Главная - Бухгалтерия
Игорь спасский конструктор подводных лодок биография. Игорь спасский

Советский и российский учёный, инженер, генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ «Рубин», предприниматель. Герой Социалистического Труда.

«Биография»

СССР

В 1949 году Спасский окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, после чего некоторое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе».

«Компании»

ЦКБ «Рубин»,

«Новости»

РАН присудила золотые медали за вклад в развитие атомной энергетики России

Золотая медаль имени Александрова присуждается за выдающиеся научные работы, открытия и изобретения, серии научных работ в области атомной науки и техники. Эту награду в свое время получили знаменитые специалисты Николай Хлопкин, Ашот Саркисов, Игорь Спасский.

На смертельной глубине

Его жизнь — как инженера, ученого, руководителя большого конструкторского бюро — неразрывна с городом на Неве, где он теперь Почетный гражданин. Но родился Игорь Спасский совсем не в Петербурге, а в подмосковном Ногинске — 2 августа 1926 года, когда сам этот город именовался Богородск. Много лет спустя академик Владимир Фортов, нынешний президент РАН, с удивлением обнаружит, что и он сам, и будущий конструктор атомных субмарин появились на свет в одном и том же Глуховском роддоме. Только с разницей в двадцать лет.

Академик Игорь СПАССКИЙ: Гибель «Курска» — до сих пор свежая рана

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским, накануне юбилея — сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони… На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

Изобретатель № 1. Как Игорь Спасский стал легендой в мире подводных лодок

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, легендарный конструктор подводных лодок и многолетний генеральный директор ЦКБ «Рубин». Благодаря этому изобретателю был создан стратегический подводный флот России.

Известные личности, о которых пишут и говорят, всегда вызывают большой интерес у публики. Это понятно, ведь мало кто захочет выставлять напоказ все моменты своей жизни, но вот понаблюдать и обсудить частную жизнь кого-то другого всегда интересно. И речь сейчас не о слухах, а о том, что на примере историй других людей можно учиться и делать выводы. В статье рассмотрим биографию ученого Игоря Спасского, который однозначно заслуживает того, чтобы у него поучиться.

Учеба

Спасский Игорь Дмитриевич обучался в Военно-морском инженерном училище им. Ф. Дзержинского, которую успешно закончил в 1949 году. После этого он какое-то время работал инженером на крейсере «Фрунзе», который как раз строился.

В 1950 году он уже был задействован в различных проектах по разработке подводных лодок. Сначала работал в Санкт-Петербургском морском бюро «Малахит». С 1953 года уже работал ЦКБ-18 (ЦКБ «Рубин»). Спустя три года Спасский Игорь Дмитриевич уже стал заместителем главного инженера, а в 1968 году его назначили главным инженером. Наконец, в 1974 году герой нашей статьи стал полноправным начальником ЦКБ «Рубин». Одновременно с этим он работал здесь же главным конструктором и возглавлял соответствующее бюро.

Проекты

Генеральный конструктор Спасский имел ведущую роль в разработке всех подводных лодок, которым занималось бюро «Рубин». Он руководил построением атомных подводных крейсеров, которые имели военное стратегическое назначение. Сред них надо отметить проект 941 «Акула», проект «Дельфин», проект «Кальмар». Также Игорь Дмитриевич руководил сооружением атомных ракетных подводных крейсеров (проекты «Гранит» и «Антей»).

Естественно, что мы перечислили только самые яркие проекты, но кроме них было множество других, которые курировал Спасский Игорь Дмитриевич. Биография его неразрывно связана с карьерой, которой он уделял очень много внимания, которой жил. По всем его проектам в общей сумме было построено 187 субмарин, из которых 96 были ядерными, и 91 - дизель-элестрическими. Именно они были фундаментом российского и советского флота на протяжении самых напряженных периодов.

Кроме практики, академик Спасский Игорь Дмитриевич интересовался и теорией. Его перу принадлежит несколько серьезных научных работ, посвященных теоретической части устройства подводных лодок и особенностям их строительства.

