Реклама

Главная - Жизнь и бизнес
МОУ «Чернавская СОШ» Елена Александровна Мишина – учитель начальных классов. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в УМК «Школа России» - презентация

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. Личностные УУД Самопознание и самоопределение Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я - член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) Смыслообразование Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) Нравственно-этическое оценивание Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)




3. Коммуникативные УУД Коммуникация как взаимодействие Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Коммуникация как кооперация Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Коммуникация как условие интериоризации Умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.


4. Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения. Универсальные логические действия Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. Постановка и решение проблем Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


2.Приобретение знаний о способе выполнения действия. 4. Контроль умения выполнять действие. Путь формирования универсальных учебных действий. 1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.


Личностные УУД Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия; - дневники достижений.


Личностные УУД 1. Игра «Что делать? Как бы ты поступил? (поиск выхода из сложившейся ситуации, можно брать ситуации из литературных произведений). 2. «Добрые слова»(слова обращены к бывшим врагам, лучше пример из сказок). 3. Упражнение «Рамка». 4. «Измени точку зрения» (идет дождь, снег, а ты – ребенок, дворник, водитель, родитель, животное). 5. Составь рассказ от имени другого (ты – камень на дороге, ты – рыбка в пруду).


Личностные УУД Для диагностики можно использовать методики: - «Лесенка». - «Незаконченные предложения». - «Оцени поступок». - Методика изучения мотивации для начальной школы Лукьяновой. - «Что такое хорошо и что такое плохо». - «Что мне нравится в школе».


Познавательные УУД -Логические задачи и загадки. - Что лишнее и почему?. -Рассуждение о причинно – следственных связях. -Рисование из геометрических фигур (с ограничениями и без (человечки)). -Рисование из хаотически расположенных точек. -«Колумбово яйцо», « Танграмм». - «Что спряталось в рисунке». -Образование сложных слов. - Игра с человечком. -«На что похоже?». - «Придумай загадку и нарисуй ее (вид объекта сверху, сбоку). -«Сколько значений у предмета?» (вещи на выброс). Хитроумные решения.


Познавательные УУД - Назови все возможные признаки предмета (Какой? Какая?). - «Причина и следствие» (что является причиной, а что следствием – выбери из цепочки – смех, шутка; мокрый асфальт, дождь, лужи, мокрая трава). -Проверь правильность утверждений (например, все торты сладкие, конфета – сладкая, значит, конфета – торт или все волки серые, Рекс – серый, значит, он волк.) -Придумай знак по охране природы, новый дорожный знак. Для диагностики можно использовать: -Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека. - «Сколько слов в предложении?».




Регулятивные УУД - «Сделай так же» (из геометрических фигур, например). -Продолжи узор, соблюдая закономерность. -«Спрячь букву» (перепиши, но вместо любой буквы ставь точку). - «Сохрани в секрете» (повторяй слова за педагогом, но нельзя повторять, например, слова, обозначающие цвет, начинающиеся на букву р, слова из 2 слогов). -Рисовать треугольник и квадрат одновременно. - Найди ошибки у друга. -Поиск информации в предложенных источниках.


Регулятивные УУД -Игра « ни да, ни нет». -Узоры по клеточкам (несколько вариантов). -Рисование под диктовку. -Выкладывание узоров из счетных палочек. -Раскрась соответственно инструкции. -Дорисуй половинку. -Какое слово повторяется много раз? -Сложи слово из 2 слогов. -« Что изменилось в гальщике?» -«Отдай каждому свой предмет». -«Поменяйтесь местами те, кто…. (первый, второй, третий). -«Следи за речью учителя» (активная игра). -Кодирование. Диагностика: -«Домик». -«Узор». -«Рисование по точкам». -«Бусы». -«Корректурная проба». -«Кодирование». -«Графический диктант». -Карта наблюдений для педагогов. -Зрительно – моторный гештальт - тест Лоры Бендер


Коммуникативные УУД Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу друга; - групповая работа по составлению и решению заданий; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.


