Реклама

Главная - Forex
Старт в науке. Изучение и описание обнажений Исследовательская работа для начальной школы про глину

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Б-Рой

Уржумского района Кировской области

Номинация «Природное краеведение»

Работу выполнила

учащаяся 11 класса

Ложкина Ирина

Руководитель:

Семёнова Ольга Юрьевна,

учитель географии

Введение (актуальность темы, цели и задачи)

Основная часть:

2.1. антропогенный рельеф Кировской области

2.2. антропогенный рельеф Уржумского района

2.3. карьер - как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности:

а) географическое положение карьера;

б) характер местности, где расположен карьер;

в) размеры карьера;

г) характер обнажения (обрыв, карьер, осыпь);

д) описание пластов (снизу вверх).

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложения

Введение

С первых шагов своей разумной деятельности человек стал изменять рельеф, сначала в связи со строительством жилищ, хозяйственных сооружений и укреплений, затем в связи с созданием полей, дамб, дорог. Но наиболее ощутимое воздействие связано с добычей полезных ископаемых. В местах их добычи возникают целые горы из отвалов пустой породы, впадины карьеров от выработанных пород. Этих созданных руками человека форм рельефа сегодня так много, что по их количеству, да и по величине можно сравнивать с некоторыми природными формами рельефа.

Вряд ли найдётся в нашей стране человек, который не слышал бы о карьерах, не видел бы их и не знал бы о том, как они изменяют ландшафт. О карьерах люди знают ещё со школьной скамьи - об этом им говорили учителя на уроках географии и краеведения.

О карьерах не написаны статьи и тома научных трудов. Но эта тема актуальна сегодня, потому что все мы непосредственно связаны с поверхностью земли и наша повседневная жизнь связана с жизнью окружающей нас природы.

И едва ли кто задумывался над тем, что произойдет с поверхностью Земли, если мы будем создавать все новые и новые карьеры? Не превратится ли поверхность нашей планеты в лунный ландшафт?

При работе над темой исследования передо мной встало противоречие между имеющимися сведениями об экспедиции, организованной преподавателем Кировского государственного педагогического института Лавровым Д.Д., в середине 60-х годов 20 в. для изучения и описания эрозионных форм рельефа на территории нашего административного округа (в частности Яблоневого лога), и отсутствия опубликованных результатов этого исследования в печати.

Поэтому, цель этой работы - изучить карьер - как пример антропогенного воздействия на поверхность и характер залегания горных пород на склонах карьера.

Задачи исследования:

Изучить литературу по теме.

Составить картосхему местонахождения карьера в окрестностях с. Большой Рой.

Провести обследование и описать карьер - как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности.

Взять образцы горных пород и сделать зарисовку геологического обнажения и составить геологическую колонку.

Гипотеза: возможно ли, изучая карьер, заглянуть в далекое прошлое Земли?

Объект исследования: карьер.

Предмет исследования: горные породы, слагающие карьер и их основные параметры (мощность каждого пласта, характер границ, цвет горной породы, строение и минералогический состав каждого образца).

Методы исследования: наблюдение, картографический, математический, моделирование, анализ, синтез.

Основная часть

Антропогенный рельеф Кировской области

Все меньше окружающей природы,

все больше окружающей среды.

А.Вознесенский

Антропогенный рельеф создается человеком в процессе хозяйственной деятель-ности. Это целенаправленно создаваемые формы — дорожные насыпи, карьеры и холмы-отвалы пустой породы при добыче полезных ископаемых, возникшие в результате активизации хозяйственной деятельности. По происхождению антропогенный рельеф условно делят на две группы: техногенный, созданный промышленной деятельностью, и агрогенный, возникший в ре-зультате сельскохозяйственной деятельности.

Техногенный рельеф возникает при разработке полезных ископаемых, создании гидротехнических сооружений, градостроительстве. Характер и интенсивность изменения поверхнос-ти при этом зависят от вида полезных ископаемых и способа их разработки. Месторождения стройматериалов разрабатывают-ся открытым способом до глубины 25 м. В результате создаются карьеры.

Карьер - это промышленная разработка горных пород путем вскрытия значительных участков земной поверхности.

На территории Кировской области техногенный рельеф представлен на северо-востоке и юго-западе территории. На северо-востоке расположено Вятско-Камское месторождение фосфоритов, которые добыва-ют открытым способом с глубины до 20 м. Следовательно, та-кой глубины достигают карьеры, образовавшиеся после их вы-работки. Общая площадь нуждающихся в рекультивации зе-мель превышает 1000 га. При открытом способе эксплуатации месторождений часто применяют буровые и взрывные работы. От взрывов возникает система открытых трещин глубиной до 10 м, что увеличивает водопроницаемость грунтов и приводит к развитию глыбовых осыпей, обвалов.

Разработкой торфа поверхность нарушается до глубины 1,5—4 м, но на больших площадях. Так, свыше половины нару-шенных земель приходится на торфоразработки.

На юго-западе области расположены Советские камнеразработки. В этом районе действует пять карьеров по добыче известняка: Суводский, Чимбулатский, Поповцевский, Кремешковский и Береснятский. При строительстве дорог образуются искусственные фор-мы рельефа — дорожные насыпи и выемки, которые в дальней-шем нарушают поверхностный сток и активизируют процессы размыва и просадки. Изменения рельефа в основном происходят и пределах узкой полосы — 200—300 м и распространяются до глубин 10 м на протяжении многих сотен километров дорог.

Широко проводятся дноуглубительные, русловыпрямительные и дноочистительные работы для улучшения судоход-ных свойств р. Вятки и ее крупных притоков. В руслах и поймах рек ведется добыча песка и песчано-гравийных смесей, общий объем которых за последние 20 лет вырос более чем в 3 раза. Вопреки природоохранному законодательству река Вятка в ок-рестностях г. Кирова превращена в песчано-гравийный карьер. Изъятие из русла значительных объемов твердых наносов при-вело к изменению режима течения и движения наносов на зна-чительных участках и вызвало целый ряд нежелательных явле-ний в районе Корчемкинского водозабора, ухудшило условия судоходства.

Изменяется рельеф и при инженерно-строительных ра- ботах, когда создаются поверхности антропогенного выравнива- ния, засыпаются неровности — лощины, балки, западины, срезаются высокие отметки. Агрогенный рельеф создается для улучшения условий сельскохозяйственного производства (выравнивание полей для машинной обработки). В целом хозяйственная деятельность усиливает современные эрозионные процессы.

На плоских водоразделах атмосферные осадки и талые воды просачиваются вглубь почвогрунтов, тогда как со склонов они стекают в понижения, где создается избыточное увлажнение. Запас влаги в почве меньше на склонах южных экспозиций, где снег тает быстрее, а влага испаряется интенсивнее. Уже на скло-нах круче 2° заметен плоскостной смыв и размыв. С увеличением крутизны возрастает интенсивность эрозионных процессов и распашка склонов круче 8—10° становится нецелесообразной из за сильной смытости почв. Овраги разрушают сельскохозяйственные угодья, дороги, территории населенных пунктов.

Антропогенный рельеф Уржумского района

На территории Уржумского района представлены оба типа антропогенного ландшафта. Наиболее широко представлен а грогенный рельеф, который создается для улучшения условий сельскохозяйственного производства: происходит выравнивание полей для машинной обработки, засыпка промоин, обсадка оврагов деревьями для прекращения их роста.

