Главная - Производство
Поддержание дисциплины в коллективе. Как повысить дисциплину подчиненных или коллег, отвлекающих от работы Обязанности работодателей, направленные на обеспечение трудовой дисциплины

Как воспитывать сотрудников?

В конце марта состоялся мой очередной семинар для руководителей компаний малого и среднего бизнеса по вечно актуальной:) теме " Как воспитывать сотрудников? ". Эта заметка - короткое "послевкусие" данного семинара, своего рода обзор вопросов и идей, которые мы обсуждали.

Название темы изначально было провокационным, т.к. по опыту знаю, что среди руководителей существует большой разброс мнений, от "Сотрудники - те же дети! " или "Они как дети, только хуже! " до "Какое ещё воспитание?! Мне нужны зрелые взрослые люди! Чтобы они мне деньги зарабатывали, а не я с ними нянчился! ".

Но люди (сотрудники) - не роботы! И вряд ли любой руководитель сможет избежать "педагогической" стороны отношений со своими подчиненными.

Разговор на семинаре начался с вопроса: в чёмразница между обучением и воспитанием ? Разумеется, среди участников были люди, имеющие педагогическое образование, поэтому ответ был найден быстро.

В результате обучения человек приобретает некие знания, умения и навыки (ЗУН). Или, как это модно называть нынче -компетенции . В приложении к профессиональной деятельности это ответ на вопрос: "ЧТО умеет делать работник?". Результатом обучения (+опыта) является профессиональная квалификация. Это обычно те самые "красивые" строчки в резюме: "изучил...", "реализовал...", "решал задачи по...", "работал в качестве..." (и т.п.).

Результатом воспитания является формирование личностных качеств человека. Например, системыценностей и целей . Например, привычных для человека "мотивационных шаблонов" (правил, закономерностей организации собственной активности). "Мотивационные шаблоны" - это привычные для человека стратегии поведения, с помощью которых он воплощает в жизнь свои цели и ценности.

Разумеется, нас не очень интересует т.н. "общая воспитанность". Конечно, хорошо, если сотрудник здоровается при встрече, и не ругается через слово матом:) Но для любой организации жизненно важным вопросом является наличие у сотрудника такой конфигурации личностных качеств, которые ещё при советской власти назывались "трудовым воспитанием ".

Всё достаточно просто. "Трудовое воспитание" - это ответ на вопрос "КАК работник относится к тому, что делает (ик труду вообще)?". Является ли труд его ценностью-целью, или работа для него всего лишь ценность-средство? Есть ли у него "привычка трудиться" (эффективные "мотивационные шаблоны", связанные с работой), или она отсутствует?

В качестве ремарки заметим, что вопрос (как человек ДОЛЖЕН относиться к труду) на самом деле мутный и сложный:) И даже лучшие умы человечества здесь дают противоречивые ответы. Кто-то считает, чтопотребность в труде для человекаявляется естественной и необходимой (вроде потребности дышать). А все "проблемы трудового воспитания" возникают лишь из-за того, что человек просто неверно выбрал сферу приложения своих способностей. Достаточно найти более подходящий род занятий (или просто сменить место работы) - и будет счастье! Самореализация, самоактуализация, обретение своего призвания, "места в жизни" и проч. :)

Другие лучшие умы человечества (например, один из классиков экономики Л.фон Мизес ) считают, что не следует путать потребность в труде, спотребностью в активности . Активность кроме трудовой может быть творческой, рекреационной (отдых), игровой и т.д. Изначально человек предпочитает виды активности, связанные с максимальным получением удовольствия (игра, отдых).

Так называемая "потребность в труде" - это изобретение социальной системы, рыночной экономики. Человеческий труд - это всего лишь горючее, "пушечное мясо" экономики. Поэтому нельзя осуждать тех, кто не хочет и не любит трудиться - они просто ближе к естественной жизни, к миру детей и животных:)

Кстати, именно поэтому многие предприниматели мечтают (наивные;)) не "пожизненно" заниматься своим бизнесом, а заработать fucking money (сумму, которая даст возможность показать fuck любой работе:)) ) , и уехать доживать остатки дней куда-нибудь на Гоа.

Ну, пусть философы продолжают спорить... А что делать-то конкретному работодателю? Ведь к нему может запросто прийти сотрудник, трудовое воспитание которого будет "ниже плинтуса". А любому бизнесу как воздух нужны люди с горящими глазами, жадные до работы...

Кроме того, если при "тоталитарном режиме" семья и школа ещё хоть как-то заморачивались насчёт трудового воспитания, то с нынешним подрастающим поколением (поколением Y и Z ) вообще всё грустно. У них же предел мечтаний - 4-х часовая рабочая неделя. Или вообще - найти источник пассивных доходов, и начать в 20 лет беспечную жизнь рантье;)

Вот только не подумайте, что у меня есть маразматическое желание морализировать: "О времена, о нравы! Куда катится современная молодёжь!" :))) С современной молодёжью всё в порядке! В иных стартапах 18-20-летние ребята впахивают так, что иным старичкам-предпринимателям "первой волны" и не снилось!

Но эти приятные исключения не устраняют проблему, а лишь заостряют её. Хотя бы потому, чтопроблема воспитания сотрудников острее всего проявляется в отношениях "работодатель - наёмный работник" . У тех, кто "работает на себя" (т.е. у самих предпринимателей) проблем с отношением к труду обычно не возникает:) А вот когда надо "работать на дядю" (т.е. на работодателя) - проблема трудового воспитания тут как тут!

В чем главная сложность? Откройте любой учебник по психологии личности, и там вы прочитаете, что основныечерты личности формируются очень рано - к 5-7 годам. В том числе и те качества, которые определяют отношение к труду. Личностные качества ещё можно немного скорректировать в период "подросткового кризиса" 13-15 лет. Но потом они "костенеют", и принципиально уже в течение жизни не меняются.