Коммуникативные УУД Сюда подойдут речевые игры: -Описательные загадки(дай характеристику так, чтобы другой тебя понял). «О ком говорим?» -Рассказ по картинкам. -Назови ласково, назови во множественном числе. -Изобрази руками. Варианты – в группе все, или индивидуально, другие отгадывают. Групповые игры: -Создай коллаж в группе на тему – плюс расскажите, какую мысль хотели донести. -Постройте совместно высокую башню всего из 10 листов. -Проявите творчество и создайте предметы из полосок бумаги. -Раскрасьте совместно пальцами рисунок




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Универсальные учебные действия» - УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; Надпредметные компетенции ученика:

«Регулятивные УУД» - 2) Обучение самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов. В результате получим плохо знающих математику резонёров. Два взгляда на получаемый современный образовательный результат. В будущем - оформление документов: ЖКО, Банк,.. Педагогические средства. Главные особенности дневника школьника:

«УУД» - Мониторинг. Развивающие возможности урока. Универсальные учебные действия. Метапредметные УУД как предмет педагогического проектирования. Урок как ситуация развития: См. документ ФГОС. Сформировать УУД – значит: Важнейшие условия развития УУД. «Настройка» всей среды. Развитие личности. Дидактическое обеспечение урока.

«УУД по ФГОС» - Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учащиеся школы. Базовые образовательные технологии. Личностные действия. Понятие «УУД». Лидерство и согласование действий с партнером. Регулятивные универсальные учебные действия. Универсализация содержания образования.

«Формирование универсальных учебных действий» - Условия развития познавательных мотивов. Виды универсальных учебных действий: Моделировать звуковой состав слова… Структура гражданской идентичности. Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия». Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования.

«УУД в начальной школе» - 41,5% учащихся продемонстрировали данный уровень. Пикельник А. Начальная общеобразовательная школа №39 Барахнова Е. Начальная общеобразовательная школа №39 Сачков Д.. Если есть ошибки, исправь. Задания, не вызвавшие затруднений у первоклассников. Первая причина гибели зубров - ______________________________.

Всего в теме 17 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коммуникативные универсальные учебные действия.

социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные действия обеспечивают:

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Коммуникативные действия Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как кооперация Коммуникация как условие интериоризации

Коммуникация как взаимодействие: ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ; ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ; ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА; УЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.

Коммуникация как кооперация: согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности; ориентация на партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации - коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям.

Виды заданий на уроках Математический диктант с взаимопроверкой тетрадей. Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам (на уроках окружающего мира). Обсуждение проблемы по прочитанному произведению. Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. «Исправь ошибки». Проверка решения по эталону (на уроках русского языка).

Виды заданий на уроках - Рассказ от первого лица. - Повествование от имени героя. - Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою). - Устное словесное рисование. - Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД: ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИ; ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ; УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ; УМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ; УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Журова О.Я., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» сайт

Слайд 2

Ранжирование:

Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД – 1 место Личностные УУД

Слайд 3

Учимся взаимодействовать.

Развитие коммуникативной компетентности- одна из первостепенных задач современного образования

Слайд 4

Базовые коммуникативные и речевые действия.

1. Потребность ребёнка в общении со сверстниками и со взрослыми.

Слайд 5

2. Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения

Слайд 6

Л.С. Выготский:

« Вербальная природа общения изначально связана с обобщением и, возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания»

Слайд 7

3. Приемлемое отношение к процессу сотрудничества.

Слайд 8

4. Ориентация на партнёра по общению.

Слайд 9

5. Умение слушать собеседника.

Слайд 10

Группы коммуникативных УУД.

Коммуникация как взаимодействие. Коммуникация как кооперация. Коммуникация как интериоризация.

Слайд 11

Коммуникация как взаимодействие.

Показатели: Предвидение разных возможных мнений на один и тот же предмет, факт, событие у разных людей. Умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Слайд 12

Коммуникация как совместное действие.(кооперация) Составляющие: 1.Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

Слайд 13

2.Обмен способами действий и операций в качестве средства для получения продукта совместной работы. 3. Взаимопонимание. 4. Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

Слайд 14

5. Планирование общих способов работы. 6. Рефлексия.

