Разделы сайта
Выбор редакции:
- Дон Тэппинг - Бережливый офис: Устранение потерь времени и денег Бережливый офис внедрение
- Как правильно узнать о результатах собеседования: советы эксперта Как спросить работодателя о принятом решении
- Сообщение на тему начало книгопечатания
- Презентация "партизанское движение в годы вов" Интернет - источники оформления шаблона
- Программа поэтапного введения нового сотрудника в коллектив и в работу Специализированные программы адаптации включают вопросы
- Понятие капитала предприятия и его структура Чем отличается состав капитала от его структуры
- Система управления самолётом
- Личная переписка: пишем неофициальные письма на английском Фразы для начала письма на английском
- Организационные структуры управления на предприятиях общественного питания Организационная структура общепита
- Окрыляем людей и их идеи
Реклама
Основы профессиональной этики фотографов и дизайнеров. Лучшая дизайн-студия Харькова, Украины "StartFire" — зажигает звёзды! Обязанности по отношению к профессии |
Кодекс этики профессионального дизайнера интерьера 1. Преамбула 2. Ответственность перед обществом 3 Ответственность перед клиентом 4. Ответственность перед другими дизайнерами интерьера и коллегами 5. Ответственность перед профессией Кодекс этики профессионального дизайнера интерьера http://сайт/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png Кодекс этики профессионального дизайнера интерьера 1. Преамбула Профессиональный дизайнер интерьера должен оказывать услуги таким образом, чтобы его работа вызывала уважение клиентов, коллег и общества. Это индивидуальная ответственность каждого профессионального дизайнера интерьера. 2. Ответственность перед обществом 2.1 При оказании услуг, профессиональный дизайнер принимает разумные меры и максимальную компетентность для соответствия существующим законам, нормам и правилам, регулирующим […] Вы считаете себя этичным дизайнером? Это что-то, о чем вы думаете, когда беретесь за новый проект. Дизайн-этика проявляется во многих формах – начиная с того, как вы выбираете проекты и заканчивая работой с клиентом, авторскими правами и правовой защитой. Эти писанные и неписанные кодексы помогают дизайнерам взаимодействовать, общаться и строить свой бизнес. Это то, над чем вам, вероятно, нужно подумать, потому, как вы будете знать и понимать больше правил. И каждый раз, когда вы будете останавливаться и спрашивать себя “Должен ли я сделать это или то?” – дизайн-этика будет важной частью рассуждения. Что такое этика дизайна? Этика дизайна - сложное дело. Спросите пять разных людей, что это означает, и вы, наверняка, получите пять разных ответов. Обычно все сводится к двум основным идеям:
Когда вы соедините эти две идеи, получаете то, что могло бы стать лучшей идеей этики дизайна: Этика дизайна помогает поднять стандарт визуальной работы, путем установления поведения и действий, которые приемлемы в профессиональном сообществе и для клиентов. В то время как существует множество примеров различных этических стандартов для дизайнеров, можно выделить четыре основных пункта, к которым стоит стремиться.