В 1973 году Игорь Дмитриевич уже был кандидатом технических наук, а через 5 лет - доктором. В 1984 году Спасский стал членом-корреспондентом Академии наук СССР и профессором. В Академии наук был специалистом по механике и процессам управления. С 1987 года является действительным членом Академии наук.

Новый старт

После того как началась перестройка, повлекшая за собой распад Советского Союза, спрос на атомные подводные лодки резко упал. Однако это никак не повлияло на ученого, поскольку он и дальше продолжал активную и плодотворную работу над атомными субмаринами. Несмотря на то что предложений могло больше не поступать, мужчина разрабатывал проект новой подводной лодки под названием «Юрий Долгорукий», которая была заложена в 1996 году. При этом Игорь Дмитриевич был реалистом и понимал опасность сложившегося положения. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, он решил расширить сферу деятельности своего бюро. Так, он предложил своим сотрудникам заняться разработкой и постройкой не только лодок, но и нефтяных платформ, которые к тому времени были уже более востребованы. Ученый сумел заключить выгодный контракт с фирмой Halliburton. По сегодняшний день разработанные Спасским нефтяные платформы активно используются для добычи нефти в районе Охотского моря и на Сахалине.

Важный проект

Один из самых важных проектов Спасского - «Морской старт». Планировалась разработка плавучего космодрома. В итоге он таки был сделан из модифицированной нефтяной платформы. Космодром расположили в наиболее подходящем месте - экваториальной части Тихого океана. Именно здесь были наилучшие условия для того, чтобы запускать ракеты-носители таким образом, чтобы максимально задействовать инерцию вращения Земли. Также стоит понимать, что запуск ракет отсюда был в 10 раз дешевле, чем запуск на территории, которую предлагали в НАСА. Спасский Игорь Дмитриевич по-прежнему был главным конструктором по морской части и руководил проектом.

Экзотика

Кроме стандартных проектов, ученый занимался необычными проектам. Его пригласили заниматься разработкой проекта грузовой подлодки, которая должна была круглогодично быть готовой для выполнения различных операций в Северном Ледовитом океане. Кроме этого, он занимался строительством морской ледостойкой платформы, которая позволила бы добывать нефть с океанского шельфа. Несмотря на то что герой нашей статье курировал очень важные и оригинальные проекты, он занимался и простыми делами вроде модернизации трамваев.

Большим достижением для него стало избрание генеральным директором консорциума, который занимался строительством субмарин для российских ВМС. Субмарины не имели военного назначения, были безъядерные. В консорциум входили ЦКБ «Рубин», предприятие Адмиралтейские верфи и другие судостроительные компании. Кроме работы на благо государства, также создавалась техника для экспорта в Индию, Польшу и другие страны.

Семья

Жена и дети у Спасского Игоря Дмитриевича есть, хотя о них мало что известно. Людмила Петровна - жена ученого - с детства жила в Питере, где она пережила весь период блокады.

У мужчины есть сын и дочь, которые проживают в Санкт-Петербурге. Дети Спасского Игоря Дмитриевича - непубличные люди, о которых журналистам ничего не известно.

«Курск»

Чем ещё занимался герой статьи? Спасский Игорь Дмитриевич, фото которого есть в статье, разработал АПЛ «Курск». Это была последняя субмарина класса «Антей», которую получили ВМФ РФ.

В августе 2000 года затонула во время Причиной затопления является взрыв одной из торпед, который повлек за собой дальнейшие взрывы элементом лодки. Торпеда взорвалась из-за того, что из двигателя была утечка топлива. Во время аварии множество людей погибло, но некоторым морякам удалось выжить, и они какое-то время прожили в кормовом отсеке. Спасательные работы были неэффективны из-за бюрократических задержек. Когда спасатели, наконец, добрались до лодки, все члены экипажа уже были мертвы.

На спасательных операциях Спасский выступал консультантом. В некоторых СМИ писали, что именно он должен нести всю ответственность за то, что помощь не прибыла вовремя. Также были нарекания на саму конструкцию лодки. Однако следователи, проводившие изучение дела, указали на то, что система заглушки ядерного реактора сработала очень точно и быстро, благодаря чему удалось избежать глобальной катастрофы в Баренцевом море.