Техногенный рельеф представлен небольшими карьерами для добычи песка и известняка, предназначенных для ремонта дорог, плотин, насыпей и мостов, созданных на территории района. Карьеры по добыче известняка расположены на правом берегу р. Вятки в районе с. Р-Тимкино. Крупнейший карьер по добыче глины для нужд населения расположен при въезде в г. Уржум со стороны В-Полян на Отрясовской горе. А также имеются небольшие выемки для добычи глины и песка имеются около каждого населенного пункта района.

Карьер - как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности

На территории Больше-Ройского сельского административного округа почти в каждом населенном пункте имеются небольшие карьеры по добыче песка и глины для кладки и ремонта печей, а известняк для строительства фундамента домов добывается по берегам рек или в оврагах. Величина карьеров невелика. Глубина и ширина карьера, чаще всего не превышает двух метров.

Географическое положение карьера

Для изучения карьера - как примера антропогенного воздействия на природу нашей местности был выбран карьер, расположенный за пределами нашего села. Он расположен на левом берегу р. Ройки к югу от ул. Центральной, на расстоянии 2 км от села. Чтобы добраться до этого карьера нам пришлось пройти до конца улицы Центральной на юг, по старой трассе, до самого моста через реку Ройку. Карьер появился в конце 80-х годов, когда в области начала действовать программа «Дороги». Эта программа была разработана в связи с тем, что длительное время наша область была «белым пятном» на карте автодорог между Центром и Уралом. Большая часть дороги Киров-Вятские Поляны не имела твердого покрытия и в период весеннего бездорожья перекрывалась. Поэтому в середине 80-х годов 20 в. было принято специальное Постановление российского правительства о строительстве автодорог в Кировской области. Строительство участка автодороги по Уржумскому району в сторону В-Полян началось в 1986 г. и закончилось в 1991 г. В этот период понадобился песок для строительства насыпи к мосту через р. Ройку, который стали брать рядом, создав карьер.

Характер местности, где расположен карьер;

Карьер расположен на крутом левом берегу реки Ройки на высоте 8 м от уреза воды.

Размеры карьера

Карьер имеет овальную форму с крутыми отвесными склонами с южной, западной и северной сторон. С восточной стороны отвесная стена отсутствует, с этой стороны от дороги проложен проезд в карьер. Карьер имеет ширину 39 м, длина его 40 м, а высота отвесной стенки 7, 2 м.

Характер обнажения (обрыв, карьер, осыпь)

Для описания обнажения был выбран западный отвесный склон карьера, имеющий осыпь. Общая высота обнажения - 6,2 м, в том числе отвесный склон высотой 5 м, а осыпь горных пород - 1,7 м. Длина обнажения 12,5 м

Описание пластов (снизу вверх)

В результате исследования установлено, что горные породы в нашей местности залегают горизонтально. По глубине залегания их можно определить абсолютный возраст: те породы, которые залегают ниже образовались раньше, чем те, которые залегают выше.

Нижнюю часть обнажения занимает осыпь горных пород общей высотой - 1,7 м. Она сложена суглинком.

Пласт № 1. Мощность пласта 1,2 м. Границы четкие. Порода - песок. Цвет - коричневый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 2. Мощность пласта 0,46 м. Границы четкие. Порода - песок. Цвет - темно-коричневый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 3. Мощность пласта 0,7 м. Границы четкие. Порода - песчаник. Цвет серый. Строение плотное.

Пласт № 4. Мощность 0,25 м. Границы четкие. Порода - песок. Цвет серый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 5. Мощность 0,37 м. Границы четкие. Порода - песчаник. Цвет серый. Строение плотное.

Пласт № 6. Мощность 0,49 м. Границы четкие. Порода - аргиллит - окаменевшая глина, встречающаяся очень редко. Цвет красно-коричневый. Строение плотное.

Пласт № 7. Мощность 0,27 м. Границы четкие. Порода - песчаник с вкраплениями красной глины. Цвет - пестрый. Строение плотное.

Пласт № 8. Мощность 0,7 м. Границы четкие. Порода - суглинок. Цвет коричневый. Строение плотное.

Пласт № 9. Мощность 0,7 м. Границы четкие. Порода - песок пылеватый. Цвет светло-серый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 10. Мощность 0,3 м. Границы четкие. Порода - песок пылеватый (подзол). Цвет светло-серый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 11. Мощность 0,05 м. Границы четкие. Луговой войлок. Цвет темно-коричневый. Строение рассыпчатое.

В результате исследования горных пород геологической колонки можно сделать вывод: чередование горных пород говорит о том, что на территории нашей местности длительное время существовали древние пустыни, о чем свидетельствует наличие песка и песчаника. Наличие глины и аргиллита сланца говорит о том, что в отдельные периоды здесь существовали обширные водные бассейны.

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные перед началом работы, выполнены. В результате работы над темой, я изучила литературу о карьерах, составила картосхему местонахождения карьера в окрестностях с. Б. Рой.

Описала карьер - как пример антропогенного воздействия человека на природу нашей местности.

В итоге исследования я пришла к следующему выводу:

1. Карьер по-прежнему широко используется населением для хозяйственных нужд, так как не все жители села при переходе на газоснабжение убрали в домах печи, а значит, для ремонта печей понадобится и песок, и глина.

2. Карьер в прошлом году нашел использование в связи с тем, что при строительстве разводящих газовых сетей была сильно разрушена дорога и после завершения строительства газопровода по территории села по договору с администрацией начался ремонт дороги, песок для которого брали в карьере.

3. В результате работы, проводимой в карьере, карьер начал увеличиваться в размерах.

4. Необходимо продолжить работу школьников по изучению антропогенных форм рельефа, начатую в этом году, а местной администрации и жителям села следить за тем, чтобы карьер не превратился в свалку.

Работа над этой темой будет продолжена, т.к. не достаточно изучено воздействие карьеров на характер растительности и на развитие растений, расположенных на обрывистых склонах карьера.

Литература

- Алексеев, А.И. География России: природа и население. - Москва: Дрофа, 2001. - 320 с.: ил., карт.

- Исупова, Е.М. Антропогенный рельеф [Текст] / Е.М.Исупова. // Энциклопедия земли Вятской: природа. Киров, т. 7. 1997 г, / сост. А.Н.Соловьев. - Киров, 1998. - С. 135 - 137.

- Скиннер, М., Редферн, Д., Фармер, Д. География: А-Я. - Москва: Фаир-Пресс, 1999. - 528 с.: ил.

Приложения

Приложение № 1

Картосхема размещения карьера в окрестностях с. Большой Рой.

Масштаб: в 1 см - 250 м.

1: 25 000

Приложение № 2

Картосхема карьера

Масштаб: 1: 300

в 1 см - 3 м.

Приложение № 3

Геологическая колонка залегания горных пород в карьере.