Вернее, нет - меняются! Но только в оченьособых ситуациях . На семинаре я просто задал участникам вопрос: Могут ли они привести пример, когда, в каких ситуациях, они (или их близкие) действительно менялись? Когда они смогли сломать какие-то свои привычки, существовавшие годами? Кто-то изменился, когда сильно влюбился. Ещё кто-то изменился, когда "жизнь заставила" - например, возникли серьёзные проблемы со здоровьем.

Кто-то менялся долго и мучительно, перевоспитывая и изменяя себя "по миллиметру". Кто-то менялся стремительно, "в один миг". Но сама динамика изменений не столь важна - важно то, что в основе любого изменения лежала действительно оченьмощная внутренняя мотивация (положительная или отрицательная). Можно даже сказать - страсть...

И вот тут следующий вопрос участникам семинара: как ВЫ можете перевоспитать сотрудника? Если учесть, что к семилетнему возрасту у него уже сформировано отношение к труду, а измениться он может только под влиянием сильной страсти? Можно ли организовать работникам "негативную страсть" - в воспитательных целях, конечно?

Да, есть компании, в которых недоброй традицией стало устраивать сотрудникам "на входе"сильнейший негативный стресс . Прививка "правильного отношения" к труду осуществляется через авторитарный менеджмент, тоталитарный контроль, жесточайшую систему наказаний. Эдакая "трудовая зона строгого режима".

Если вы скажете, что сегодня таких организаций уже не бывает, то вы сильно ошибётесь:) Вроде бы мы живём в условиях свободного рынка труда. Если работодатель будет слишком "закручивать гайки", то сотрудники просто "проголосуют ногами". Но есть отраслевая и региональная специфика. Иногда людям просто некуда сбежать:(

Также есть организации, в которых в принципе рассматривают персонал как "расходный материал", и в силу разных причин не заинтересованы в высокой лояльности и долгосрочном закреплении персонала на предприятии. Люди нужны для того, чтобы за ограниченное время "выжать" из них требуемую производительность труда, и потом заменить их на "свеженьких". Подобная кадровая политика как бы дозволяет любые, самые суровые варианты перевоспитания сотрудников.

Но давайте будем реалистами... Можно ли через такое "насилие на работе" действительно воспитать у сотрудников правильное отношение к труду? Вряд ли... Ведь когда мы перевоспитывали сами себя под влиянием каких-то негативных стрессов, мы ведь делаем это ДОБРОВОЛЬНО. Мывнутренне принимаем необходимость изменений (при этом не важно, что их причина была негативной). Мы берём на себя ответственность за то, что мы будем меняться, становиться другими.

У работников, которых мы попытаемся перевоспитать насильно, такого внутреннего принятия изменений не будет. Они будут просто приспосабливаться к новым, жёстким требованиям работодателя. В каких-то ситуациях они действительно будут вести себя, как требует работодатель. Но как только контроль будет ослабевать, они будут всеми возможными способами саботировать навязанные им принципы и правила отношения к труду. Нужны ли вам такие саботажники за спиной? Не думаю...

Что же тогда остаётся? Остаётся "перевоспитание любовью " :) Кто-то из участников семинара прикололся: "Ну да, давайте организуем корпоративную секту в стиле "возлюби ближнего своего "!". На самом деле не такой уж и нереалистичный вариант:) В современном менеджменте очень много говорят про лидеров-харизматиков, про "корпоративные религии" и "бренд-евангелизм".

И вообще в России очень глубокие корни пустила патерналистская модель управления, когда идеальный руководитель - это строгий, но справедливый Отец-харизматик. Который строго контролирует и жёстко наказывает своих несмышлёных детей-подчинённых, но в то же самое время он их любит, заботится о них, является для них уважаемой и обожаемой персоной.

Логика трудового перевоспитания здесь проста: любишь босса, люби и его бизнес (но не наоборот! ). Проблема здесь именно в том, что люди должны ценить то, что они делают - а не того, ради чьей высокой оценки они это делают. Иначе это будет не работа на результат, сколько "культ личности" и прочие "перегибы" :) Проще говоря, любовь к лидеру ну никак не гарантирует правильного отношения к работе (т.к. объекты любви разные).

Вторым очевидным ответом является такой: надо искать и брать в организацию сотрудников, у которыхтакая же страсть к бизнесу (к тому, чем организация занимается), как и у руководителя. Идея, конечно, прекрасная, но есть парочка "но"...

Во-первых, наемный работник НИКОГДА не будет относиться к бизнесу с той же страстью, как топ-менеджмент, и уж тем более - как его отцы-основатели. Для создателей бизнеса, их дело = их ребенок. Вот у вас, например, много ли есть чужих детей, которых вы любите столь же сильно, как и своих собственных?

Во-вторых, крайне сложно найти человека, имеющего "такую же" страсть к делу нашей жизни, какую имеем мы сами. Подлинные единомышленники - на вес золота! Найти "болеющего тем же" бизнес-единомышленника - это огромная удача! Которая, увы, случается крайне редко:(Но искать таких людей всё равно надо!

Очевидно, что нахождение единомышленников - задача всей жизни. А работники нужны уже сегодня... Что делать? К тому же к концу семинара у участников стало закрадываться смутное подозрение, что на самом деле как-торадикально перевоспитать взрослого зрелого сотрудника , имеющего сформировавшееся отношение к труду -особенно и не получится ... :(

Главная идея семинара заключалась в следующем: берите на работу сотрудников, имеющих СОБСТВЕННУЮ СТРАСТЬ, заставляющую их позитивно меняться и развиваться. Эта страсть может вовсе не совпадать с вашей, но важно найти точки пересечения их страсти, и вашей.