Независимо от вашего уровня квалификации или мастерства, эти стандарты отражают сущность этики дизайна. Должно быть совершенно очевидно, почему они важны. Для фрилансеров, сотрудников и профессиональных сообществ Этика дизайна влияет на специалистов и обучающихся на каждом уровне. В зависимости от того как вы работаете, где вы живете и в какой организации состоите, вы можете сами найти многочисленные формальные правила. Но помимо этих формальных правил, дизайн-этика немного более личная. Давайте предположим на минуту, что вы никогда не нарушали закон, авторские права и не занимались плагиатом. Вы всегда справедливо выставляли счета и честно работали. Этика может выйти за пределы этих вещей. Рассмотрим следующие ситуации:
Ни один из ответов не является четким. Этика дизайна – это что-то более чем то, что вы чувствуете в таких ситуациях, это то, что вы делаете. Как вы справляетесь с конфликтами, говорит много о том, как вы выстраиваете свою работу и с какими типами клиентов вы можете комфортно работать. Зачем все эти вопросы? Почему это важно? Потому что то, как вы думаете об этом, и чувствуете себя в таких ситуациях, может повлиять на вашу карьеру. Деловые соображения Если вы имеете множество моральных обязательств, которые влияют на вашу способность взять в работу определенные проекты или не взять, то фриланс-карьера может быть лучшим вариантом. Опять же если вы менее придирчивы к типу проектов, работа в компании может вам подойти. Многие дизайнеры находят для себя золотую середину, где оба варианта меют право на существование. Дизайн-этика выходит за рамки того, откуда вам поступают деньги, она также может помочь вам создавать новые денежные потоки. Подумайте, как вы относитесь к клиентам. Их ожидания и ваша работа являются частью этой этической беседы. Вы сделали то, что обещали? Все работы выполнены в срок и клиент доволен? Если были проблемы, вы вели открытый и честный разговор? Создание хорошей бизнес-практики должно быть частью вашего этического кодекса. Это уловка, которая поможет вам сохранить свой бизнес и удержаться на плаву в течение многих последующих лет. Клиентам нравится знать, чего от вас ожидать. Вывод Этика имеет важное значение, потому что она сохраняет дизайн чистым и честным. Это относится и к общей эстетике и деловым вопросам. Вы должны стремиться быть максимально этичным, насколько это возможно во всех ваших отношениях. Это поможет установить свою позицию в качестве надежного и профессионального дизайнера. Клиенты будут знать, чего ожидать, и, в свою очередь, ваши отношения будут более гладкими. Этика может помочь вам определить, с какими клиентами стоит работать. И, наконец, помните, что всегда приемлемо, чтобы сказать «нет». Взвесьте все с самого начала. Безусловно, не каждая работа будет достойна портфолио, но это не должно заставлять вас чувствовать стыд за клиента или конечный продукт. Цель кодекса: формирование основных принципов международных этических норм в дизайнерской практике, принятых всеми организациями - членами ICSID. Дефиниции:
Согласно КОДЕКСА слово «дизайнер» Обязанности обществ и объединений: организации-члены ICSID требуют, чтобы входящие в их состав организации признали, что они и их отдельные члены, работая за рубежом, соблюдали основной кодекс и традиции данной страны. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ДРУГИМИ ДИЗАЙНЕРАМИ:
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД КЛИЕНТОМ:
КОНКУРСЫ:
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ:
ТРИ «М»: Л.Н. Шабатура К.А. Шпильская МЕТОДОЛОГИЯ - МЕТОДИКА - МЕТОД Формирование этики дизайнера Дизайнер - одна из самых востребованных в последнее десятилетие профессий, оказавшихся в центре процесса складывания культурной практики своего времени. Этическая позиция дизайнера оказывает на результат его деятельности не меньшее влияние, чем профессиональная квалификация. Формирование этической позиции должно быть обязательным компонентом профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. В статье анализируется значение понятия «профессиональная этика», кратко рассматриваются этапы ее становления. Ключевые слова: ценности, мораль, профессиональная этика, дизайнер, образование, культура. Неоднозначность понятия «профессиональная этика» обусловливается размытостью семантических границ базового термина «этика», что создает некоторые сложности при разговоре о формировании этической позиции дизайнера. В статье, посвященной разработке данного вопроса, В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов пишут: «Выражение “профессиональная этика” в известной мере условно, ибо означает не что иное как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем употребление понятия “профессиональная этика” оправданно, ибо оно подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии» . Возьмем это определение за основу и под «профессиональной этической позицией» будем подразумевать профессиональный моральный кодекс, то есть систему рационально осмысленных моральных принципов, норм и правил, общепринятых в данной профессиональной деятельности. Тем более что именно это прикладное значение оказывается в центре внимания в рассуждениях не философов, а самих дизайнеров - теоретиков и практиков, рассматривающих данную проблему в основном с позиции отношения к себе, собственной работе, клиентам, деньгам, своему учителю и ученикам. Профессиональная этика как система моральных ценностей, свойственная представителям одно© Шабатура Л.