Слайд 15

Нормативно –возрастные показатели.

умение договариваться, находить общее решение практической задачи, высказывать и аргументировать собственное мнение, доброжелательное отношение друг к другу,

Слайд 16

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Слайд 17

Коммуникация как интериоризация.

Коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации друг другу и становления рефлексии.




















1 из 19

Презентация на тему: Формирование коммуникативных УУД

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Изменение парадигмы образования Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности Идеал работника -исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

* ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Коммуникативные действия: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРУКТУРА Умение договариваться и находить общее решение Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания КОМПОНЕНТЫ умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

№ слайда 11

Описание слайда:

КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ СТРУКТУРА Рефлексия своих действий как достачно полное отображение предметного содержания Способность строить понятные для партнера высказывания Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности КОМПОНЕНТЫ Коммуникативно-речевые действия для интериоризации умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; владение планирующей и регулирующей функциями речи; умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

№ слайда 12

Описание слайда:

Направления и способы формирования коммуникативных УУД 1. ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОУ (интеграция урочной и внеурочной деятельности) И НА ОТДЕЛЬНОМ УРОКЕ 2. СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (каждый предмет делает свой вклад в развитие КУУД). 3. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (проблемное обучение, метод проектов, ИКТ-технологии), так информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию коммуникативных УУД через обмен гипермедиасообщениями; выступления с ИКТ-поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, форум, чат, видеоконференция, блог) 4. ЧЕРЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ педагогического коллектива и администрации и др. УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (родителей, детей)

№ слайда 13

Описание слайда:

* 1.1. Развитие КУУД через создание соответствующей образовательной среды в рамках ОУ: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

Описание слайда:

2.1. Развитие КУУД средствами различных учебных предметов через типовые задачи Личностные УУД Коммуникативные УУД На личностное самоопределение На развитие Я-концепции На мотивацию На нравственно-этическое оценивание На учет позиции партнера На организацию и осуществление сотрудничества На передачу информации и отображение предметного содержания Тренинги коммуникативных навыков Ролевые игры Групповые игры Познавательные УУД Регулятивные УУД Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание Задачи и проекты на проведение эмперического исследования Задачи и проекты на проведение теоретического исследования На планирование На рефлексию На ориентировку в ситуации На прогнозирование На целеполагание На оценивание На принятие решения На самоконтроль На коррекцию

№ слайда 16

Описание слайда:

2.2. Развитие КУУД через специфику отдельных предметов (пример) Чтение как КУУД Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. 1. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. 2. Библиографические умения. 3. Овладение алгоритмом информационного поиска (поиск информации из различных источников) 4. Экранное чтение Планируемы результат Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению… Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

4.Развитие КУУД через компетентностное образование участников образовательного процесса Условия формирования Определение целей коммуникации Выбран партнер Распределены функции и роли Ученики умеют действовать и взаимодействовать Виды упражнений Ассоциативные Мыслительные Речевые Рефлексивные Интерпретация Формы работы: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные тренинговые занятия

№ слайда 19

Описание слайда:

 


Читайте:



Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии

Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии

В Белоруссии в отдельных случаях применяется Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»...

Реквизиты ооо Банковские реквизиты ООО

Реквизиты ооо Банковские реквизиты ООО

Регистрационные и банковские реквизиты ООО В своей повседневной деятельности руководители и ответственные лица обществ с ограниченной...

Закон о садоводческих товариществах: что меняется и устоят ли дома

Закон о садоводческих товариществах: что меняется и устоят ли дома

Садоводческие товарищества — это некоммерческие организации Российской Федерации, которые создаются на добровольной основе. Их основная цель —...

Задачи по теории вероятностей с решениями

Задачи по теории вероятностей с решениями

Этот раздел содержит первую часть задач по теории вероятностей, которые достаточно просты для того, чтобы их могли поместить не только в вариант...

feed-image RSS