Для тех, кого смущает слово "страсть", уточню: речь идёт об интересах, рабочих привычках, "любимом деле" (типе активности), трудовых ценностях человека. О его, если можно так выразиться, "трудовой мотивационной конфигурации" :)

Задача трудового воспитания сотрудников заключается в том, чтобысовместить трудовые ценности бизнеса с трудовыми ценностями сотрудника . "Страсть" работника должна быть максимально конструктивным способом включена в ценностно-мотивационную систему организации. То, что он любит и умеет делать, должно наилучшим образом влиться в том, что компания любит и умеет делать:)

Идея не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Например, сотрудник любит деньги. Это его главная ценность; стремление заработать их побольше - его главная трудовая мотивация. Надо просто посадить такого сотрудника на "входящий денежный поток". В смысле, в отдел продаж:) И разработать честную и прозрачную мотивационную схему, которая даст ему возможность зарабатывать, зарабатывать и зарабатывать ещё больше.

Понятно, что идея не нова:) Любой грамотный HR скажет, что модели "подбор работы под человека" сто лет в обед исполняется:) Но от этого она не становится менее работоспособной.

Если резюмировать, топроцесс трудового воспитания на рабочем месте заключается в выявлении "страсти" каждого сотрудника; в нахождении трудовых задач/функций, при выполнении которых "страсть" сотрудника будет реализована наилучшим образом; и в создании мотивационных стимулов, которые будут поощрять проявление индивидуальной "страсти" сотрудника для общего блага, и аккуратно блокировать деструктивные проявления этой же самой "страсти".

На самом деле все эти шаги (выявление мотивационных особенностей сотрудника; проектирование мотивационной среды организации; мотивирующее оперативное управление) достаточно хорошо технологизированы. Т.е. имеются конкретные "рецепты", приёмы, методы, давно уже известные. Любой руководитель может их легко применять в своей работе.

Но по моему мнению, главное здесь - правильное и разумное понимание "трудового воспитания". Перевоспитать сотрудников "напрямую" (т.е. заставить любить нашу организацию и наш бизнес) мы не можем. Мы можем лишь обнаружить, в чём заключается его "страсть". И предоставить ему организационные условия для реализации этой "страсти". И аккуратно направлять его трудовые усилия таким образом, чтобы эта самая "страсть" работала на общее благо.

P.S. На семинаре мы обсуждали ещё много всяких деталей и технических тонкостей. Надеюсь, что каждый участник унёс с собой конкретные идеи о том, с чего начать "воспитывать" своих сотрудников:)