Н., Шпильская К.А., 2015 Формирование этики дизайнера го рода деятельности, складывалась постепенно, в течение веков, проходя трансформацию от правил, предписанных членам жреческих сословий и врачевателям древности, от уставов цеховых ремесленников и членов рыцарских орденов Средневековья к моральным нормам профессиональных сообществ Нового времени. Сам термин «профессия», как отмечают исследователи, до Реформации употреблялся только применительно к священнослужителям. Первыми обозначать так любой род занятий, выполняемых квалифицированно и ответственно, стали протестанты. Профессиональные этические кодексы складывались и раньше в тех областях специализированной деятельности, в которых объектом труда является непосредственно человек. Именно в медицине впервые осмысляются моральные принципы, формируются этические нормы. Основной принцип любой профессиональной этики - «не причини вреда». Интересен вопрос о взаимоотношении норм общей и профессиональной этики. Ясно, что профессиональные этические правила являются производными от общепринятых моральных норм, переосмысленных применительно к каждой конкретной профессии. Следовательно, перенос традиций из общей морали в профессиональную сферу совершается не механистически, а последовательно, адаптируясь к ее нуждам. В результате такой трансформации появляются профессиональные этические стандарты, противоречащие устоявшимся нормам поведения общества, либо вообще не имеющие аналогов в общей морали и нравственности. Поэтому естественным пластом в профессиональной этике, как научной дисциплине, выделяют «специальную рефлексию относительно принципиальных и нормативных оснований профессиональной деятельности» , то есть некий мировоззренческий слой установок: осмысление этических стандартов поведения членами профессиональных сообществ. В результате формируются этические профессиональные кодексы, одной из специфических задач которых является снятие противоречий, часто возникающих между моральными устоями, традиционными для общества, и теми действиями, которые профессионал обязан предпринимать в своей рабочей практике. В современной цивилизации практически любое профессиональное сообщество заботится о своей репутации, следовательно, и об этической стороне деятельности. Именно закрепленные в этических стандартах - хартиях, уставах, кодексах - нормы соответствия деятельности конкретного человека данной профессии становятся очевидными, легальными и негласно согласованными для него самого, а также для его коллег и клиентов. Этические нормы, не закрепленные на государственном уровне законами, не могут гарантировать сохранение и повышение качества товаров и услуг, производимых профессиональным сообществом, а также не застраховывают конечные результаты от негатива и деструктивности. Но, являясь укорененными в сознании членов этих сообществ образцами трудовой профессиональной деятельности, способствуют ее развитию и твор- Формирование этики дизайнера ческому совершенствованию личности. Следовательно, профессиональная этика, ориентированная на общее благо, содействует прогрессу общества в целом. Профессиональная деятельность дизайнера предполагает создание либо изменение среды обитания человека и наполнение ее новыми материальными объектами и духовными смыслами, то есть формирование образа действий и мыслей, чувств и эмоций, в глобальном смысле - формирование будущего. Роль личности дизайнера, его вкусов, взглядов, его мироощущения чрезвычайно велика. Эргономические, эстетические и другие свойства проектируемого объекта всегда будут отражать личность дизайнера, его ценностные установки. Но существует и еще одна сторона - заказчики и потребители данного объекта, перед которыми дизайнер несет ответственность за результаты проектирования. Нормы профессиональной этики призваны регулировать процесс сотрудничества, максимально отражая, учитывая и гармонизируя интересы и потребности каждого субъекта, не допускать и сглаживать возможные конфликты. Еще одна очень важная сфера приложения этических норм - взаимоотношения с коллегами, ответственность перед другими членами данного профессионального сообщества. Осознание этических норм профессиональной деятельности в мире развивается со времени зарождения и становления профессии дизайнера как