» , карточка с игрой «Испорченный телефон» Игровая -С/р игра «Путешествие по улице» (туристы приехали из другого города к нам экскурсию. Экскурсовод показывает достопримечательности города, развивать коммуникативные способности, развивать фантазию, содействовать эмоциональному комфорту, умение брать на себя роль, играть вместе, Игры с коллекцией мелких игрушек : машинки, животные, деревья, домики, фотографии, иллюстрации города. Настольные игры «Угадай вид транспорта» . «На чём ездят люди» , продолжать знакомить детей с различными видами транспорта, развивать мышление, внимание, память. центр развивающих игр Трудовая -Полив и уборка сухих листьев в уголке природы, уточнить представления детей о правилах и приемах ухода за комнатными растениями, об условиях, необходимых для их роста и развития. Способствовать совершенствованию трудовых умений. Беседа «Каждой игрушке свое место» , учить содержать в порядке игровые уголки. Дежурство по столовой, продолжать формировать умение дежурить в столовой : накрывать на стол, убирать посуду, воспитывать трудолюбие , ответственность за порученное дело. карточки для дежурства, лейки, инвентарь для уборки природного уголка II половина дня Продуктивная -Рисование, лепка «Что мне больше всего понравилось на отдыхе» , учить передавать свои впечатления различными средствами мелки, карандаши, краски, альбомные листы, пластилин. СБТ -Д/ упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду» , совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. ООД «Здравствуй мир» - познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей; обобщить представление о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» , «Колобок» , «По щучьему велению» , «Царевна – лягушка» , скатерть, сервиз, деревянная посуда, рушник, хлеб, солонка рабочая тетрадь для детей . -«По дороге к Азбуке» - вспомнить название игрушек, способы игры с ними, выделять составные части, форму, цвет, материал, учить дифференциации понятий звук и буква, развивать фонематический слух, совершенствуя звуковую культуру речи. игрушки еж, лисёнок и сова, карточка с загадками, рабочая тетрадь для детей . Утро. Прогулка Наблюдение за цветами, деревьями на территории ДОУ, определить с помощью чего происходит распространение семян по земле. Сорвать корнеплод, обрезать, установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ. Внести в группу для наблюдения . Чтение «Листики» С. Когана иллюстрации с цветами и деревьями и их семенами. Игровая Д/игра «Найди, что опишу» , учить ориентироваться в пространстве, воспитывать умение выслушивать до конца говорящего. карточка с описанием предметов. Трудовая Работа на клумбе , учить детей приготавливать почву к будущим посевам, совершенствовать умения детей, связанные с использованием детского инвентаря. II половина дня Чтение х/лит-ры Чтение рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» , учить внимательно слушать и понимать прочитанный текст, отвечая на вопросы воспитателя . книга для чтения 5-7 лет Продуктивная -Оформление альбома «Путешествие, отдых» , Свободное рисование, .развивать творчество, умение работать вместе . -«Полечим книгу» , задача : научить детей ремонтировать книги, воспитывать трудолюбие , умение делать это аккуратно. Фотографии, центр художественно-эстетического развития. клей, бумага, ножницы, салфетки. Музыкально- театральная Разучивание сценки для осеннего утренника. Разучивание текста песни «Вагончики» шапочки для драматизации текст песни. Познавательно- исследовательская Работа в уголке книги : рассматривание иллюстраций разных художников к знакомым детям русским народным сказкам. Цель : предложить детям попытаться вспомнить сказки по иллюстрациям, отметить средства выразительности, определяющие характеры образов, выяснить, какие иллюстрации к одной и той же сказке понравились каждому из ребят больше и почему. иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» , «Колобок» , «По щучьему велению» , «Царевна – лягушка» и др. Вечер. Прогулка Двигательная Подвижная игра. «Мы веселые ребята» , формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге. Развивать внимание, координацию движений, ловкость выносливость. Самостоятельная двигательная активность детей, учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам. Использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивны атрибуты. Выносной материал : мячи, кегли, скакалки инд. работа с детьми С Ваней П ., закрепить счёт в пределах 10, в умении находить нужную цифру. С Атёмом К, поупражняться в умении ловить мяч. Игра «Рубка дров» , помочь избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости. (с подгруппой детей ) Д/игра «Придумай рассказ» , с Лерой, упражнять в умении составлять описательный рассказ по сюжетной картинке. Сюжетная картинка мяч среднего размера. Вырезанные из картона топоры. Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Информация в уголок родителей «Мы это умеем» ; Консультация «о гигиене и правилах хорошего тона за столом» ; Сбор фотографий для оформления альбома «Путешествия и отдых» . Сбор семян арбуза, дыни (для ручного труда) . Приглашение театра «Современник» , г. Юрги, спектакль «Зверополис» День недели : вторник 20.09.16 г. Тема дня : Воспоминания о лете вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда Познавательно - исследовательская Прозрачность воды. (опыт) Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная» , а «грязная – непрозрачная» две баночки с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки) . Коммуникативная Беседа о лете – обобщить и систематизировать представление о лете по основным существенным признакам. Вызвать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками . Игровая Пальчиковая игра «Жучок» , «Белки непоседы» - умение соотносить слова и движения рук. Речевая игра «Цепочка слов» , «Лесное эхо» - развивать речь детей. Подвижная игра «в поле выросли цветы» - закреплять умение бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать цветовосприятие , быстроту реакции. Карточка 1.10 и 1.103 Карточка 2.21 и 2.7 Лепестки от бумажных цветков. Трудовая Мытье стульчиков – упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми. Ведро, салфетки СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Закрепление мытья рук после посещения комнаты гигиены. Продолжаем обучению правильному поведению за столом. ООД 9.00 Все по полочкам. «Выделение признаков предметов» 9.55 Музыкальная деятельность - по плану специалиста . 