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно

"Руководитель автономного учреждения", 2010, N 9
КАК НАЛАДИТЬ ДИСЦИПЛИНУ?
Сегодня учреждения бюджетной сферы, как и коммерческие структуры, могут успешно развиваться только в условиях строгой организационной культуры, опирающейся на личную заинтересованность работников в конечном результате труда. Однако многие сотрудники бывают демотивированы, не собраны и, как следствие, не организованы. Как справиться с этой проблемой? Практика показывает, что даже применение норм трудового законодательства далеко не всегда приводит к желаемому результату. В действительности повлиять на внутреннюю дисциплину в организации может, пожалуй, только сам ее руководитель.
Что демотивирует коллектив?
Чтобы ответить на вопрос, как наладить дисциплину в коллективе, надо прежде всего взглянуть на специфику организации социальной сферы без розовых очков. Один из очевидных плюсов - функционирование таких учреждений представляет собой четко налаженную систему, контролируемую государством. "Правила игры" здесь понятны как директору и специалисту по работе с персоналом, так и самим сотрудникам. Существенный минус - жесткость требований к организации рабочего процесса и дисциплине "компенсируется" формальным подходом к их выполнению.
Приведем пример из практики. В начале своей карьеры автор статьи работал в одном из коррекционных детских домов Свердловской области. Кадровики знают, что государственный контроль в сфере образования, а тем более в коррекционных детских домах, один из самых строгих. Внеплановые проверки комиссии РОНО, анализ документации, визиты на уроки - всего этого сотрудники учреждения боялись как огня, но продолжали нарушать установленные дисциплинарные нормы. И речь шла не только о нарушениях персоналом режима рабочего дня: к утренним опозданиям и затянувшимся обедам добавлялись более серьезные проступки. Однако нарушения так и не были выявлены: о проверках, в том числе внеплановых, коллектив узнавал заранее. В кабинете директора раздавался звонок "осведомителя", после которого начиналось спешное и тотальное приведение деятельности учреждения в порядок.
Другой пример: в музыкальной школе одного из отдаленных поселков Свердловской области ребят учит играть на баяне преподаватель, страдающий алкогольной зависимостью. Он не приходит вовремя на уроки, прогуливает занятия неделями, но руководитель учреждения его не увольняет. Почему? Ведь действуют правила, жесткая система, существует коллектив, на глазах которого происходит грубое нарушение дисциплины. Потому что директор понимает, что в поселке нет другого учителя-баяниста, а молодые специалисты в глубинку не поедут.
Это и есть проявление формального подхода к организационным требованиям, причем формального подхода со стороны руководителя, а не рядовых сотрудников. Директор детского дома мог не говорить подчиненным, что скоро нагрянет проверка, и виновные были бы наказаны. Директор музыкальной школы мог уволить учителя с пагубной привычкой, а дети стали бы выбирать между фортепиано и скрипкой, занятия по которым ведут трезвые и дисциплинированные преподаватели. Немало руководителей именно так и делают. Однако смысл примеров в том, что даже в жестких рамках поведение руководителей остается вариативным.
Еще один минус, мешающий налаживанию дисциплины в организациях бюджетной сферы, - отсутствие конкурентной борьбы за рабочее место. Жесткая организационная структура нередко демотивирует коллектив, гасит в сотрудниках креативные способности, стремление работать на результат, увеличивать свой заработок. Работник знает: что бы ни случилось, ему будут выплачивать оклад, он уйдет с работы в 17.00, а увольнение ему может грозить лишь при невероятном стечении обстоятельств. Иначе говоря, если в учреждении на полставки работает молодой специалист с огромным потенциалом, его желание реализоваться никак не повлияет на его нагрузку: у специалиста все равно останется полставки.
Но гораздо хуже то, что конкурентной борьбы за рабочее место зачастую не наблюдается даже на этапе переговоров между соискателем и работодателем. В девяноста случаях из ста первое собеседование с кадровиком носит исключительно формальный характер, соискатель de facto уже трудоустроен.
В том, что большинство сотрудников приходит в подобные организации по знакомству, нет ничего плохого: коммерческие структуры тоже пользуются личными связями при поиске кандидатов на свободные вакансии. Однако, как только "хороший знакомый" переступает порог коммерческой фирмы, он подвергается тотальной проверке на компетентность. В бюджетном секторе так происходит далеко не всегда. Чтобы без лишних вопросов оформить нового работника, кадровику порой достаточно одной фразы директора: "Завтра придет хорошая девушка, и мы оформим ее в штат". Никто не задумывается, что подразумевается под словосочетанием "хороший человек". Дисциплинирован ли он, каким был его график на предыдущем месте работы, сколько времени будет тратить новый сотрудник, чтобы добраться от дома до учреждения? Кадровые службы начинают задавать эти вопросы позже, когда новичок выпадает из общего рабочего графика, и приступают к решению проблем, появления которых можно было бы избежать в самом начале.
Правила организованной игры
Все руководители хотят ответить на главный вопрос: что нужно сделать, чтобы наладить дисциплину? Штрафовать? Но в ТК РФ нет такой меры воздействия, как штраф, штрафовать сотрудников запрещено. Доплачивать дисциплинированным работникам бонусы к зарплате? Но о каких бонусах идет речь, если человек "сидит" на окладе? Лишать части отпуска в счет прогулянных часов? Тогда помимо демотивированного сотрудника организация получит еще и сотрудника неотдохнувшего.
К сведению. Опоздание на работу без уважительной причины является дисциплинарным проступком, так как работник нарушает режим рабочего времени, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации или трудовым договором. За совершение дисциплинарного проступка сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая предусмотрена ст. 192 ТК РФ. Это замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде штрафа трудовым законодательством не предусмотрено, а значит, применение его незаконно.
Впрочем, существует алгоритм действий, который поможет наладить рабочий процесс без применения к сотрудникам радикальных мер. Прежде всего директор учреждения должен задуматься: как организован его собственный рабочий день? Поведение "босса" отражается в поступках сотрудников, как в зеркале, поэтому первым шагом является следующее: нелегкую борьбу за дисциплину руководитель начинает с себя. Поговорка, которую до сих пор не могут изжить многие учреждения социальной сферы, - "начальство не опаздывает, оно задерживается" - должна быть забыта. Пунктуальный и ответственный руководитель - пример для своих сотрудников.
Второй шаг заключается в том, чтобы абсолютно всем работникам в письменной форме объяснить "правила игры". Многие руководители в ответ на такую рекомендацию начинают активно возражать: "Зачем это нужно, если у нас стандартный нормированный рабочий день?". График действительно стандартный, но функционал у сотрудников одного и того же учреждения разный: к примеру, работа методиста и преподавателя по классу скрипки в музыкальной школе различается очень сильно. Именно поэтому директор должен издать основополагающий документ, регламентирующий рабочий процесс, - правила внутреннего трудового распорядка. В нем максимально подробно должны быть прописаны дисциплинарные требования как для организации в целом, так и для каждого структурного подразделения в отдельности. Положения данного локального нормативного акта целесообразно дополнительно закрепить в коллективном договоре (заключение его не является обязательным для работодателя и работников, однако наличие коллективного договора поможет расставить точки над "i" во многих вопросах).
Второй по важности документ, который должен появиться в организации и находиться в открытом доступе для сотрудников, - положение о премировании. Заработная плата работников, как правило, включает в себя и переменную часть, и никто не мешает руководителю учреждения прописать, от каких условий будет зависеть ее величина. Среди условий, при которых работнику выплачивается максимальный размер переменной части зарплаты, должно быть надлежащее выполнение трудовых обязанностей (в том числе соблюдение трудовой дисциплины).
Сотрудник все равно опаздывает
Но что делать, если после ознакомления с локальными нормативными актами сотрудник продолжает нарушать дисциплину? Не спешите рубить с плеча. Очень часто и руководители, и кадровики воспринимают персонал как детали одного большого и бесперебойно работающего механизма. Однако у сотрудников бывают непохожие биоритмы, темпераменты, они стоят в дорожных пробках, ломается общественный и личный автотранспорт, а еще у них есть дети, родители, родственники, домашние животные. Поэтому прежде, чем наказать опоздавшего, стоит лично поинтересоваться у него о причине, по которой тот нарушил трудовой распорядок.
Руководителю следует помнить: большинство сотрудников обладают чувством ответственности и не стремятся нарушать установленные правила, но иногда они оказываются жертвами обстоятельств. Простой пример - одинокая женщина с ребенком. Детский сад открывается в 7.30, в 8.00 ей уже надо быть на рабочем месте, а дорога занимает 40 - 50 минут. В результате женщина постоянно опаздывает к началу рабочего дня на 15 - 20 минут. Сотрудница сама не рада такому положению дел и предлагает начальству варианты решения проблемы: задерживаться после работы либо сократить свое обеденное время. Директор не соглашается, приводя "железный" аргумент: "Одной разрешу, все запросятся. И будут работать тогда, когда захотят". Вот иллюстрация того, как гибкий подход к организации трудового процесса, широко применяемый в коммерческих фирмах, очень сложно приживается в бюджетной сфере.
В то же время трудовое законодательство не запрещает руководителю учреждения установить лимитированное время для опозданий. Если сотрудник задерживается на десять минут, это не станет преступлением. Разумеется, опоздания не должны практиковаться каждый день, но три-четыре раза в месяц по объективным причинам могут считаться допустимыми. Кроме того, делая шаг навстречу работнику и его обстоятельствам, директор извлекает из ситуации дополнительную выгоду: при форс-мажоре он сможет ненадолго задержать подчиненного после окончания рабочего дня.
Бывают и безвыходные ситуации, когда человек, прекрасно справляющийся со своими обязанностями, абсолютно не способен соблюдать строгую дисциплину. Такие случаи нередки среди людей творческих профессий, полностью отдающих себя любимому делу. В итоге они выслушивают критику, теряют переменную часть зарплаты, им урезают отпуск, а они все равно не могут исправиться, но и не увольняются с любимой работы. Терять таких сотрудников недальновидно, и многие руководители понимают это. Автор статьи был свидетелем случая, когда заведующий музеем "выбил" для творческого, но чрезвычайно неорганизованного сотрудника другую ставку, только чтобы переменить ему функционал и, соответственно, немного изменить и "ослабить" график. Квалификация и энтузиазм подчиненного оказались дороже, чем следование жестким нормам. Это был правильный поступок: количество опозданий сократилось, работник стал вовремя сдавать отчеты и, наконец, вписался в трудовой распорядок организации.
Вывод таков: никогда не спешите увольнять профессионала из-за того, что он не вписывается в установленные рамки. За хороших сотрудников можно и побороться. Пусть лучше они работают на вас, чем на кого-то другого.
Замечайте изменения
Безусловно, методы борьбы за организованность коллектива базируются на особенностях психологии каждого его члена. Например, бывают учреждения, где сотрудники совершенно апатично относятся к разделению обязанностей. День за днем они ходят на работу, год за годом испытывают недовольство по поводу скромной зарплаты, но их невозможно заставить обедать менее двух часов и сократить время пребывания в курилке. "В глаза смотрит и всем видом показывает: "Вы же ничего мне не сделаете! Я, конечно, могу напрячься, а что мне за это будет?" - рассказывал автору статьи один из руководителей. Подобная психологическая игра между начальником и подчиненным встречается довольно часто, и ставить на место таких работников бесполезно.
Фундамент организованности коллектива строится на взаимном соглашении сторон, и не важно, какой оно носит характер. Если сотрудники хотят, чтобы руководитель простимулировал их дисциплинированность, сделайте это, ведь они не уточняют размер и эквивалент "бонуса". Тут уже директор должен проявить смекалку. Был случай, когда руководитель организации социальной сферы оборудовал современные рабочие места сначала для дисциплинированных сотрудников. Средства на обновление выделялись частями, поэтому директор не мог заменить старую мебель и компьютеры всем сразу. Тогда он решил превратить минусы ситуации в плюсы: объявил, что первыми в очереди на обновленное рабочее место окажутся те, кто проработает квартал без опозданий и "хвостов". За восемь месяцев, в течение которых из местного бюджета выделялись транши, в организации воцарился небывалый порядок.
При борьбе за дисциплину не стоит забывать еще одно важное правило - замечать изменения. Если руководитель давал коллективу задание "подтянуться", спустя определенный промежуток времени должна последовать его оценка проделанных результатов. Не бойтесь хвалить и поощрять сотрудников, даже несмотря на то, что они обязаны быть организованными и следовать рабочему графику без всякой мотивации и поощрений. Если вы видите, что результат работы над дисциплиной положительный, дайте это понять коллективу. Устройте маленький праздник: организуйте чаепитие или прогулку в соседнем парке.
Ю.В.Филиппова
Бизнес-тренер,
коуч-консультант,
автор
тренинга для руководителей
"Мотиватор"
Подписано в печать
08.09.2010