таковой, то есть со второй половины XIX века. В 1957 году состоялось объединение национальных организаций промышленного дизайна в некоммерческое сообщество, юридически зарегистрированное в Париже, и был основан Международный совет организаций индустриального дизайна (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design). ICSID стал той платформой, на основе которой дизайнеры всего мира налаживают профессиональные контакты, определяют общие цели и интересы, следят за сохранением качества и достоинства профессии, соблюдая социальную ответственность. Постепенно моральные нормы, принятые в профессиональном сообществе дизайнеров, оформляются и закрепляются в специальном этическом кодексе, принятом в 1965 году на IV конгрессе ICSID в Вене, - «Примерный международный кодекс профессионального поведения дизайнера». Содержание кодекса было направлено на укрепление моральной ответственности дизайнера, повышение его профессионального престижа и ограничение коммерческой направленности дизайна. В 1965 году членом ICSID становится и ВНИИТЭ (Всесоюзный научноисследовательский институт технической эстетики), созданный в 1962 году в Москве под эгидой Государственного комитета СССР по науке и технике в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно- Формирование этики дизайнера бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», которое фактически положило начало становлению дизайна в стране. В 1991 году по решению Учредительной конференции была создана Общероссийская общественная организация «Союз дизайнеров России», который является членом ICSID с 2007 года. На сегодняшний день Международный профессиональный кодекс чести дизайнера осмысливается как образцовый кодекс поведения для дизайнеров. Целью кодекса является «формирование основных принципов международных этических норм в дизайнерской практике, принятых всеми организациями - членами ICSID». Кодекс предусматривает ответственность дизайнеров, работающих в обществах и объединениях организаций - членов ICSID, перед обществом, перед другими дизайнерами, перед клиентами. Следовательно, в кодексе выделены значимые в этическом плане аспекты деятельности дизайнера, выработаны и четко обозначены требования к их осуществлению. Но в данном кодексе, как и во многих других документах, направленных на регулирование этической сферы профессиональной деятельности, отсутствуют какие-либо «гипотезы относительно форм институционализации таких кодексов и механизмов их санкционирования. Эта практическая сторона не просто важна, она является определяющей в обеспечении действенности принимаемых кодексов, деклараций и клятв» . Ведь не случайны примеры игнорирования таких кодексов как в мировой практике, так и в нашей стране, а в некоторых случаях - системное нарушение и попрание утвержденных этических норм. Кроме того, само существование профессии невозможно без воспроизводства кадров. Вопрос профессионального образования чрезвычайно важен, а формирование этической позиции будущих специалистов должно присутствовать как обязательный компонент образовательных программ гуманитарных вузов, в том числе и для будущих дизайнеров. Безусловно, формирование профессиональной этической позиции должно начинаться при обучении профессии. Конечно, этот процесс предполагает уже заложенные в результате общего воспитания нравственные ориентиры, но именно во время получения образования обучающийся должен осознать моральные цели своей профессии, понять свою свободу и ответственность, право на веру и доверие общества. Целью профессиональной подготовки будущих дизайнеров является общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование высокого уровня общей и профессиональной культуры, которая понимается как целостная система знаний, умений и навыков, личностных качеств, норм и традиций, необходимых для достижения идеала профессиональной деятельности. Процесс формирования профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности Формирование этики дизайнера («субъективация»), то есть материализация в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), то есть приобщение будущего дизайнера к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности . Следовательно, задача формирования этической позиции будущего специалиста включается в направление профессиональной социализации. Здесь приходится отметить, что на данном этапе в образовательном процессе существуют противоречия между потребностью в формировании профессиональной этической позиции будущих дизайнеров и - шире - их нравственного воспитания вообще и неудовлетворительной разработанностью механизмов организации данного процесса в вузах. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности «Дизайн» не предусматривает полный специальный курс, направленный на формирование рассматриваемого компонента профессиональной культуры в обязательном цикле общепрофессиональных дисциплин. Естественно, что феномен нравственности анализируется во многих науках, преподаваемых студентам, - философии, истории, социологии, психологии. Конкретно же более узкая задача формирования у студентов основ профессиональной этики ставится в курсе лекций «Дизайн и современный образ жизни», где «образ жизни» рассматривается как ведущая ценностная проектная установка современного дизайна, на которую дизайнер, как профессиональный проектировщик среды, должен ориентироваться в своей деятельности. Исследователями современного образования студентов-дизайнеров отмечается необходимость разработки специального курса «Этика дизайнера». Проблематику освещаемых в рамках данного курса вопросов, по нашему мнению, не следует сужать лишь до проблем практического характера. Несомненно, большая часть часов дисциплины должна быть посвящена ответам на практические вопросы: как и каким образом должен поступать профессиональный дизайнер в реальных ситуациях своей творческой деятельности. Анализ интернет-сайтов практикующих дизайнеров различных специализаций (графических и ландшафтных дизайнеров, дизайнеров интерьеров и веб-ресурсов и др.) показывает, что именно проблемы взаимоотношений с коллегами и в первую очередь с клиентами становятся особенно острыми в профессиональной практике. Но безусловной базой должно быть ознакомление студентов с основными положениями общих этических норм и правил поведения человека в обществе. В связи с тем что современный дизайн стал глобальным явлением, роль которого в решении экологических, урбанистических и гуманистических проблем культуры постоянно увеличивается, возрастают и требования к уровню общекультурной подготовки профессионально ком- Формирование этики дизайнера петентных специалистов-дизайнеров. Ведь именно от будущей деятельности дизайнеров во многом зависит, сохраним ли мы отечественную культуру или растворим ее в культурах других стран и народов. Одной из основных и наиболее острых проблем сегодняшнего состояния российского общества видится вопрос сохранения культурной идентичности. Решить проблему потери идентичности возможно через традицию. Традиция как социокультурная коммуникация, как социальный регулятор, как система идеалообразующего развития культуры неразрывно связана с воспроизводством культуры как системы ценностей в контексте национальной самобытности . Ив последние годы отчетливо прослеживается тенденция возрождения интереса к истокам родной культуры, ведутся поиски культурной самоиндентификации. Дизайн, являясь культуроформирующим фактором проектной деятельности человека, может и должен стать в этих поисках естественным и активным помощником, проводником идей, базирующихся на традиционных, свойственных родной культуре ценностях. К тому же актуальное сейчас экологическое сознание также приближает современность к традиционной культуре. Дизайну под силу способствовать оздоровлению современного российского общества. Принцип театрализации среды, как мощный инструмент проектирования, востребованный дизайнерами, помогает налаживать связи духовного мира нашего современника с духовной культурой предков. Таким образом, дизайн выступает инструментом социокультурной коммуникации между поколениями людей, действенным методом социальной терапии . Осознание важности формирования преемственности в материальной и духовной сферах должно стать одной из первоочередных задач в процессе складывания этической позиции будущих дизайнеров во время их обучения. Таким образом, в предлагаемый спецкурс «Этики дизайнера» целесообразно будет внести раздел, изучающий основы духовной и материальной традиционной культуры России. Это поможет решить еще одну насущную проблему: до сих пор все ассоциации, связанные с самим термином «дизайн», уводят потребителей далеко за границы нашей культуры. И даже при все более очевидном в последнее время интересе к родной традиции о сформировавшемся современном русском стиле как о выраженном в художественной форме национальном самосознании в дизайне говорить рано. Скорее, речь идет об единичных случаях эксплуатации интереса к национальной самобытности, чаще всего на уровне использования традиционной орнаментики известных русских промыслов. Изучение традиционной культуры поможет будущим специалистам всем сердцем и всей душой полюбить ее, найти методы использования элементов традиционного наследия, сделать традицию - как ценностный опыт прошлого - органичным инструментом проектирования современного и будущего образа жизни. Формирование этики дизайнера Важной задачей спецкурса «Этика дизайнера» является выработка навыков по оценке этических ситуаций, на основании которых отрабатывается умение анализа в принятии решений при осуществлении профессиональной практики, инвариантной оценке и проектирования конечных результатов. Также студентам необходимы общекультурные и профессиональные навыки выбора