15.30 Моделирование - по плану специалиста . Рабочие тетради , картинки с предметами Утро. Прогулка Познавательно- исследовательская Трудовая Смотреть карточку 11.13 карточка II половина дня Чтение х/лит-ры Чтение русской народной сказки «Хвосты» - учить осмысливать характеры персонажей, обогащать словарь. Хрестоматия Продуктивная Рисование «самый яркий летний день» - закреплять умение передавать в рисунке свои впечатления о лете. Карандаши, фломастеры, бумага «заводите хоровод» Игра «Веселый Старичок лесовичок» - учить пользоваться разными интонациями. Карточка 8.50 Карточка 8.16 Познавательно- исследовательская Экспериментирование «какими бывают камни?» - развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Набор камней, лупы, сосуд с водой, салфетки Вечер. Прогулка Двигательная Подвижная игра «прыгалки» Подвижная игра «забей гол» - развитие глазомера, ловкости. Скакалки инд. работа с детьми С Лерой закрепить летние месяцы, их последовательность. С Леней закрепить цифры 1-10. С Аней закрепить составление слогов со звуком «л» Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа с родителями «Трудовые поручения в семье» . День недели : среда 21.09.16 г. Тема дня : Осенний урожай вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда Познавательно- исследовательская «Фрукты» . Решение проблемной ситуации : путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли ими напиться? – Учить анализировать, делать выводы. Картинки с овощами и фруктами. Коммуникативная Беседа об овощах. Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение полно отвечать на поставленный вопрос. Загадывание загадок о фруктах и овощах – развивать любознательности, мышление. Картинки с овощами и фруктами. Игровая Сюжетно ролевая игра «Продавец» - продолжать учить детей классифицировать предметы по общим признакам, расширять словарный запас. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Речевая игра «Объяснялки» , «Дождь» - развивать речь детей. Подвижная игра «Найди себе пару» - развивать внимание, быстроту реакции. Касса, овощи, фрукты, ягоды Карточка 2.31 и 2.9 Трудовая Беседа о дежурстве – рассказать детям об особенностях дежурства в подготовительной группе , новых задачах дежурных; требования к качеству выполненных действий (работать быстро , ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия). Мытьё строительного материала. Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку. Ведро с водой, салфетки СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Обучение аккуратному складыванию вещей, поддержанию порядка в своем шкафчике; употреблению в речи вежливых слов, мытья рук перед едой. ООД 9.00 Хореография - по плану специалиста . 9.35 Моя математика «Взгляни вверх» - знакомство с простейшими планами , учимся ориентироваться на плане . Учить находить и называть заданные закономерности. 16.00 Моделирование - по плану специалиста . 16.00 Физкультурное - по плану специалиста . Рабочие тетради , игрушка белка, план Утро. Прогулка Познавательно- исследовательская Трудовая Смотреть карточку Карточка 11.23 II половина дня «Чудесное яблочко» - учить понимать образное содержание сказки, характеры героев; учить оценивать поступки героев, развивать связную речь. Хрестоматия. Сказка «Чудесное яблочко» обработка Елисеевой Продуктивная Рисование по сказке «Чудесное яблочко» - развивать моторику, закреплять впечатления о сказке. Карандаши, фломастеры, бумага Музыкально- театральная Театрализованная игра «Загадки без слов» - развивать выразительность мимики и жестов. Вечер. Прогулка Двигательная Подвижная игра «Утро, вечер» - развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, внимания. Дощечка черно-белая инд. работа с детьми С Мишей повторить как ориентироваться по плану . С Матвеем закрепить прыжки на двух ногах. План Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа с родителями «Одежда детей на прогулке и в группе . Консультация «Учим, играя» (Дима Г.) День недели : четверг 22.09.16 г. Тема дня : Дружные ребята вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда Познавательно- исследовательская «Сухая и влажная почва» - учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой, пластинки из оргстекла. Коммуникативная Рассматривание фотографий со старшей группы , вспомнить какими были год назад, какими играми любили играть, с кем нравилось играть. Беседа «Я и другие» - учить детей делиться друг с другом наблюдениями, побуждать ценить других детей их настроение. Речевая игра «Повтори нужное слово» - развивать фонематическое восприятие . Узнавать слова с нужным звуком. Фото слайды Игровая Настольная игра «Шашки» - учить детей правилам игры, формировать у детей заинтересованность и умение играть в настольную игру. Подвижная игра «Зеркало» - развивать умение показывать и повторять позы и движения, воспитывать артистичность и выразительность движений. Шашки Трудовая Полив цветов. Рыхление земли – учить заботиться о цветах. Влажная уборка полок – развивать трудолюбие. Дежурство по столовой – закрепить правильность сервировки стола. Ведро с водой, салфетки, лейка, палочки для рыхления СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Закрепление навыков мытья рук после посещения комнаты гигиены. Закрепить навыки общественного поведения : первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь. ООД 9.00 Ты словечко, я словечко «Что такое общение» - показать, что без общения жизнь человека невозможна, общение должно быть доброжелательным. 9.40 Музыкальная деятельность - по плану специалиста . 15.30 Познаю себя - по плану специалиста . Рабочие тетради , демонстрационный материал Утро. Прогулка Познавательно- исследовательская Трудовая Смотреть карточку Карточка 11.10 II половина дня Чтение х/лит-ры Чтение сказки «Кот в сапогах» - учит воспринимать образное содержание , его нравственный смысл; развивать точность, выразительность, ясность изложения. Хрестоматия. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» Продуктивная Оригами «Кот» - развивать логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов. Фломастеры, бумага Музыкально- театральная Игра «превращения» - учить выразительности, оживлять воображение. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Театральные шапочки Вечер. Прогулка Двигательная Подвижная игра «прыгалки» - учить прыгать через скакалку. Подвижная игра «Карусель» - закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений. Скакалки. инд. работа с детьми С Захаром , Катей Ч. – подбор слов по первому слогу (му – ха, му – ка) . С Димой Ч. Игра на слуховое внимание «Что звучит?» Работа по развитию мелкой и общей моторике «Обведи по точкам» . Музыкальные инструменты Распечатки. Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа с малоактивными родителями – выявить причины, по которым родители не интересуются жизнью ребенка в детском саду. День недели : пятница 23.09.16 г. Тема дня : Осень, осень в гости просим вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда Познавательно - исследовательская Рассматривание осенних листьев – продолжать учить различать листья, по форме и величине; учить сравнивать, находить различия; учить создавать модель гербария из осенних листьев. Листья дуба, березы осины, тополя и рябины. Коммуникативная Беседа «Костер в осеннем лесу» закрепить правила в осеннем лесу, во избежание пожара; воспитывать ответственное отношение к природе. Речевая игра «Путешествие в лес» - развитие словарного запаса и автоматизация звука «л» . Игровая Настольная игра «Лес чудес» - развивать усидчивость и внимание. Подвижная игра «Кто внимательный» - воспитывать внимание и организованность. Игра Трудовая Дежурство на занятии. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных (раскладывать подготовленные воспитателем материалы , убирать их после занятия). Беседа о дежурстве – учить самостоятельно планировать работу , воспитывать в детях ответственность. Пластилин, доски, стеки. СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Продолжать учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем; следить за своим внешним видом, за чистотой своей одежды. ООД 9.00 хореогафия - по плану специалиста . 10.00 Лепка - по плану специалиста . 10.00 восприятие художественной литературы. Тема : «Бабье лето» . Побуждать к заучиванию наизусть стихотворных текстов. Развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи. Рабочие тетради , демонстрационный материал. Стихотворение «Бабье лето» Д. Кедрин (распечатка) . Утро. Прогулка Познавательно- исследовательская Трудовая Смотреть карточку Карточка 11.14 II половина дня Чтение х/лит-ры Продолжать знакомить детей с творчеством Д. Кедрина, с помощью стихов привлечь детей к проявлению заботы к окружающей среде. Стихи Д. Кедрина (распечатка) . Продуктивная Лепка ежика из пластелина и природного материала. Закрепить умение катать шар из пластелина и вытягивать пальцами для придания характерного образа. Пластилин, иголки ели, стеки, доски, салфетки Музыкально- театральная Музыкальная игра «Отхлопай песню в ладоши» - формировать чувства ритма. Игра «Подбери рифму» - развивать чувство рифмы. Вечер. Прогулка Двигательная Подвижная игра «Хитрая лиса» развитие ловкости, быстроты, координации, восприятие честности , умение себя вести в коллективе товарищей. Подвижная игра «Карусель» - закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений. Маска лисы инд. работа с детьми С Семеном и Машей по физо – поупражнять в прыжках через скакалку. С Лерой – помочь находить заданный звук в слове. Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа о пользе овощей и фруктов. Беседа о том, как интересно и с пользой провести выходные дни. Работа педагога детского сада - это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность. Содержание понятия «планирование в детском саду»Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
Планирование в ДОУ - это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада. Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду Виды плановВ ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности Формы составления плановИными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
Миссия составления календарно-тематического планированияЭтот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей Объекты составления планаКак уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской областиМетодика составления тематического планированияПлан работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:
Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь
Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного плановПеречисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе . Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно . Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей Тематические неделиВ детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней. Тематическая неделя - углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
Такой формат планирования позволяет;
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно . Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему Конспект занятия по теме неделиПо структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая. Тематический день - коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:
Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:
Тематический день составляется поэтапно:
Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:
Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен . Тематические дни подводят итог изучения темы Приёмы, используемые в планахВ календарно-тематическом планировании указываются методы и приёмы работы над определённой темой урока, а в плане на каждый день эти способы сотрудничества с малышами прописываются детально. Рассмотрим возможности использования методов и приёмов на примере одного тематического дня на занятии, посвящённому театру, в подготовительной группе. Таблица: методы и приёмы на занятиях в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Рябинка» Консультация для воспитателей ДОО Планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду в контексте введения ФГОС ДО Документация воспитателя Подготовила: Старший воспитатель Рыбакова Наталья Юрьевна Сергач 2015г. «Когда мы тратим время на планирование, его становится больше»
Профессиональная деятельность воспитателя, педагога всегда регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами , а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности. Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений :
Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую. Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя: 1. календарный план воспитательно-образовательной работы, 2. табель посещаемости детей. Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя. Документация может быть систематизирована в следующих папках:
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп. 2. Общие сведения о группе: 2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ). 2.6. Планирование взаимодействия с родителями воспитанников. Протоколы родительских собраний. 3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса 3.1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год. 3.4. Перспективное планирование по разделам программы. 3.5. Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса. Частые ошибки при планировании Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольной образовательной организации? Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой. План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени. Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду. План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы . Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы , изучать каждого ребенка в динамике его развития. Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее. Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе . Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой - учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые . Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка. Приходя на аттестацию педагога первое, что просишь - это календарный план. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования. Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада. Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп - в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее). В основе любого планирования лежат следующие принципы:
Во время аттестации дошкольных образовательных учреждений выявлены наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах :
По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, какой воспитатель в какую смену, что проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали. Технология разработки календарных планов
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения 1. Титульный лист 2. Задачи ДОО на год 3. Задачи комплексно-тематического планирования 4. Перечень нормативно-правовой документации 5. Перечень программ, методик и технологий, используемых воспитателем 6. Список детей группы 7. Размещение детей по столам 8. Режим дня 9. Расписание организованной образовательной деятельности 10. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов 11. Самостоятельная деятельность детей 12. Комплексы утренней гимнастики 13. Комплексы гимнастики после сна 14. Взаимодействие с родителями 15. Работа по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды группы 17. Непосредственное планирование на каждый день Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования. Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации «Дошкольное образование: ориентиры и требования», основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание работы воспитателя можно представить в двух разделах:
То есть планирование должно отражать три стороны педагогической работы:
Рассмотрим их более подробно некоторые разделы планирования. Взаимодействие с родителями Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Работа может быть расписана в различных формах проведения:
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения. Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2.4.1.1249-03) В группе детей ясельного возраста - не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие - во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек. В младшей группе проводится 11 занятий в неделю. В средней группе проводится 12 занятий в неделю. В старшей группе проводится 15 занятий в неделю. В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию. Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты) Занятие планируется в соответствии с сеткой. Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Цели. Способы и средства. Источник (с указанием автора и страницы). Трудным для воспитателя разновозрастной группы, как показывает наблюдение практики, является отражение в плане необходимого для каждого возраста перечня и количества занятий в течение дня и недели, правильное их чередование. Трудности вызываются тем, что для детей разного возраста они различны. Поэтому стремление воспитателей смешанных групп точно соблюсти требования программы не всегда оказывается успешным. В ряде случаев возникает необходимость нарушить установленный порядок, изменить существующие требования, приспособить их к конкретным условиям совместного воспитания в одной группе детей разного возраста, значительно отличающихся по своему опыту и возможностям в усвоении знаний и умений. Как же сочетать общие требования к планированию и проведению занятий с особенностями работы в условиях разновозрастной группы? Что возможно и целесообразно изменять, а в чем надо точно придерживаться программных требований? При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия). Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером), их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым), о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др. На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки»). В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью. Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе собственные традиции (на каждый день или на неделю, месяц). Перечислим основные «необходимости» каждого дня:
Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие традиции. Зная их перечень, педагог,
При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком. Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня. Планирование утреннего отрезка времени Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности. Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной. Количество видов деятельности в утренние часы:
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности опираясь на примерные каноны. Планирование прогулки В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности. Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки .
Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10-15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее). Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне. Виды наблюдений:
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы. Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа): 1-я неделя - экскурсия (целевая прогулка) природоведческая; При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей. Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей. Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект. Количество подвижных игр - от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях. Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям. Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач. Напомню, что выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие). При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации . Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут. Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения. Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в физкультурном зале. Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам. Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам. Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам. Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам. Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным правилам. Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью. Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления. Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые. Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело. Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности. Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы. Существует четыре вида прогулки:
Планирование второй половины дня Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей . Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами. Активный отдых и семейный досуг Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха:
Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй. Рассмотрим их. Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):
Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.
При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес. Ознакомление детей с художественной литературой Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе. Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения. В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).
При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой. В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов. В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения. В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения Организация работы по театрализованной деятельности:
Виды театрализованной деятельности:
Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие. В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах. Познавательно-речевое развитие Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы. Виды совместной деятельности детей и воспитателя:
Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:
Планирование самостоятельной деятельности детей. Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития. Планирование гимнастик Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:
Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений. Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна. Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними. Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум - 2 раза в день. Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы. Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания. Существует также сопряженная гимнастика - театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз. Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности Режим представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми. Практический материал:
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных - вот педагогическое кредо настоящего воспитателя. Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой - со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности. Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек, медиотек. Преимущества картотеки:
При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе. ВЫВОД: Календарное планирование пишется на день, на неделю, на месяц. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности. Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь на то, что мои рекомендации помогут и облегчат вашу педагогическую деятельность. |
Популярное:
Презентация на тему "день земли" |
Новое
- Как устроены атомные ледоколы России
- Пути совершенствования формирования ассортимента
- Стихотворения о родине Читать п воронько мальчик журавли
- Журнал «Телесемь»: уж замуж невтерпеж
- Презентация на тему моя семья по английскому языку Uncle - дядя
- Сколько товаров можно приобрести на AliExpress, чтобы избежать уплаты таможенной пошлины Таможенные пошлины на ввоз товаров
- Договор оказания услуг образец (типовая форма)
- Должностная инструкция директора по операционной деятельности Операционный директор и исполнительный директор - разница
- «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл, Пол Браун
- График производства работ