Википедия говорит, что «Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка». В современной действительности слово « Дисциплина» стало синонимом « Ограничения» . Рассуждает Алексей Баранов, бизнес-тренер, командный коуч, фасилитатор.

Ребенка с детского сада призывают к порядку - это нельзя, так не положено. Подростка, а позднее и взрослого, дисциплина подстерегает на каждом шагу - не опаздывай, перерыв ровно 10 минут, оставайся на рабочем месте даже если все сделал - не нарушай дисциплину. Трудовая дисциплина в этом смысле - не исключение.

Любой свод правил воспринимается сотрудниками как ограничения, нарушение которых имеет негативные последствия, чаще всего финансовые. Так как же сместить негативный фокус и наладить эту самую дисциплину?

Попробуйте поменять отношение команды к дисциплине, и сделать из нее не карающий инструмент, а базовую ценность, на которой строится работа. Для начала хорошо бы самостоятельно ознакомиться с правилами, установленными в компании, и понять - с какой целью необходимо их выполнение?

Приходить за 15 минут до начала рабочего дня, чтобы подготовить рабочее место и открыть торговую точку ровно в 9.00 - резонно для сотрудников фронт-офиса. Цель этого правила - открыться вовремя и не терять клиента и прибыль. Для сотрудника IT-компании это скорее странное негативное ограничение - для него уместно предложить свободный график с точным исполнением сроков.

Проанализируйте таким образом все правила работы, принятые в компании, а после, обсудите их с сотрудниками. Цель этой встречи - узнать, действительно ли коллеги понимают ДЛЯ ЧЕГО необходимо выполнять правила. Ели понятно не всем - расшифровывайте до тех пор, пока вопросов не останется.

Вполне возможно окажется, что некоторые правила были сформулированы при открытии компании и уже не соответствуют текущей бизнес-модели. Разработайте совместно с командой новый «Дисциплинарный кодекс», который будет понятен и принят каждым. Помимо новых правил игры обсудите и последствия их нарушения. В каких то случаях отлично работает материальное наказание, а иногда перевод со свободного графика на офисный - хуже любых финансовых ограничений.

« Добиваться дисциплины» не меняя отношения к этому понятию - как бороться с ветряными мельницами. Усилий много, а результат практически нулевой. Или по итогу вы имеете запуганных, нервных сотрудников, которые думаю только о том, как бы не опоздать/можно ли надеть рубашку молочного, а не белого цвета/что будет, если необходимо уйти за 30 минут до окончания рабочего дня.

