Главная - Сельское хозяйство
Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу. Почему современные дети с трудом пересказывают прочитанное? Причины медленного чтения и непонимания текста

Родители первоклашек часто задаются вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать текст?» Ведь с трудностями пересказа сталкивается чуть ли не половина учеников всей начальной школы. Детки либо рассказывают всё «вплоть до запятой», либо просто не могут и двух слов связать, говорят: «ничего я не понял». Давайте разберёмся, что делать, если ребёнок не умеет пересказывать, чем ему помочь и как тренировать память ребёнка.

Следующие советы помогут научить ребёнка пересказывать текст, более того, этот алгоритм пригодится школьникам при написании изложений и сочинений:

  • сначала читается весь текст целиком, если ребёнок пока не научился бегло читать, то первый раз для первоклашки текст может прочесть родитель, второй раз ребёнок читает самостоятельно.
  • после прочтения взрослый задаёт 2 вопроса: «о чём текст?» и «какая мысль здесь самая важная?» На начальном этапе взрослые могут помочь с ответами на эти вопросы, далее, со второго класса, школьник должен отвечать на них самостоятельно.
  • затем читается текст по абзацам.
  • после прочтения абзаца ребёнок отвечает на вопрос: «какая главная мысль в этом абзаце?». Здесь главное, чтобы это мысль была выражена в 3-4 словах, а не пересказывался весь абзац целиком.
  • потом берётся тетрадочка под названием «Планы моих текстов», куда первоклашка записывает план только что прочитанного текста. Это могут быть главные мысли тех абзацев, которые он читал ранее, а может быть и более усечённый вариант, но пунктов должно быть не менее трёх. Письменно работая с «Планами моих текстов» в начальной школе, в среднем звене родители уже не будут задаваться вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст?
  • дальше ребёнок пересказывает текст по написанному плану.
  • через пару часов обязательно ещё раз попросите пересказать ранее прочитанный текст, но уже без тетрадки-помощницы.
  • похвалите ребёнка за сделанную работу. Похвала очень важна для гармоничного развития и обучения школьника.

Как научить ребёнка пересказывать прочитанное

Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.

  • если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
  • взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
  • начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
  • скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
  • спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.

Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.

Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.

Развитие красноречия у детей

Наше общество всё выстроено на общении, все умеют говорить, но говорить красиво, понятно и интересно умеют лишь единицы.
Развивать красноречие ребёнка поможет выработка силы и темпа голоса. Учите школьника говорить чётко и громко, «не глотая» окончания слов. Повторяйте с ребёнком скороговорки, делайте артикуляционную гимнастику. Читайте классику русской и зарубежной литературы, когда встречаются непонятные слова, объясняйте их значение.

Если ребёнок неправильно говорит слово, или ставит не туда ударение, всегда поправляйте его, пусть он с детства запоминает правильное произношение, чтобы во взрослой жизни не думать, куда ставить ударение в слове «звонит».

Если родители думают о том, то здесь на помощь придут маленькие хитрости:

1. Записки – пишите ребёнку записки о том, как вы его любите, что ему делать, и какой у него обед.

2. Смотрите иностранные фильмы и мультики в оригинальном дубляже и с русскими субтитрами, если эта скорость для ребёнка велика, то можно достать с антресолей диафильмы, либо скачать эти слайды с интернета.

3. Читайте один и тот же короткий текст на время. Если первый раз ребёнку потребуется 5 минут, то каждое последующее прочтение будет занимать времени всё меньше и меньше; поставьте перед ним цель – прочитать этот текст за 2,5 минуты (т.е. в 2 раза быстрее, чем изначально).

4. Напишите несколько предложений, заранее поменяв в них слова местами, например, «дождь окном за шёл», пусть ребёнок прочитает правильно.

Обязательным условием и для развития красноречия, и для быстрого чтения, и для хорошего пересказа являются систематические занятия, позитивный настрой и похвала ребёнка за каждое достижение.

Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден , отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются , и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения.
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций.
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг.
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения:

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша.
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение.
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть , которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст , родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и .

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

  1. внимательно прослушать текст;
  2. понять его смысл;
  3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
  4. запомнить авторские или народные обороты речи;
  5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

  • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
  • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
  • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
  • С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

  • последовательность изложения;
  • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
  • использование характерных речевых оборотов;
  • плавность речи;
  • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами. Кроме того, в статье « » описано много игр, которые помогут насытить речь ребенка новыми словами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий , вы можете пользоваться следующей:

  1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
  2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
  3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
  4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
  5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
  6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр).

Учимся пересказывать в возрасте 3-4 лет

В этом возрасте ребенок способен на пересказ только с опорой на картинки, схему или подробные вопросы взрослого. Поэтому лучшими помощниками вам будут , геометрический конструктор или последовательные картинки по произведению (их могут заменить ваши схематичные рисунки).

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Когда вы прочтете сказку и подробно ее обсудите, попросите ребенка показывать сказку на фланелеграфе параллельно с вашим чтением. Читайте медленно, чтобы малыш успел разыграть все события. Если нет подходящих картинок – замените их фигурами из конструктора (каждой фигуре присвойте определенное значение, например, большой круг — медведь, маленький круг – Маша, маленький прямоугольник — короб и т.д.). Этот способ также развивает память и воображение.