А о А 1 - луговой войлок

А 2 - горизонт вымывания, подзол

άQ4 - песок пылеватый

άQ3 - суглинок

άQ2 - песчаник с вкраплениями красной глины

D3 - аргиллит

άQ2 - песчаник

άQ4 - песок

άQ2 - песчаник

άQ4 - песок

άQ4 - песок

άQ3 - суглинок

Приложение № 4

Вид на карьер с дороги

Вид на дорогу с карьера

Приложение № 5

Обнажение в карьере. Общий вид

Приложение № 6

Измерение высоты осыпи

Приложение № 7

Измерение высоты обнажения с помощью рулетки

Приложение № 8

Взятие образцов горных пород

Приложение № 9

На выступе песчаника

Приложение № 10

Вид на карьер с крутого обрыва

Проектная работа по экологии

Тема: «Чудо глина. Удивительные свойства разных видов глины».

Цель проекта: Изучить происхождение, состав, применение и свойства глины и доказать уникальность и современность этого природного материала.

Задачи проекта:

Рассмотреть различный теоретический материал о глине. Провести работу в краеведческом музее школы по изучению использования нашими предками предметов быта из глины. Провести опрос односельчан с целью выявления использования глиняной посуды современными хозяйками. Доказать экспериментальным путем медицинские свойства глины. Организовать эколого - просветительское выступление для учащихся 5-7 классов своей школы со своим проектом.

Методы исследования: теоретическое изучение материала по заявленной теме, практический исследовательский эксперимент, социологический опрос.

Актуальность проекта: Глина - это чудо данное нам природой и никакие современные материалы не заменят ее в нашей жизни.

Введение. Историческая справка. Происхождение и состав глины. Свойства глины. Виды глины. Применение глины. Практическая часть проекта. Выводы. Используемая литература и интернет источники. Приложение.

Введение

Глина – пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.


В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток - кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища - мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подойдет.

Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы - в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров - дымковская игрушка, свистульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

Глина может входить в состав других материалов. Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины.

Глина – , которое нашло широкое применение в различных сферах жизнедеятельности. Эта достаточно сложная горная порода может быть представлена разным составом и свойствами. Условия образования разных видов глин также существенно отличаются. Что собой представляет глина? Геологическая наука изучает горную породу уже достаточно давно. Учеными было установлено, что глина, не загрязненная посторонними примесями, состоит и небольших частиц. Диаметр пыли не превышает и 0,01 мм. Это частицы, которые относятся к определенной группе минералов. Неслучайно применение глины нашло широкое распространение. Горная порода представляет собой запутанное химическое соединение, в состав которого входят вода, кремний и . глина полезное ископаемое Глины под воздействием жидкости меняют свои свойства. В зависимости от количества воды, которая добавляется к частицам горной породы, может образовываться пластичная масса или же известь. Жидкость с добавлением глины обладает высокой степенью вязкости. Это свойство широко используется в строительной и ремонтной сферах. Свойства глин Свойства любой горной породы полностью зависят от состава. Не исключением является и глина. Имеет значение также и величина составляющих частиц. В смеси с водой горная порода способна образовывать вязкое тесто. Это свойство широко используется в различных сферах жизнедеятельности. Глина набухает в воде. Благодаря этому ее можно использовать очень экономно. В сыром виде глиняное тесто способно сохранять абсолютно любую форму. Изменить ничего нельзя после застывания. А чтобы изделие смогло сохраниться продолжительное время, его обжигают. Под воздействием высоких температур глина становится еще более крепкой и прочной. глина огнеупорная Если описывать основные свойства глины, нельзя не вспомнить про водоупорность. После насыщения частицами породы нужного количества жидкости, она уже не пропускает через себя влагу. Это свойство также достаточно широко используют в строительстве. Отдельные сорта глин способны очищать нефтепродукты. Эти же свойства глины используют для очистки растительных жиров и масел. Благодаря этому люди могут употреблять продукты без вредных примесей. Глина поглощает из жидкости вредные вещества, которые могут нанести вред здоровью. По этой же причине отдельные виды горных пород применяются в . Какие бывают глины? В природе существует огромное количество видов глин. Все они нашли свое применение в той или иной сфере жизнедеятельности. Каолин – глина светлого оттенка, которая обладает меньшей пластичностью по сравнению с другими видами. Именно такая порода чаще всего применяется в , а также при изготовлении посуды. что можно сделать из глины Отдельного внимания заслуживает глина огнеупорная. Это вещество белого или светло-серого цвета, которое выдерживает температуру свыше 1500 градусов при обжиге. Под воздействием высокой температуры огнеупорная глина не размягчается и не теряет своих полезных свойств. Горная порода широко используется при изготовлении фарфоровых изделий, а также при отделке помещений. Популярной считается облицовочная плитка, выполненная из огнеупорной глины. Формовочные глины могут обжигаться также при достаточно высокой температуре. Отличаются они повышенной пластичностью. Такая глина огнеупорная может применяться в металлургии. С ее помощью изготавливают специальные связующие формы для литья металла. В строительстве наиболее часто используются цементные глины. Это вещества сероватого оттенка с примесью магния. Глину используют для изготовления различных отделочных изделий, а также в качестве связующего звена при проведении . Как и где добывают глину? Глина – полезное ископаемое, которое сегодня не является редким. Вещество без проблем можно добыть из земли. Легче всего обнаружить вещество в тех местах, где ранее текли реки. Глина считается продуктом осадочной горной породы и земной коры. В промышленных масштабах добыча глины производится с помощью экскаваторов. Машина срезает большие слои земли. Таким образом можно добыть гораздо больше полезного ископаемого. Проблема в том, что глина в большинстве случаев залегает слоями. Местами для добычи глины служат целые карьеры. Работа начинается с удаления верхнего слоя почвы. Чаще всего глину можно обнаружить уже на расстоянии полуметра от вершины. Обычно легко поддается обработке почва. Глина может находиться на самой поверхности. В некоторых же случаях полезное ископаемое может быть обнаружено под грунтовыми водами. В этом случае бригада устанавливает специальный дренаж для отведения воды. Зима не помеха для добычи горной породы. Во избежание промерзания почвы ее утепляют опилками и другими веществами с низким уровнем теплопроводности. Толщина иногда достигает 50 см. От промерзания защищается также уже добытая глина. Ее накрывают или другим подобным материалом, который сможет удержать нужную температуру до того момента, как глина будет доставлена до склада. Глина в строительстве В строительной сфере глина начала использоваться уже с первых дней ее открытия. Сегодня материал достаточно широко используется для строительства домов в южных регионах. Благодаря свойствам ископаемого в домиках летом прохладно, а зимой тепло и уютно. Для изготовления блоков берут лишь немного песка, глины и соломы. После застывания получается прочный , который не поддается никаким природным факторам. Какая лучше глина для строительства домов специалисты отвечают однозначно. Наиболее подходящей является цементная глина. Из этого материала также достаточно часто изготавливают облицовочную плитку. С помощью такой отделки можно не только украсить помещение, но и защитить его от огня. Ведь цементная глина является еще и огнеупорной. Посуда из глины Столовые приборы из глины – это не только красиво, но еще и полезно. Материал является экологически чистым. Не стоит бояться, что посуда под воздействием высокой температуры станет выделять вредные для здоровья вещества. Применение глины у многих ассоциируется именно с изготовлением тарелочек, горшочков и ваз. Сегодня посуду из этого материала изготавливают в промышленных масштабах. Каждый может приобрести сервиз из качественного материала, который сможет прослужить в течение продолжительного времени. применение глины Гораздо больше ценится ручная работа. Устраиваются целые выставки, на которых мастера могут похвастаться своими изделиями. Здесь же можно приобрести качественную глиняную посуду. Главное, что изделие изготавливается в единичном экземпляре. Но и цена будет соответствующая. Лепка из глины вместе с детьми Изготовление различных изделий с помощью глины может стать очень увлекательным и веселым занятием для ребенка. Лепка способствует умственному развитию, улучшает моторику детских рук. Малыш может проявлять фантазию в свое удовольствие. А что можно сделать из глины, всегда подскажут родители. свойства глины Лепка из глины требует тщательной подготовки. Следует помнить о том, что не любая одежда может отстираться от полезного ископаемого. А пятна ребенок поставит обязательно. Поэтому малыша стоит переодеть в рабочую форму, а стол застелить клеенкой. Что можно сделать из глины в первую очередь? В первую очередь следует лепить несложные овальные фигурки. Это могут быть животные или смешные человечки. С ребенком постарше удастся сделать тарелку и ложку. После застывания изделие можно покрасить. Оно будет выглядеть оригинально и сможет сохраниться на протяжении долгого времени. Но стоит помнить о том, что глина без обжига является достаточно хрупкой. Применение глины в медицине Еще в древности люди заметили полезные свойства глины и начали использовать их в лечебных целях. Некоторые виды полезного ископаемого обладают противовоспалительным действием. Благодаря этому их используют для лечения различных кожных заболеваний. Глина быстро помогает справиться с ожогами, угрями и экземой. Но самолечением заниматься ни в коем случае нельзя. Отдельные виды глины имеют различные свойства. Только специалист сможет подобрать нужный материал и нанесет его правильно на больное место. Без необходимых знаний и навыков можно нанести лишь вред. изготовление глины Глина – полезное ископаемое, которое является источником множества минералов, и микроэлементов. Некоторые разновидности горной породы можно принимать также и внутрь. Именно глина является отличным источником радия. При этом организмом усваивается то количество полезного вещества, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности. Глина способна вывести из крови токсины, а также нормализовать обмен веществ. Благодаря этому свойству полезное ископаемое нередко используют при различных видах отравлений. Порошок принимают внутрь в небольшом количестве, запивая водой. Но в лечебных целях могут использоваться лишь некоторые виды глины. Глина в косметологии Многими девушками для совершенствования внешности нередко применяется косметическая глина. Полезное ископаемое способно выровнять тон кожи, избавить лицо от прыщей, а бедра от жировых отложений. В косметологических целях используются различные виды глины. Все они имеют свои особенности и свойства. Для омоложения лица наиболее часто используется белое полезное ископаемое глина. Фото женщин, которые использовали этот продукт для совершенствования лица, впечатляют. Мимические морщинки действительно разглаживаются, а пигментные пятна исчезают полностью. Девушкам с жирной кожей и крупными порами также отлично подойдет белая глина. Свойства и применение вещества - сведения, которые можно прочитать на упаковке. Но использовать любую глину все же лучше после консультации с косметологом. Применение голубой глины Эта горная порода отличается хорошими противовоспалительными свойствами. В ее состав входят соли и минералы, необходимые для нормального функционирования сальных желез. Маски из голубой глины следует делать людям, которые имеют склонность к кожным высыпаниям. С помощью природного вещества прекрасно лечатся угри и комедоны. С помощью голубой глины можно также сделать кожу более светлой. 10 процедур помогут на долгое время избавиться от веснушек и пигментных пятен. Кроме того, голубая глина отлично разглаживает неглубокие мимические морщины. Зеленая глина Это вещество также достаточно широко используется в косметологии. Зеленая глина обладает прекрасными адсорбирующими свойствами. Благодаря этому удается быстро очистить организм от вредных веществ и токсинов. Глина может наноситься как на лицо, так и на все тело. полезное ископаемое глина фото Популярными считаются обертывания с применением зеленой глины. Полезное ископаемое помогает восстановить водный баланс организма и убрать лишнюю влагу. Это свойство помогает девушкам избавляться от целлюлита, а также делать кожу более ровной и гладкой. Красная глина Наиболее оптимальной для людей, которые имеют склонность к