эффективных коммуникаций, форм общения с различными слоями общества. В составе спецкурса следует предусмотреть раздел, подробно рассматривающий типологию социальных групп и различные типы образа жизни и освещающий тему взаимовлияния образа жизни как устоявшейся формы бытия человека в мире и предметной среды. Необходимо, чтобы будущие дизайнеры понимали свою роль в профессии не только как посредничество между решаемой задачей и предложенной ситуацией, но и как личности высококультурной, творческой, духовно богатой и интеллектуально развитой, создающей вокруг себя культурно-образовательное пространство и среду социально-культурного восхождения человека. Спецкурс должен содержать лекционные и семинарские занятия, самостоятельную и практическую работу. Целесообразно также проведение тренингов, направленных на развитие самоанализа, осознания личностных ценностных ориентаций студентов и на их согласованность с взглядами и убеждениями заказчиков. Опыт тренинга ценен своей практической направленностью, так как именно при взаимодействии будущего специалиста с реальной дизайн-деятельностью формируется и проявляется его профессиональная этическая позиция . Кроме того, специфика получаемой профессии, ее творческая направленность делает необходимым организовать в вузе разнообразную творческую деятельность, налаживающую разноплановое общение, умение выстраивать взаимоотношения и вырабатывающую нравственное поведение в целом. Таким образом, для успешного формирования профессиональной этической позиции будущих дизайнеров в план учебной деятельности целесообразно ввести спецкурс, включающий лекционные занятия, обеспечивающие студентов знаниями о нравственных ценностях современного общества, и практическую работу студентов по отработке этического поведения в рамках будущей трудовой деятельности. Проведение семинаров, творческих дискуссий, тренингов будет способствовать пониманию основных положений этического кодекса дизайнеров и созреванию собственной устойчивой позиции в рамках этой этической модели. Литература 1. Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160-181. Формирование этики дизайнера 2. Асессоров А.И. Формирование профессиональной культуры студента-дизай-нера // Успехи современного естествознания. [Электронный ресурс] URL: http://www.rae. ru/use/?section=content&op=show_artide&artide_id=7783814 (дата обращения: 19.08.2014). 3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 151-167. 4. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. 2009. 24 с. 5. Профессиональная этика: что и где? // Апресян Р.Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики. [Электронный ресурс] URL: http://iph. ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/apr.html (дата обращения: 13.08.2014). 6. Руденский Е.В. Введение в психосоциологию праздничного общения. Кемерово: Притомское, 1991. 125 с. 7. Шабатура Л.Н. Традиция в социокультурном развитии личности: Автореф. дис. ... д. филос. наук. М., 2004. 25 с. Кодекс профессиональной этики дизайнера – внутренние правила всех дизайнеров, которые осуществляют дизайнерскую деятельность. Каждый дизайнер, занимаясь дизайнерской практикой, преподавательской или научной деятельностью должен взять на себя обязательства о соблюдении норм профессиональной этики, которые изложены в этом Кодексе. Этические нормы распространяются на все виды профессиональной деятельности, независимо от того, где они имеют место. Кодекс отвечает положениям Кодекса профессиональной этики Международного Союза дизайнеров. Общие положения. Дизайнеры должны использовать приобретенные в процессе обучения, практической подготовки и практического опыта знания на пользу обществу, заказчиков и пользователей объектов дизайна, строителей, которые помогают формировать гармоническое окружение в естественном окружающей среде. Профессиональное обучение дизайнера, практическая подготовка и механизм проверки знаний и умений должны не оставлять в общественности сомнений относительно его возможности предоставлять профессиональные услуги. Дизайнеры должны постоянно поддерживать и развивать свои знания искусства и науки архитектуры, уважать мировые и национальные достижения и традиции дизайна, развивать их своим, отдавать приоритет профессиональным выводам и решениям над любыми другими побуждениями в деле служения архитектурному искусству и науке. Кодекс этики дизайнера - сведение правил, которые регулируют отношения, которое возникало как в профессиональной среде дизайнеров, так и во взаимоотношениях дизайнера и общества, действуют в комплексе с законами РФ. Кодекс базируется на основоположных принципах признания обществом природы профессии дизайнера как творческой деятельности и права дизайнера на авторство проекта, которое вытекает из этого, а также необходимости соблюдения дизайнером обязательств перед гражданами, обществом, коллегами. При Вятской