Поднятием лодки с глубин занималось бюро «Рубин». Целые части лодки отбуксировали на ремонтную верфь. Совместно со Спасским операцией руководила дополнительная международная компания.

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, генеральный конструктор подлодок, экс-глава ЦКБ «Рубин».

Личное дело

Игорь Дмитриевич Спасский (89 лет) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

Атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

Атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать

Игорь Спасский

ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

Санкт-Петербург, 2 августа. Игорю Дмитриевичу Спасскому, научному руководителю работ АО «ЦКБ морской техники «Рубин», академику Российской Академии наук, почетному гражданину Санкт-Петербурга сегодня исполнилось 90 лет. Он руководил ЦКБ «Рубин» 33 года (в 1974 - 2007 годах).

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинск Московской области. В 1949 году окончил Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского по специальности «инженер-механик». С 1950 года начал работать над созданием подводных лодок, вначале в СКБ-143 (ныне АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), а с 1954 года - в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ "Рубин").

В «Рубине» Игорь Спасский в 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 - главным инженером. В 1974 - 2007 годах – начальник ЦКБ "Рубин" (также с 1983 года – генеральный конструктор).

Участвовал в создании атомных подводных ракетоносцев всех поколений. Разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок.

Под его руководством ЦКБ «Рубин» спроектировало неатомные лодки, которые успешно несут службу в составе ВМФ РФ, а также пользуются стабильным спросом на мировом рынке: проект 877 и 877ЭКМ, проект 636, проект 677 (тип «Санкт-Петербург»).

Во время работы Игоря Спасского главным инженером, затем начальником ЦКБ «Рубин» всего было построено 187 подводных лодок, в том числе 96 атомных и 91 дизель-электрическая.

«Рубин» под руководством Игоря Спасского превратился из узкоспециализированного бюро в многопрофильное предприятие: было начато проектирование морской техники для освоения шельфа и других гражданских морских сооружений (в частности, ЦКБ «Рубин» спроектировало батопорты затвора дамбы Санкт-Петербурга).

С 2007 года Игорь Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на создании военно-морской техники. В настоящее время академик является научным руководителем работ АО "ЦКБ "Рубин".

Игорь Спасский – Герой Социалистического Труда (1978 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), действительный член Российской Академии наук (1987 г. – тогда Академия наук СССР).

Академик Спасский как руководитель ЦКБ «Рубин» участвовал в сохранении объектов культурного наследия Санкт-Петербурга: Николо-Богоявленского Морского собора, музея-квартиры А.С.Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Игорь Спасский руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец", памятника «Слава Российскому флоту» (1996 г., к 300-летию Российского флота).

В 2002 году академик Игорь Спасский был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский.

Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.

Народный депутат СССР (1989-1991).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).

 


Читайте:



Должностные инструкции юриста в юридической фирме

Должностные инструкции юриста в юридической фирме

Должностная инструкция не входит в пакет документации, которая должна быть у предприятий и организаций в обязательном порядке. Тем не менее, это...

Карл сьюэлл, пол браун клиенты на всю жизнь

Карл сьюэлл, пол браун клиенты на всю жизнь

Книга «Клиенты на всю жизнь» для тех предпринимателей, которые не просто хотят как можно быстрее заработать денег, а которые стремятся создать...

Виды контроля в менеджменте, его методы и принципы Понятие и виды контроля значение контроля

Виды контроля в менеджменте, его методы и принципы Понятие и виды контроля значение контроля

Понятие контроля. Контроль ¾ одна из важных функций менеджмента. Под контролем понимается управленческая деятельность с целью количественной и...

Образ Пиранези столь же реален, как и любой миф

Образ Пиранези столь же реален, как и любой миф

Джованни Пиранези (1720-1778) — знаменитый итальянский художник. Известен многочисленными гравюрами с архитектурными сооружениями. Художника часто...

feed-image RSS