При этом, в ситуации, когда дисциплина становится базовой ценностью компании, не вызывает негатива и отрицания, происходит удивительная трансформация - участники команды становятся САМОДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ. Правила игры, сформулированные и принятые коллективно, становятся ценностью каждого из тех, кто работает в этой компании. Ведь как можно противится тому, что ты сам принял для себя за уровень нормы?

Если все, что написано выше - не про вашу компанию, и реализовать такое внедрение дисциплины невозможно, есть несколько лайфхаков:

1. Делайте так, чтобы каждый уже работающий и новый сотрудник, точно знали о правилах, установленных в компании. Если вы берете на офисную работу человека, привыкшего работать в формате хоум-офиса, подробно обсудите с ним необходимость работы в формате «ровно с 9 до 18». Но будьте готовы к его постоянным опозданиям и наперед продумайте, какие меры в связи с этим, будете принимать. Возможно, будет лучше для всех, если вы предложите ему другую должность, или он продолжит поиски работы, с более подходящим ему графиком.

2. Старайтесь поощрять выполнение правил, а не «принимать меры» при их нарушении. Еще бихевиористы (самый известный из них - И.П. Павлов) доказали, что подкрепление желаемого поведения - эффективнее, чем наказание.


3. Формируйте поддерживающую культуру внутри компании. Делайте ставку на сотрудника, для которого дисциплина - ярко выраженная ценность (такие точно есть в любой компании). Обращайтесь к нему за помощью - внутри команды он точно найдет тех, кому его позиция близка. И понемногу, изнутри, они вместе начнут формировать отношение к дисциплине как к норме, а не ограничению.

Построение карьеры

Как поддерживать дисциплину в коллективе?

23 фев 2011 Как определил раз и навсегда великий полководец Александр Васильевич Суворов, «дисциплина - мать победы». Поэтому, кроме вопросов о том, как найти, уговорить, мотивировать персонал, Вы как руководитель обязательно столкнетесь с необходимостью поддерживать закон и порядок в рамках зоны Вашей ответственности.
Последние годы мы были сложно воспитаны в рамках системы демократических, а чаще - псевдодемократических представлений. Где руководитель, конечно же, «демократ», а его главные ценности - «честность и открытость». Именно такие перлы можно найти в методичках и серьезных учебниках по менеджменту. Мы, очевидно, не хотим возвращаться в «тоталитарное прошлое», однако необходимо признать, что не все вопросы организации работы персонала решаются демократическими методами. Кто-то все-таки должен взять на себя ответственность и перестать «быть хорошим». И скорее всего, это будете Вы - эффективный руководитель.


Так где же проходит водораздел между демократией и авторитаризмом? Что отличает руководителя от «попустителя»? Только дисциплина. А она не терпит компромиссов. Не рассчитывайте на внутреннюю дисциплинированность Ваших сотрудников. Если Вы не позаботитесь о дисциплине, то даже самые ответственные люди, воспитанные родителями, школой и армией, окажутся в меньшинстве. Засучите рукава и…

Дисциплина - это своевременное и надлежащее исполнение правил и обязательств, выполнение принятых законов, а так же правил экономической и трудовой этики.

Любой коллектив, даже самый маленький и состоящий из 2-4 человек, со временем появляются вопросы, из – за чего одному сотруднику все сходит с рук, а другому постоянно делают замечания, даже за самый маленький пустяк.

Так каким же должен быть руководитель организации, чтобы собрать воедино из всех работников слаженный коллектив, при этом мотивировав его на большую производительность, а так же поддерживать дисциплину и внутренний распорядок?

Почти не возможно, быть хорошим для всех, решать все проблемы, зачастую возникающих на пустом месте, да к тому же, демократическими способами, другими словами никак. Если вы настоящий руководитель, то вы отвечаете абсолютно "за все", хотите ли вы этого или нет.

Так как же определить четкие границы между демократией и авторитаризмом? Что же отличает руководителя от руководителя - попустителя? Ответ очень прост, только дисциплина. А она не выносит попустительства и компромиссов. Не рассчитывайте, что ваши сотрудники будут сами поддерживать дисциплинированность внутри коллектива. Если вы сами не позаботитесь о внутренней дисциплине, то даже самые серьезные и ответственные люди, получившие отличное воспитание родителями, школой, да и армией в целом, окажутся в меньшинстве.

Ну что ж засучите рукава и начните, прежде всего, с себя...


Дисциплина в коллективе всегда начинается с руководства, и ни одна инструкция, корпоративные кодексы и штрафы, а так же общественные порицания и встречи «на ковре» не помогут, если вы сами руководитель, начальник отказываетесь им следовать и всецело их соблюдать.

Например, вы славитесь постоянными задержками, так чего же вы хотите от сотрудников, все ваши гневные высказывания, это лишь пустое колебание воздуха. Если вы сами работаете в пол силы, не удивляйтесь тому факту, что производительность труда вашего коллектива упадет, и будет продолжать падать, пока не дойдет до самой крайней отметки. Если вы сами постоянно болтаете с семьей по телефону, то ваши грозные взгляды по сторонам не менее общительных сослуживцев ни имеют, ни какой силы и совершенно бесполезны. И так можно перечислять до бесконечности и рассмотреть любой значимый вопрос.

Руководитель организации задает общий настрой в работе, задает стиль и делает погоду. На вас постоянно смотрят и оглядываются. Ваше мнение это опора, а ваше поведение ориентир. Поэтому ни когда не жалуйтесь на своих сотрудников и начинайте в первую очередь дисциплину с самого себя. После того, как вы разберетесь и договорились с самим собой, начните следовать еще нескольким не сложным правилам.

Правило № 1. Соблюдение дистанции

При всем огромном многообразии методов, существует всего 2 варианта рациональных действий, в результате соблюдения которых может получиться стать руководителем.