торгово-промышленной палате создается Дисциплинарная комиссия по вопросам этики и авторского права, где рассматриваются конфликтные ситуации, которые возникают между дизайнерами, заказчиком и дизайнером, дизайнером и общественностью, между дизайнером и подрядчиком. Комиссия формируются из представителя ВТПП, спорящих сторон и 2-х представителей дизайнерского сообщества, выбранных спорящими сторонами. Нарушение Кодекса этики дизайнером, в зависимости от степени морального вреда, который им причинено коллегам-дизайнерам, заказчикам и пользователям объектов, гражданам, предприятиям и учреждениям, тянут за собой: Предупреждение о недопустимости нарушений этических норм; 1. Общие обязательства (обязанности): 1.1. Дизайнеры должны стремиться к беспрерывному пополнению и повышению профессиональных знаний и умений в сфере своей профессиональной деятельности. 1.2. Дизайнеры должны, там где это возможно, оказывать содействие развитию других искусств, научных и технических достижений, особенно в строительной области. 1.3. Дизайнер должен повышать качество профессиональных услуг, оказывать содействие распространению информации и воспитание, которые относятся к своей профессии. 2. Обязанности по отношению к профессии: 2.1. Представителем дизайнерской профессии является лицо, которое, независимо от общественного положения, должности осуществляет дизайнерскую деятельность на законных основаниях. 2.2. Дизайнер должен заниматься профессиональной деятельностью честно и добросовестно, отдавая преимущество приоритету профессии. 2.3. Дизайнеры обязаны всеми своими действиями стремиться к поддержанию достоинства и стойкости идеалов своей профессии и обеспечивать поддерживание именно таких стандартов поведения их сотрудниками. Никакие действия не должны подрывать доверие к ним тех, на кого и с кем они работают, а также для того, чтобы общественность была защищена от извращения фактов, мошенничества и намеренного заблуждения. 2.4. Дизайнер должен избегать: Публичной констатации положительных качеств или недостатков дизайнерских решений к официальному оповещению автором (авторами) законченных и незаконченных работ (этапов работ), если он лично не принимает участия в работе, а также предоставление разрешения на Оповещение и оценки работы одним из соавторов без согласия других членов авторского коллектива. 2.5. Действия, которые унижают достоинство дизайнера: Скрепление собственными подписями (печатью) эскизов, чертежей, моделей или документов, которые имеют отношение к профессиональной деятельности, если они не были подготовлены им, или при его непосредственном участии; Выполнение по требованию заказчика проектных работ в сокращенный срок, если это может привести к снижению качества работы. 2.5. Дизайнер не должен сознательно соглашаться на выполнение работ по расценкам ниже сложившихся на территории минимальных расценок, которые могут привести к недобросовестной конкуренции, демпинговому снижению стоимости работ и ухудшение качества проектов. 3. Обязанности перед заказчиком: 3.1. Дизайнер может приступить к выполнению профессионального заказа только в случае, когда он может гарантировать предоставление всех предусмотренных законодательством, нормативами и контрактом услуг клиенту. К заключению контракта на выполнение работ дизайнер должен взвесить, достаточно ли в его распоряжении умения, знаний и средств, для выполнения этой работы и не браться за работу, если он не может ее выполнить. 3.2. Дизайнер не может подавать заказчику работу от лица другого лица, а также подавать заказчику работу другого дизайнера от своего имени. 3.3. Дизайнер не должен вступать в договорные отношения с заказчиком, если ему известно, что при этом затрагиваются законные права третьих лиц. Если о нарушении прав третьих лиц становится известным во время выполнения работ, дизайнер должен их приостановить до решения вопросов с заказчиком и лицами, чьи законные права могут быть затронутые, о чем он должен немедленно сообщить заказчику. 3.4. Дизайнер должен избегать создания у заказчика ошибочного воображения о своем уровне компетентности, одновременно непохвально отзываться о творческих и других возможностях своих коллег, в которых с заказчиком установлены или могут быть установлены деловое отношение. 3.5. Дизайнеры обязаны не соглашаться на выполнение профессиональных работ, если не достигнута четкая письменная договоренность с заказчиком об объеме работ, распределение ответственности, размере договорной цены за выполнение работ, условий прекращения или отмена договора. 3.6. Дизайнер должен отказаться от выполнения профессиональных работ, если требования заказчика противоречит действующему законодательству, строительным нормам и исходным данным на проектирование, убеждением и профессиональному достоинству дизайнера. 