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №2 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

исследовательская работа

ГЛИНА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

НОМИНАЦИЯ «НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ»

Выполнила

Штепа Анастасия Игоревна

ученица 2 В класса

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Руководитель

Фахретдинова Лилия Расимовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Введение 3-4

Глава 1. Основная часть

      История керамики 5-6

      Керамика в России 7-9

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Исследование свойств глины 10-11

2.2. Моя работа 12-13

Заключение 14

Тезаурус 15

Литература 16

Приложения

Введение .

Будучи совсем малышкой, я наблюдала за тем, как мама рукодельничает: шьет, вяжет, вышивает, мастерит что-то из бумаги, лепит. Мне было тоже интересно заниматься подобным рукоделием. Посещая детский сад и развивающие занятия в детском центре «Сема», я узнала, что можно заниматься лепкой не только из пластилина, но из глины. Мне понравилась глина как материал для поделок и захотелось узнать больше о глине, об истории возникновения этого вида прикладного искусства. И вот что мне удалось узнать.

История керамики берет свое начало в библейской легенде о сотворении первого человека. Согласно этой легенды, бог Ягве создал сад Эдем, но скучно ему было гулять по саду одному, и он решил создать человека подобного себе. Взял он кусок глины и вылепил из него человека и вдохнул в него жизнь. Ягве назвал его Адам, что означает «Красный человек» то есть человек из глины.

Глина – это удивительный природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять"" эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.

Глина, гибкая и пластичная, становится твердой и прочной после обжига. Гончарным промыслом в деревнях в основном занимались не профессионалы, а обычные селяне, основной работой которых являлось отнюдь не гончарство. Но именно они веками совершенствовали мастерство изготовления глиняной посуды, накапливая опыт и знания. У каждого мастера был свой стиль, и от этого крынки, горшки и прочая утварь не выглядит однообразно. В этой древней профессии сплелись воедино искусство и ремесло, вдохновенный труд художника и изнурительный труд рабочего.

Керамика и различные изделия из неё сегодня довольно популярны. Современные мастера способны творить из неё настоящие произведения искусства. Сегодня мы не можем представить нашу кухню без керамической посуды. Много изготовляется посуды из фарфора, которая очень ценится за её красоту.

Цель моей работы – узнать больше о глине как материале для прикладного искусства, а также изучить ее влияние на формирование творческих способностей.

Я считаю, что изучение глины и ее влияния на людей актуально и в настоящее время, т.к. глина – это прекрасный пластический материал, позволяющий лепить разнообразные объемные предметы, глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок, для совместного творчества детей и взрослых, что важно для создания гармоничных взаимоотношений детей и родителей.

Моя гипотеза: работа с глиной помогает поставить твердый и красивый почерк, вырабатывает усидчивость, развивает внимание.

Для того, чтобы доказать мою гипотезу я буду использовать такие методы, как опрос, фотографирование, сравнение.

Глава 1.

      История керамики.

Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времён человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приёмами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения. В Древней Греции искусство изготовления гончарных изделий из глины называлось «керамейя», до наших дней дошли немногие предметы того времени из керамики, сегодня их можно увидеть в музеях или приобрести за довольно большие деньги на специализированных аукционах. Керамическое производство того времени не слишком отличалось от современного – сначала изделия формировал гончар на гончарном круге, потом изделия обжигались в печи, а затем расписывались красками. Несколько позже широкое применение керамика получила и в строительстве, керамический кирпич стал одним из первых искусственных стройматериалов, по заключению историков ему более 5000 лет. Позже появилась керамическая черепица, затем плитка, а потом и сантехнические приборы. Средневековые изразцы, применяемые при внутренней и наружной отделке зданий, так же относятся к керамике.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

      Керамика в России.

Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формируются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Для них производятся многочисленные керамические игрушки. Российский керамический промысел пережил как времена подъема, так и времена спада. Годы подъема – это время возникновения различных школ, способов декорирования поверхности керамических изделий, а также модернизации и совершенствования самого керамического черепка: от фаянса к фарфору.

Скопинский гончарный промысел находится в городе Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину использовали здесь издавна для изготовления всевозможной бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее утилитарную предназначенность, мастера-гончары особое внимание уделяли форме изделий, а для украшения ее применяли штампики, лепную оборку края. Еще они делали игрушки. Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер вещей, по которому изделие Скопина отличалось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой, как своеобразные скульптуры. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб, полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин или разновидность сосуда, в котором сложно переплетались несколько фигур налепами, процарапанными или наштампованными орнаментами. Сосуды представляли собой фантастическое сооружение, вызывавшее удивление.

Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке.

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и довольно изящными, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зеленого цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма росписи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает ей необыкновенную звучность и праздничность.

Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора – Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноевропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на родине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые размещались по поверхности изделий, – от самых малых, иногда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ранние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта – такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была изготовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.

Глава 2.

2.1. Исследование свойств глины.

Изучим некоторые свойства глины. Для этого проведем несколько опытов (см. Прил.).

Первый опыт. Исследование на горючесть и запах.

Попробуем понюхать глину. Готовая к работе глина не имеет специфического запаха. Теперь попробуем поджечь глину над огнем свечки. Подержав некоторое время кусочек глины над огнем, мы видим, что глина не горит, только становится тверже. Это ее свойство используют гончары, обжигая керамическую посуду. После обжига глина становится твердой и водонепроницаемой.

Второй опыт. Растворимость в воде.

Добавив глину в стакан с водой, хорошо перемешаем содержимое. Через некоторое время глина оседает. Так мы выяснили, что глина не растворяется в воде. Однако если порошок глины развести в определенной пропорции с водой, получится необходимая для лепки масса. Это обусловлено таким свойством глины как вязкость.

Таким образом, мы видим, что глина становится мягкой и податливой, когда в нее добавлено небольшое количество воды. Так получается глина для лепки.

Для подтверждения моей гипотезы я провела опрос в нашей группе (см.Прил.) Выяснилось, что большинство детей любят лепить из глины больше, чем рисовать (74%). У 68% детей лучше получаются поделки из глины, чем рисунки. Большинство ребят в нашей группе начали писать в 5,5 лет. Ответ на вопрос, как изменился твой почерк, меня порадовал. Почти у всех ребят (89%) почерк улучшился, по их мнению.

Отвечая на последний вопрос, многие поясняли свой ответ так: «Раньше мне было тяжело сидеть целый час, хотелось побегать. Но сейчас я и не замечаю, что прошел уже час». Отсюда можно сделать вывод о том, что занятия лепкой развивают усидчивость.

Еще мы проводили такую игру в нашей группе. На столе были разложены разные предметы. Нужно было запомнить точное их расположение и воспроизвести его через 1 минуту. Большинство ребят (90%) быстро справились с таким заданием. В основном это были дети, которые посещают объединение «Послушная глина» уже второй год.

Также мы проводили игру на внимательность: просили одного ученика выйти к доске, мы запоминали, во что он одет. Затем с закрытыми глазами подробно описывали его. В этой игре наиболее подробное описание дали те ребята, которые уже не первый год занимаются лепкой.

Анализируя результаты игр, можно сделать вывод, что работа с глиной развивает не только усидчивость, но и внимание.

Используя метод фотографирования, я сравнила свой почерк в 1 классе, когда я только начинала заниматься лепкой, и свой почерк на сегодняшний день. Можно увидеть достаточную разницу в почерке, он стал более уверенным, четким (см. Прил.).

2.2. Моя работа.

Я начала заниматься в доме детского (юношеского) творчества в объединении «Послушная глина». Наша учительница, Гульнара Амировна, подробно рассказывала нам, о том, как добывают глину в карьерах, как ее подготавливают для дальнейшего использования. В своей работе мы используем глину коричневого цвета. Теперь нам не нужно специально подготавливать глину к работе: просеивать, отмучивать и прочее. Мы используем готовую глину.

Лепить легче, чем рисовать. Чтобы нарисовать шар, необходимо уметь передать тон, светотень, блики, рельеф, рефлекс. Вылепить шар значительно легче. Если же сравнить рисование и лепку более сложных предметов, например, головы медведя или лисицы, преимущество лепки в смысле легкости изображения еще очевиднее, т. к. для превращения вылепленного шара в голову медведя или лисы достаточно оттянуть одинаковыми промежутками четыре одинаковые выпуклости – тупые, чтобы получить голову медведи, острые, чтобы вышла голова лисы. Вращая каждый из этих шариков с выпуклостями, можно представить различные мордочки зверей.

После лепки сложных объемных форм животных и зверей можно уверенно и даже по памяти изобразить их на плоскости.

Лепить можно различными способами: раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой, продавливанием.

Работу свою мы начинаем с выбора образца для лепки. В нашем кабинете есть много красивых статуэток, сделанных руками учеников и нашей учительницы. Определившись с моделью для лепки, мы берем нужное количество глины и начинаем собственно лепить. В работе мы используем разные способы лепки: «жгут», «спираль», «шар», «колокольчик» и другие. После того, как модель слеплена, мы оставляем ее для сушки.

Через 2 дня слепленная модель готова к прокраске, перед которой мы шлифуем свое изделие тонкой наждачной бумагой. После шлифовки мы грунтуем модель белой краской, чтобы глина при раскрашивании не просвечивала и не тонировала выбранную расцветку. После такой подготовки мы раскрашиваем свои работы гуашью. Раскрашенные работы сушатся пару дней, затем их покрывают бесцветным лаком, чтобы поделка приобрела законченный вид.

Заключение.

В процессе написания своей работы я много узнала о глине. Как выяснилось, из глины производится много вещей, используемых нами в быту. Керамические изделия были распространены и в древние времена, и сейчас не потеряли своей актуальности. В мире существует много предприятий, производящих керамические и фарфоровые изделия. Россия известна своими глиняными промыслами: дымковским, каргопольским, филимоновским, гжельским; Китай знаменит своим тонким фарфором, Германия – мейсенским фарфоровым заводом, производящим удивительно красивые статуэтки и сервизы.

Глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок на уроках труда и внеклассных занятиях.

Наблюдая за собой, я выяснила, что занятия в кружке «Послушная глина» помогли мне приобрести такие качества, как сосредоточенность, усидчивость, терпение, внимательность.