Первый вариант – когда начальник проходит все стадии карьерного роста в данной компании от малозначащего сотрудника до руководителя организации.

Второй вариант – когда начальник занимает управленческие посты в новой организации. Стоит учитывать тот факт, что здесь любого начальника может постичь новая трудность – почти все, что он захочет выполнить, сразу же сойдется в схватке с корпоративной культурой всего коллектива, который он должен возглавлять и руководить.

Как в первом, так и во втором вариантах ключевым аспектом продвижения всех управленческих решений является только дистанция, ведь она являет собой обязательный составляющий элемент управления. В управление дисциплиной в трудовом коллективе этот элемент дает руководителю чувствовать ситуацию со стороны, не включаясь в процесс, производить контроль и находить больше возможностей для маневров. Также дистанция позволяет влиять на сотрудников, возводя перед ними рамки и границы допускаемого поведения. Что позволит вам, избежать ситуации, когда какой либо из приближенных к вам сотрудников, будет требовать справедливости. В общем и целом, дистанция заставит сотрудников вести себя правильно и в рамках нормы.

Однако не забывайте о том, что забота о подчиненных, совместная плодотворная работа над новыми и увлекательными проектами, создание положительного настроя и многое другое, так же несут важную составляющую в поддержание дисциплины в коллективе. Соблюдение дистанция не означает, что вы должны относиться к окружающим высокомерно и с презрением.

Дистанция подразумевает под собой только вариант воспитания, который позволит и плодотворно работать, и позитивно веселиться. Поэтому если на данный момент дистанции нет, то руководитель обязан её восстановить.

Правило № 2. Наличие готовых решений

Вы наверно знаете, чем отличается успешное управление от ориентирования? В спортивном состязании вы ищете решение в процессе и во время бега по местности реализуете свой талант поисковика и получаете от этого удовольствие. А в правильном управлении решение должно быть известно вам заранее. Причем это должно касаться не только вас, но и всего вашего коллектива. Это очень сильно повлияет на дисциплину в коллективе.

Это, будет обозначать, что все рамки, процедуры и допустимые и даже не допустимые действия, границы эффективности работы, так же как и мероприятия по их поддержке и пролонгированною, должны быть известны и понятны всему коллективу, еще до начала работы.

Сотрудник не должен строить догадки, он не обязан искать. Он обязан знать не только, как поступать и действовать, но и обязан знать рамки собственных полномочий. По известному принципу Парето в 80% случаях из 100 – как выкрутиться самостоятельно, в остальных 20% – как сделать это с помощью руководителя. Запомните, что знание норм и принципов работы обязательно нужно скрепить согласием. Именно поэтому со всеми нормами распорядка, а так же должностными инструкциями и трудовыми и организационными приказами необходимо знакомить «под подпись». Именно в этом есть глубокий смысл, так как теперь не только вы один знаете, что же такое хорошо и, что плохо, но и все ваши сотрудники.

Правило № 3. Помните про важные мелочи

Существует еще ряд правил, которые обязательно необходимо знать вам:

1. Дали слово – держите его. Ни когда не давайте пустых необоснованных обещаний, а если все же дали, то постарайтесь выполнить его, так как выполнение обещанного и дисциплина это вещи, связанные напрямую. Помните, что бы поддержать дисциплину в коллективе, вы должны стать образцом, на который будет равняться весь ваш коллектив.

2. Переходите в своей речи на «вы». На вы следует обращаться, вне зависимости, моложе вы или же старше ваших сослуживцев, принято ли у вас в коллективе звать всех по имени и отчеству или же просто по имени, и без разницы вы давно знакомы или же познакомились сравнительно недавно. Простое и уважительное вы оказывает большое влияние на сотрудников и хорошо дисциплинирует их.

3. Держите лицо на высоте. Не исключено, что чем успешнее начальник, тем больше различных гадостей на свой счет ему придется выслушать. Причем, чем больше у него возможностей и полномочий, тем более ответственные и сложные решения придется принимать руководителю. И в этой ситуации совершенно вас не должно интересовать, что подумают люди о вас, да особенно, что они могут сказать. Поэтому во всех ситуациях стоит реагировать со сдержанной и открытой доброжелательностью. Ваша сдержанность и не переход на личности, подскажут вам, как наладить дисциплину в коллективе .

4. Держим поступающий удар. Без сомнений, проявление обычных человеческих эмоций свойственно любому человеку, даже руководителю: например, удивление и гнев, растерянность и слабость, все эти эмоции делают любого руководителя человечным, но за всеми кажущимися преимуществами, кроются подводные камни. Так как права на эти эмоции у вас просто нет. Так как свои эмоции и сомнения вам следует держать при себе, и раскрывать их дома, что то же не очень хорошо, а лучше всего у психотерапевта. Помните, показывая свою слабину, кто то обязательно этим воспользуется, тогда трудовая дисциплина в коллективе, вам не светит.

5. Запомните, что правильный тон делает фразу неоспоримой. Бесспорный факт, что повышенного тона руководителя боятся все подчиненные, потому что никто не захочет быть участником в конфликтной ситуации или же быть публично оскорбленным, даже руководителем. Но в то же время, не стоит забывать, что всем подчиненным известен тот факт, что проявление таких ярко экспрессивных эмоций со стороны руководителя, есть не что иное, как сигнал о потере самоконтроля. Запомните, что переходя в разговоре на повышенные тона, это обязательно покажет вашу боязнь и уязвимость, что в свою очередь скажется на корпоративной дистанции.

6. Руководитель отжигает дома. Руководство организации не должно пить и проводить свободное время с подчиненными. Конечно же, что кому-то необходим большой контроль, а кому-то нужно просто повеселиться. Однако, как показывает практика, к великому сожалению, в большинстве случаев совместный досуг руководства с сослуживцами, только если это не корпоративный вечер, в большей степени разлагает дисциплину, чем ее объединяет. Помните, что завоевать уважительное положение к себе, очень сложно, но вот потерять его проще простого.