3.7. Дизайнер должен сохранять тайну конфиденциальной информации, Дизайнер может быть освобожден от сохранения профессиональной тайны прямым письменным согласием заказчика или в соответствии с действующим законодательством. 3.8. Дизайнер обязан информировать заказчика о ходе выполнения 3.9. Дизайнер обязан информировать заказчика, владельца или 4. Особенности отношений дизайнера с подрядчиком: 4.1. Дизайнер должен при всяких обстоятельствах сохранять свою профессиональную независимость и избегать случаев, когда интересы подрядчиков входят в противоречие с его профессиональным достоинством или противоречат интересам заказчика. 4.2. В случае конфликта с подрядчиком дизайнер должен своевременно сообщит заказчику о сущности конфликта, вступить в диалог с подрядчиком от лица заказчика по его поручению с целью достижения умного компромисса. 5. Обязанности и обязательства в отношениях с коллегами 5.1. Дизайнер не может использовать против других дизайнеров свое служебное положение, которое может предоставлять преимущества в получении заказов и в вопросах авторских прав. 5.2. Дизайнер берет на себя обязательства не использовать идеи другого дизайнера без согласия и предоставленных полномочий на такое использование от дизайнера-автора такой Идеи. 5.3. Дизайнеры обязуются не предлагать подарки или не подкупать иным образом лиц с целью получения заказа. При назначении на любую должность они не будут прикладывать усилий для несправедливого занятия места другого дизайнера. 5.4. Дизайнеры, которые принимают участие в конкурсах, должны избегать влияния на решения жюри, любых контактов с членами жюри непосредственно или через других лиц. 5.5. При общественном обсуждении конкурсных проектов дизайнер, или 5.6. Дизайнер, который принимает участие в разработке программы конкурса, или работает в составе жюри или общественной экспертизы в конкурсном проектировании этого объекту, не может принимать участия в данном конкурсе. 5.7. Дизайнер должен отказаться от участия в составе жюри конкурса, если ему стало известно об участии в конкурсе членов коллектива, в котором он работает. 5.8. Дизайнер не имеет права заявлять о своем авторстве на работу, которую он не выполнял, или его участие ограничивалось организационным и техническим руководством. 5.9. Формирование авторских коллективов (коллективов соавторов) должно происходить на основании авторских соглашений с указанием объектов авторства, принципов распределения гонорара, предоставление полномочий в защите проекта и др. 5.10. Дизайнер должен с уважением относиться к своим сотрудникам, специалистам сопредельных профессий. 5.11. Дизайнер не должен добиваться получения или выполнять заказ заказчика, если ему известно, что последний пользуется по этому объекту услугами другого дизайнера. Он может принять этот заказ только после расторжения договора заказчиком с другим дизайнером. 5.12. Дизайнер не должен допускать устных или письменных необоснованных высказываний в отношении коллеги, если они позорят его профессиональное или человеческое достоинство, он должен направлять критические замечания проект, а не на личность коллеги. 5.13. Объектом дизайнерской критики могут быть только законченные и официально представленные на рассмотрение проекты, а также законченные реализованные проекты. 5.14. Дизайнер не может отвечать отказом в предоставлении коллеге, в пределах необходимой достаточности, чертежей и других документов для взаимного согласования объектов, которые разрабатываются. 5.15. Дизайнер должен придерживаться принципа наследственности решений при завершении строительства объекта (комплекса объектов), запроектированного другим автором, или при реконструкции исторических зданий и комплексов. При этом желательно, если это возможно, согласование основных принципов с автором предыдущих работ. 5.16. Дизайнер может приступить по заданию заказчика к выполнению работ по следующей стадии утвержденного проекта, автором которого является другой дизайнер, только после его письменного согласия и достижение договоренности о характере сотрудничества и защиты авторского права. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как правильно узнать о результатах собеседования: советы эксперта Как спросить работодателя о принятом решении
- Сообщение на тему начало книгопечатания
- Презентация "партизанское движение в годы вов" Интернет - источники оформления шаблона
- Программа поэтапного введения нового сотрудника в коллектив и в работу Специализированные программы адаптации включают вопросы
- Понятие капитала предприятия и его структура Чем отличается состав капитала от его структуры
- Система управления самолётом
- Личная переписка: пишем неофициальные письма на английском Фразы для начала письма на английском
- Организационные структуры управления на предприятиях общественного питания Организационная структура общепита
- Окрыляем людей и их идеи
- Контрактное производство Система качества на предприятии