Глина делает руки умелым и послушными, воображение - развитым. Она одновременно формирует навыки скульптора (хорошо владеть материалом, мыслить пластическим языком), графика (удачно выбирать рисунок декора, его масштаб и размещение), живописца (правильно определять цветовое решение произведения, рисовать). Так ты становишься причастным к искусству, изучаешь его тайны. И самое главное - глина дарит ощущение радости от возможности самовыражения, воспитывает художественный вкус, прививает веру в свои способности и наслаждение от создания красоты. Одновременно в работе мы осознаем различные свойства глины, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс работы с природным материалом глиной является мощным источником всестороннего развития личности, что подтверждает мою гипотезу.

Тезаурус

ГЛИ́НА , глины, мн. нет, жен. Одна из наиболее распространенных в природе вторичных горных пород, употр. для всевозможных гончарных изделий, строительных и скульптурных работ 1 .

КЕРА́МИКА , -и, жен. 1. собир. Изделия из обожжённой глины, глиняных смесей. Художественная к. 2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой. | прил. керамический, -ая, -ое 2 .

КАЛЛИГРА́ФИЯ , и, мн. нет, ж. [греч. kalligraphia букв. красивое письмо].Искусство писать четким и красивым почерком 3 .

ФАРФО́Р , фарфора, муж. (новогреч. pharphouri с араб.). 1. только ед. Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия 4 .

Литература

    Молотова В. Н. История гончарного искусства. История керамических промыслов России // Декоративно-прикладное искусство. – М., 2007. – С. 127 – 132.

    Интернет-ресурсы.

    Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.

    Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986. – с. 71.

    Крутенко Н. «Рассказы о керамике», К. - 2000

Приложение 1. Образцы российской керамики.

Скопинская керамика



Дымковская керамика



Каргопольская керамика



Филимоновская керамика


Гжельская керамика


Приложение 2 «Опыты с глиной».

Исследование глины на запах

Исследование глины на горючесть

Исследование глины на растворимость в воде

Приложение 3. Опросник.

    Любишь ли ты лепить из глины?

    Что легче: рисовать или лепить из глины?

    Когда ты рисуешь, карандаш тебя всегда «слушается»?

    У тебя всегда хорошо получается изобразить животных, растения карандашом, красками?

    Хорошо ли удается тебе изобразить животных, людей при помощи лепки?

    Сколько тебе было лет, когда ты научился писать слова, предложения?

    Тебе нравился свой почерк в 1 классе (который был раньше, до занятия лепкой из глины)?

    Давно ли ты занимаешься лепкой из глины?

    Почему тебе нравится лепить из глины?

    Что тебе нравится лепить больше: фигурки, животных, композиции (панно)?

    Какими способами лепки пользуешься ты при работе?

    «Слушаются» ли тебя твои пальчики при лепке?

    Изменился ли твой почерк после того, как ты стал заниматься лепкой из глины?

    как считаешь ты?

    как считают твои родители?

    как считает твой учитель?

    Стал ли ты внимательнее к оформлению своих школьных (письменных) работ (аккуратность, чистота, внимательность при оформлении)?

    Стал ли ты внимательнее к форме, цвету, фигурам окружающих тебя предметов, людей, животных при занятии лепкой?

    Время вашего занятия длится целый час! Тебе не надоедает целый ЧАС сидеть на одном месте, лепить, раскрашивать? Ты не устаешь без активного движения?

Выборочные результаты опроса

Приложение 4. «Образцы почерка»

Почерк в 1 классе

Почерк во 2 классе

Приложение 5 «Мои работы»

Тезисы

К исследовательской работе «Глина в прикладном искусстве».

Выполнила: Штепа Анастасия, ученица 2 В класса МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Руководитель: Фахретдинова Лилия Расимовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Будучи совсем малышкой, я наблюдала за тем, как мама рукодельничает: шьет, вяжет, вышивает, мастерит что-то из бумаги, лепит. Мне было тоже интересно заниматься подобным рукоделием. Посещая детский сад и развивающие занятия в детском центре «Сема», я узнала, что можно заниматься лепкой не только из пластилина, но из глины. Мне понравилась глина как материал для поделок и захотелось узнать больше о глине, об истории возникновения этого вида прикладного искусства

Тема актуальна , т.к. глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок, для совместного творчества детей и взрослых, что важно для создания гармоничных взаимоотношений детей и родителей.

Цель : познакомиться с глиной как материалом для прикладного искусства, изучить ее свойства и влияние на формирование творческих способностей.

Задачи :

    Изучить литературу, касающуюся использования глины в прикладном искусстве;

    Изучить литературу об истории керамики и о развитии керамики в России;

    Провести ряд опытов для изучения свойств глины.

Объектом исследования является использование глины в прикладном искусстве.

Предмет исследования : глина.

Гипотеза : работа с глиной помогает поставить твердый и красивый почерк, вырабатывает усидчивость, развивает внимание.

Методы исследования : опрос, фотографирование, сравнение.

База исследования : ДДиЮТ, школьная библиотека.

Значимость работы : данный проект предназначен для использования при подготовке к внеклассным занятиям, к урокам труда.

1 Толковый словарь Ушакова

2 Толковый словарь Ожегова

3 Толковый словарь иноязычных слов

4 Толковый словарь Ушакова




Происхождение В Библии говорится, что первый человек был сотворен Богом из глины. Ученые же утверждают что глина - вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Большинство из глин представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей


Состав: Глина содержит глинозём (Al 2 O 3 -39%), кремнезём (SiO 2 -47%) и 14% воды, а также включает в свой состав достаточно полезных микроэлементов и минеральных солей. В глине присутствуют: магний, марганец, серебро, цинк, кальций, медь и другие элементы. Цвет глин разнообразен и обусловлен главным образом окрашивающими их примесями минералов или органических соединений.






В народной медицине, как правило, применяется именно та глина, что добывается в местах, в которых проживает больной. В научной медицине предпочтение отдается белой и голубой глинам. Вблизи нашего города Кумертау имеется месторождение этой драгоценной глины. Находится оно южнее города, в окрестностях деревни Сандин. Об этом знают многие жители Кумертау. И не просто знают, пользуются дарами нашей богатой башкирской земли.



Глина в косметологии Голубая глина обладает противовоспалительным эффектом, предотвращает появление прыщей, способствует заживлению ранок на коже, хорошо очищает ее и улучшает цвет лица. Помогает разгладить мимические морщины, омолаживает кожу, делая ее более упругой и эластичной, осветляет веснушки и пигментные пятна. Также как и белая, голубая глина более подходит для ухода за жирным типом кожи.веснушки


Маска против морщин Залить голубую глину настоем трав: лаванды, шалфея, липового цвета, ромашки (2 ст.л.). Консистенция должна напоминать сметану. Полученную массу делим пополам. Одну убираем в холодильник охлаждаться, другую, наоборот, подогреваем на водяной бане. Затем каждую часть маски наносим на чистую марлю и поочередно прикладываем к лицу на 5 минут. Только не забудьте, что зона глаз не должна попадать под маску. Курс лечения – 1 раз в неделю. Частота – по мере необходимости и желанию. Питательная маска Смешать ложку глины с мякотью одного помидора. Нанести на 20 минут на чистое лицо, а затем смыть (можно молоком). Также маски из голубой глины являются прекрасным средством для лечения волос. Они не только останавливают выпадение, но и способствуют более активному росту новых волос, устранению перхоти, насыщению волос кислородом.