Правило № 4. Строгий учет и контроль, в любой ситуации

Итак, вы уже собраны, сотрудники вооружены полезной и нужной информацией. Вроде, по факту, все готовы к новым трудовым свершениям. Но для дисциплины в коллективе этого будет не достаточно, дисциплина требует постоянного вливания и поддержки, а так же постоянного учета и контроля. На первый взгляд сотрудники – сложный материал, особенно для учета, поскольку в любом человеке очень много субъективного мнения. Но если отбросить эмоции, то есть интересоваться не внутренним миром, а только лишь поведением, причем поведением, относящемуся, исключительно только к трудовой дисциплине. Нормы поведения всегда очень простые.

1. Учитывать время.

Для поддержания дисциплины в коллективе ведите учет в первую очередь времени. Повсеместно происходят ситуации, когда все сроки выполнения той или иной работы постоянно отодвигаются. При этом вроде бы все работают в полную силу и допоздна, постоянно устают и всегда жалуются. И со стороны даже может показаться, что объем работы просто нечеловеческий. Но стоит только подойти к работникам и взглянуть в их мониторы, что вы увидите, что весь ваш коллектив сидит в социальных сетях. А если прислушаться к якобы деловым разговорам, все они на личные темы, и ни как не касаются работы. А если позвонить на внутренний служебный телефон сотрудника, то, скорее всего, он будет молчать. И стоит капнуть поглубже, все заняты чем угодно, только не работой.

Учет времени позволит показать, насколько реально загружены ваши сотрудники. Запомните, что время это самый объективный показатель происходящего. Именно поэтому нужны временные границы, и они должны исполняться беспрекословно: приход, уход, если обещал – значит, сделал, если не успеваешь – значит предупредил. Если ваш персонал уважает время, то все идет по четко расписанному плану. Если же со временем какой то непорядок, то надо что-то менять. И помните, что трудовая дисциплина в коллективе , начинается именно с вас.

2. Соблюдение четкого дресс-кода.

Рабочая униформа врачей, строителей, страховщика раз и навсегда прикрывает гигантскую брешь не соответствия, внешнего вида работника с принятыми корпоративными стандартами.

Одежда узнаваемых и хорошо продаваемых марок на продавцах обязательное требование компаний, особенно если они лидеры торговли класса премиум. Работники банковского звена, причем любого пола очень легко определить по классическому строгому часто синему костюму. А менеджера среднего класса крупной компании можно узнать из тысячи, как бы это странно не звучало, по розовой или лиловой рубашке. И даже государственные служащие, которые являются обязательными носителями корпоративного костюма, желательно незаметных расцветок, даже они вынуждены вводить рамки внешнего вида, которые касаются не только себя, но и посетителей.

Если в вашей компании все намного проще, то подойдет классический костюм – белый верх и черный низ, обязательное условие для дам, это закрытые плечи и декольте. Обратите внимание, что последняя тенденция дресс-кода это – либерализация, а значит достаточно, просто следить, чтобы все работники были аккуратно подстрижены и расчесаны, приходили на работу с чистой головой, при этом рубашки или водолазки каждый день должны быть свежие, а ботинки обязательно начищенные.

3. Грамотно построенная речь.

Для того чтобы ваш язык не стал вашим врагом, за речью необходимо обязательно следить, при чем не только руководителю, но и всем сотрудникам, следить всегда и везде. Особенно это относится к любителям мата и ненормативной лексики. Интересный факт, казалось бы, речь без мата это обязательная норма и непреложное правило, но и здесь бывают исключения. Были ситуации, когда сотрудники известных организаций заявляли, что для их компании ненормативная лексика это норма.

Еще один немало важный критерий непорядка это ложь. Вранье, даже по несущественным мелочам очень настораживает. Это значит, что работники либо боятся говорить правду, либо шифруют от руководителя очень серьезные проблемы. В любом случае, ложь ярко демонстрирует отсутствие лояльности, а самое главное доверия, а также предсказывает возможность кризиса в любой, даже самый ближайший момент.

Любые попытки заимствовать накопленный в крупном успешном бизнесе опыт и перенести его в малый и средний бизнес, зачастую приводят к весьма странному результату, в большинстве случаев люди просто обижаются и уходят. Да, не спорим инструменты оценки очень жесткие, а ресурсы для удержания сотрудников в условиях жесткой конкуренции у реального сектора просто нет: так как зарплаты не большие, а так называемый социальный пакет весьма условный. Именно поэтому без специфических задач и достаточного количества ресурсов, даже не стоит начинать проверять сотрудников на прочность. Он просто не выдержит.

Делая общие выводы, можно сказать, что получить дисциплину в коллективе возможно лишь путем становления, как самого начальника, так и его подчиненных. При этом не стоит забывать такие важные факторы, как соблюдение дистанции, считывания времени, следить за речью, правильно продумать дресс-код, и заняться психологической подготовкой.

 


Читайте:



Глава III Устройство современных дирижаблей и их данные Дирижабли в наше время

Глава III Устройство современных дирижаблей и их данные Дирижабли в наше время

01:41 am - СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕННОЕ) Несмотря на то, что в РФ — в отличие от развитых мировых экономик — почти...

Создание спецификаций Что такое спецификация номенклатуры в 1с

Создание спецификаций Что такое спецификация номенклатуры в 1с

Многие организации сталкивались с тем, что необходимо из нескольких товарных единиц сформировать наборы или комплекты для продажи, или же из...

Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки

Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки

Ассоциация КАМИ Отрасль: Оптовая торговля промышленного оборудования Компетенция: Решение: Управление производственным предприятием 1.3...

Презентация на тему "день земли"

Презентация на тему

Сохраним природу – сохраним жизнь! Внеклассное занятие. МБУ СОШ № 94. Г.Тольятти. Учитель Копытина Т.В. Символ Дня ЗемлиДень ЗемлиСимволом дня...

feed-image RSS