Определение ионов Fe 3+ 4 Fe Fe(CN) 6 4- Fe 4 3 ;


Результаты лабораторных исследований голубой глины 1. Среда глиняного фильтрата оказалась слабо-кислой, рН 6 2. Концентрация ионов железа около 2,0 мг/л- розовое окрашивание раствора тиоцианатом аммония 3. Кобальт не обнаружен 4. Ионы свинца не обнаружены 5. По физическим свойствам глину можно отнести к «жирным» глинам
Предостережения: - Нельзя использовать глину из верхних (до 20 м) слоев; - Нельзя использовать глину, не прошедшую проверку на химический состав и бактериологические загрязнения в специальных лабораториях, - Нельзя хранить лечебную глину в помещениях, таре и условиях, не обеспечивающих сохранность ее лечебных свойств и безопасности. - Нельзя использовать глину для наружного применения повторно.


Выводы и рекомендации: Местную голубую глину можно использовать для косметических целей, она более маслянистая, чем красная глина Сравнивая качественный состав красной и голубой глины, делаем вывод, что красная глина по содержанию железа превосходит голубую. Более точные данные может дать только лабораторный анализ.

Учебная исследовательская работа, 5 класс. Глина. Свойства глины

Содержание:
1. Литературный обзор
1.1. Основное понятие. Источники глинистых пород.
1.2. Минералы, содержащиеся в глинах.
1.3. Месторождения глин в Тюменской области.
1.4. Заводы Тюменской области, использующие в качестве сырья глину.
1.5. Глиняных дел мастера.
1.6. Классификация глин.
2. Практическая часть. Методики исследования.
3. Результаты исследования
Обобщение

Актуальность.
Глина – распространенная осадочная горная порода, хранящая много тайн для нас. Нам захотелось раскрыть хотя бы их часть.

Цель : Изучение глины с разных точек зрения
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию о глине.
2. Систематизировать изученный материал.
3. Найти методики эксперимента.
4. Провести эксперименты с глиной.
5. Сделать выводы.

Объект исследования: осадочные горные породы.

Предмет исследования : глина

Теоретические методы исследования: подбор, чтение, изучение, изложение информации, обобщение.

Практические методы исследования : химические опыты, экскурсии, фотографирование, конспектирование, подготовка презентация.

Гипотеза: в результате выполнения работы планируем познакомиться с историей родного края, узнать о месторождениях глины в Тюменской области, использовании глины в практической деятельности человека. Провести опыты с разными видами глины, узнать ее свойства.

1. Литературный обзор
1.1. Основное понятие. Источники глинистых пород.

Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении
Основным источником глинистых пород служит полевой шпат, при распаде которого под воздействием атмосферных явлений образуются каолинит и другие гидраты алюминиевых силикатов. Некоторые глины представляют собой наносы водных потоков, выпавшие на дно озёр и морей.
1.2. Минералы, содержащиеся в глинах.
Каолинит (Al2O3·2SiO2·2H2O) Андалузит, дистен и силлиманит (Al2O3·SiO2)
Галлуазит (Al2O3·SiO2·H2O).
Гидраргиллит (Al2O3·3H2O).
Диаспор (Al2O3·H2O) Корунд (Al2O3). Монотермит (0·Al2O3·2SiO2·1,5H2O). Монтмориллонит (MgO·Al2O3·3SiO2·1,5H2O). Мусковит (K2O·Al2O3·6SiO2·2H2O). Накрит (Al2O3·SiO2·2H2O). Пирофиллит (Al2O3·4SiO2·H2O)
Главные химические компоненты глин - SiO2 (30-70%), Al2О3 (10-40%) и Н2О (5-10%); в подчинённых количествах присутствуют Fe2О3 (FeO), TiO2, CaO, MgO, К2О, Na2О, СО2, реже MnO, SO3, Р2О5.
В состав глин входят главным образом каолинит, монотермит, монтмориллонит, галлуазит, гидрослюды, иногда палыгорскит.

1.3. Месторождения глин в Тюменской области.
На территории южных районов Тюменской области разведано 245 месторождений строительных материалов. В том числе 204 месторождения кирпично-керамзитовых глин.
«Тюменьнеруд» поставляет на рынок почти 100% глины, добываемой в Тюменской области, разрабатывает единственный в Тюменском районе карьер технологической глины. Глиняный карьер «Кыштырлинский» расположен на Кыштырлинском месторождении кирпично-керамзитовых глин. Это основной источник сырья для производителей керамического кирпича и керамзита Тюмени и Тюменского района.
Ежегодно на карьере добывают до 500 тысяч тонн глины.
На территории Исетского района открыты 15 месторождений; кирпично-керамзитовых глин и 1 глинопроявление. Все месторождения детально разведаны, по объемам запасов относятся к категории «средние». Глина пригодна для производства полнотелого кирпича и керамзита.
В разработке находится Исетское месторождение, расположенное в 6 км к северо-востоку от с. Исетское.
Высоким качеством обладают глины Рафаиловского месторождения, находящегося в нераспределенном фонде. Сырье пригодно для производства кирпича М75.

1.4. Заводы Тюменской области, использующие в качестве сырья глину.
Основные потребители глины - Винзилинский завод керамзитового гравия и Винзилинский завод керамических стеновых материалов. Также технологическую глину используют тюменские строители для гидроизоляции элементов зданий и сооружений
Винзилинский завод керамзитового гравия начал работать в пригороде Тюмени в декабре 1980 года. Основным видом деятельности ООО «ВЗКГ» является производство керамзитового гравия из глины Кыштырлинского месторождения, расположенного в 12 км от завода.
Ишимский кирпичный завод производит и реализует кирпич керамический полнотелый марок по прочности М-75, М-100, М-125.
Ялуторовский завод стеновых материалов "Поревит". Предприятие производит кирпич силикатный с марками по прочности М-150 и М-200, по морозостойкости F50. Применение самых современных технологий позволяют выпускать продукцию, обладающую точной геометрией, долговечностью, повышенной морозоустойчивостью и высочайшей экологичностью.

Тюменский завод строительных материалов производит и реализует керамзитоблоки М50 и М75, арболитовые блоки М50.

1.5. Глиняных дел мастера.
Виктор Середин, житель Ишимского района Тюменской области освоил гончарное дело, будучи взрослым. Теперь с любимым делом он не расстанется никогда. Научил его этому ремеслу грузин, специалист по керамике Чингиз Капанадзе, работавший на винно- водочном заводе в г. ИшимеСейчас Виктор гончар со стажем. В его мастерской множество различных изделий. Здесь и кашпо под цветы, и жаровни, и чайные сервизы. На каждом изделии есть помета «Гончарная лавка г. Ишима.
Игнатченко Александр Георгиевич коренной ишимец. Родился в 1948г. Работает художником с 1965года. Научил его ремеслу специалист по керамике Чингиз Капанадзе. Работал Александр Георгиевич на заводе в качестве художника - керамиста. На заводе он научился технологии работы с глиной.

Ирина Высоких осуществляет деятельность по созданию уникальных изделий из обожженной глины. Свою деятельность мастер начал в 2011 году. Ее фирменные свистульки и колокольчики стали популярны среди жителей Тюмени.
Евгений Бочарников проводит тематические мастер-классы в лофт-пространстве Fabrica. Под чутким руководством Евгения Бочарникова, любой может изготовить горшочки, тарелочки и другую посуду и украшения.

1.6. Классификация глин.
На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом. Большинство глин - серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Окраска обусловлена примесями ионов - хромофоров, в основном железа в валентности 3 (красный, желтый цвет) или 2 (зеленый, синеватый).
Белая глина /каолин/ cодержит кремнезем, цинк, магний.
Зеленая - медь, железо, некоторые микроэлементы в виде солей.
Желтая глина - железo, калий в виде солей
Красная глина - соли калия железа
Голубая глина - универсальна и ценится больше всех других. В царское время голубую глину даже продавали за золото и вывозили в другие страны. Содержит практически все микроэлементы и минеральные соли, необходимые для нашего организма, кобальт, кадмий;
Желтая глина - натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли.
Черная глина - железо, кальций, магний, кварц, калий, радий, фосфат, азот, стронций, кремнезем.
Серая глина - двухвалентные соединения железа, двуокись титана
По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.
Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси, при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

2. Методики исследования глина.
2.1. Определение жирности глин.

Отвесить на весах образец глины массой 25 г. Поместить навеску
в химический стакан на 500 мл, добавить воды до отметки 400 мл и хорошо размешать стеклянной полочкой.
Наблюдать процесс осаждения частиц глины.
(Обычно глина плохо смачивается водой и долго оседает на дно, что указывает на еѐ гидрофобные свойства.). «Жирные» глины оседают медленно, «тощие» - быстро.

2.2. Определение кислотно-основных свойств глины.
Поместить образец глины массой 25 г в химический стакан на 200-250 мл. Добавить в стакан 100 мл воды и хорошо размешать. Поместить в полученную взвесь полоску универсального индикатора. Сравнить цвет влажной полоски с цветовым тестом на упаковке индикатора и определить pH среды водного раствора глины.

2.3. Опыт, доказывающий использование глины в качестве фильтра.
Взять 2 пробирки. Поставить 2 воронки, одну с глиной, другую с песком. Отфильтровать раствор перманганата калия.
Наблюдать 3 суток.

2.4. Исследование антимикробных свойств глины. Налить в две банки молоко. Положить на дно одной банки образец глины массой 5-10 г. Оставить обе банки в тени и контролировать состояние молока несколько раз в день на протяжении нескольких дней

2.5. Сравнение адсорбционных свойств осадочных горных пород.
Налить раствор перманганата калия в три колбы. Добавить в них песок, глину и мел. Оставить на 2-е суток. Наблюдать

2.6. Сравнение адсорбционных свойств глины.
Налить в три колбы раствор перманганата калия разной концентрации. Добавить глину. Оставить на два дня. Наблюдать.

2.7. Определение плотности глины.
Взвесить небольшой кусок глины, записать его массу. С помощью мерного цилиндра определить объём куска. Записать объём. По формуле p = m: V рассчитать плотность, результаты оформить в виде таблицы

3.Результаты практической части.
3.1 . Определили жирность глины.

Отвесили на весах образец глины массой 25г. Поместили навеску
в химический стакан на 500мл, добавили воды до отметки 400 мл и хорошо размешали стеклянной палочкой.
Наблюдали процесс осаждения частиц глины.
Для опытов брали 6 видов глины: белую, желтую, голубую, красную, зеленую и черную. Глину купили в аптеке. Красную взяли с нашей местности.
Наблюдали: плохое смачивание глины водой. Горная порода долго оседала на дно. Глина отталкивает воду.
Быстрее других осела местная красная глина и черная. Значит, они –«тощие». Судя по опыту: белая, желтая, зеленая, голубая –«жирные». Они осаждались очень медленно.

3.2. Определение кислотно-основных свойств глины. Поместили образец глины массой 25 г в химический стакан на 200-250 мл. Добавили в стакан 100 мл воды и хорошо размешали. Поместили в полученную взвесь полоску универсального индикатора. Сравнили цвет влажной полоски с цветовым тестом на упаковке индикатора и определили pH среды водного раствора глины.
Голубая рН = 8
Белая рН = 6
Желтая рН = 6
Зеленая рН = 6
Красная рН = 7
Черная рН = 8
Опыт показал, что растворы глины примерно все одинаковые, реакция среды близка к нейтральной.

3.3 Взяли 2 пробирки. Поставили 2 воронки, первую с глиной, вторую с песком. Отфильтровали раствором перманганата калия.
Наблюдали 3 суток.
Заметили, что в первой пробирке раствор перманганата калия стал светлее, чем во второй.
Вывод: раствор перманганата калия стал светлее, потому что глина имеет похожую на губку структуру поверхности в отличии от песка. Поэтому глина способна поглощать цветные вещества.
3.4. Исследование антимикробных свойств глины.
Разлили молоко по семи стаканам. В каждый стакан добавили глину: местную, желтую, белую, зеленую, черную, голубую; один стакан без глины. Наблюдали скисание молока через сутки в стакане без глины, на вторые сутки скисло молоко с местной глиной. Двое суток выдержало молоко с цветной глиной.

3.5. В колбе с глиной наблюдали обесцвечивание раствора перманганата калия, в колбе с песком и мелом обесцвечивания не было. У глины пористая поверхность, поэтому красители удерживаются на ней.

3.6. Адсорбция прошла лучше в тёмном растворе, в светлом - незначительно

3.6. Определили плотность глины.
Желтая глина. Масса 10,7 г. Объем 5 мл. Плотность 2,14 г/мл.
Голубая глина. Масса 9,4 г. Объем 5 мл. Плотность 1,88 г/мл.
Черная глина. Масса 11,5 г. Объем 5 мл. Плотность 2,3 г/мл.
Зеленая глина. Масса 12,0 г. Объем 5 мл. Плотность 2,4 г/мл.
Местная глина. Масса 20,1 г. Объем 10 мл. Плотность 2,01 г/мл.
Белая глина. Масса 12,8 г. Объем 5 мл. Плотность 2,56 г/мл.

Вывод: наибольшая плотность у белой глины, наименьшая у голубой. Плотность разная,так как у них разный состав.
Местная глина содержит песок, который уменьшает её плотность

Обобщение.
В ходе работы:
- Узнали глиняные месторождения Тюменской области, заводы, которые используют глину в качестве сырья.
- Познакомились с мастерами глиняных дел.
- Получили информацию о веществах, содержащихся в разных видах глины.
- Научились проводить опыты и по их результатам производить расчеты, делать выводы.

 


Читайте:



Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки

Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки

Ассоциация КАМИ Отрасль: Оптовая торговля промышленного оборудования Компетенция: Решение: Управление производственным предприятием 1.3...

Презентация на тему "день земли"

Презентация на тему

Сохраним природу – сохраним жизнь! Внеклассное занятие. МБУ СОШ № 94. Г.Тольятти. Учитель Копытина Т.В. Символ Дня ЗемлиДень ЗемлиСимволом дня...

Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников

Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Законодательная база российской федерации

Законодательная база российской федерации

В 2018 году появилась новая статистическая форма 1-Т (проф). Бланк ее введен приказом Росстата от 27.06.2018 г. № 394. Документ нужен...

feed-image RSS