Также вы можете рисовать схематичные изображения по рассказу, а потом малыш будет рассказывать по этой схеме весь текст. Или же пользоваться иллюстрациями из книг. Последний способ имеет ряд недостатков. Часто изображения в книгах перегружены деталями и отвлекают ребенка от основной линии сюжета.

Пересказ в 4-5 лет

В этом возрасте самым главным этапом является обсуждение произведения. Задавая ребенку множество вопросов по сюжету, вы тем самым помогаете ему лучше понять смысл произведения и порядок событий в нем. Начинайте с простых вопросов. Например, по сказке «Кот и Петух»: куда ушел кот? что наказывал петушку? что говорила лиса? И постепенно переходите к более расширенным: как петух и кот попали в лес? что происходило, когда кот уходил за дровами? Потом вы можете просто просить ребенка рассказать начало сказки, что было в середине и конец сказки.

Таким образом, взрослый помогает ребенку и за него выстраивает «схему» сказки. Для ребенка 4 лет не очевидно, что сказку следует рассказывать сначала. Он будет пытаться рассказать ее с самого интересного, по его мнению, места, несмотря на то что сюжет из-за пропущенного начала может быть не ясен.

Ребенку важно уметь пересказывать как все произведение целиком, так и его отдельную часть. Кроме того, малыш может упускать важные детали из-за уверенности, что вы же знаете сказку, и вам эти подробности ни к чему. Если вы столкнулись с такой проблемой, то попробуйте попросить ребенка рассказать сказку только что пришедшей игрушке.

Это также подходящий возраст для начала творческого пересказа. Например, демонстрируя сказку на фланелеграфе, самостоятельно введите нового героя и вплетите его в сюжет. Когда ребенок будет пересказывать, то он уже по вашему образцу может ввести другого нового героя или заменить главного на свое усмотрение.

Заключительной частью занятия может быть драматизация прочитанного произведения, то есть не спектакль с игрушками или на фланелеграфе, а постановка с распределением ролей между участниками. Хорошо привлекать к этому домашних и других детей. В такой ситуации ребенок примеряет на себя роль конкретного героя, учится выражать его эмоции голосом, позой и жестами, внимательно следит за сюжетом, чтобы не пропустить свой выход.

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Пример занятий с группой детей по пересказу смотрите в этом видео:

Расскажите в комментариях, какие произведения вы используете для пересказа с детьми?

Какие игровые приемы вы используете, чтобы привлечь ребенка к пересказыванию текста?

Пересказывать умеют далеко не все, а в школе этот навык необходим, и для того, чтобы хорошо учиться, ребёнок обязательно должен его освоить. Какие методики помогут научить чадо пересказу?

Большинство детей прекрасно рассказывают о том, что нафантазировали сами, а вот с пересказом текстов дела у них идут не так гладко. Чаще всего ребёнок воспринимает просьбу пересказать как задание дословно выучить текст, а родители не уделяют этому моменту достаточно внимания. И зря: умение пересказывать напрямую зависит от способностей анализировать, выделять главное, улавливать основную мысль, конспектировать. Все эти навыки крайне полезны как для обучения, так и для жизни. Как же обучить своего ребёнка пересказу, если он пока этого не умеет?

Пересказ в обычной жизни

Покажите на своём примере, что значит пересказывать. Вспомните, как прошёл ваш день, расскажите основные моменты, а после попросите чадо поведать о его дне. Посмотрите вместе фильм или мультик, а потом в формате ненавязчивого обсуждения расскажите, о чём он был. После этого можно предложить ребёнку познакомить папу или бабушку с таким интересным сюжетом — они-то не видели фильм. Чаще всего дети начинают очень подробно описывать запомнившиеся им эпизоды, упуская из виду основную сюжетную линию. В этом случае мягко поправляйте рассказчика, задавая наводящие вопросы.

Пересказ с помощью взрослого

Работу с текстами начните с простых и коротких сюжетов — лучше всего для этого подойдут сказки. Прочитайте текст медленно и с выражением, а потом скажите малышу, что его любимая игрушка отвлекалась и всё прослушала. Пусть расскажет ей сказку с вашей помощью: вы будете начинать предложение, а ребёнок — заканчивать. «Дед посадил… Она выросла, и стал он... А потом пришлось позвать на помощь…»

Пересказ по картинкам

Когда ребёнок освоит пересказ с вашей помощью, переходите к пересказу по картинкам. Прочитайте сказку или рассказ и предложите малышу рассмотреть красивые иллюстрации, попутно вспоминая, что там произошло. Если в книге нет картинок или они недостаточно информативны, можно нарисовать их самостоятельно. Не забывайте подсказывать ребёнку слова и фразы, если у него не складывается рассказ.

Отличный вариант обучения пересказу в игровой форме — когда взрослый сам изображает героев, которые что-то делают, а малыш озвучивает всё, что происходит. Это не только полезно для развития, но и очень весело!

Пересказ по плану

Младшего школьника стоит обучать пересказу уже без картинок и подсказок. Главная задача — научить ребёнка анализировать текст. Для этого составьте список вопросов, которые помогут разобрать любой сюжет.

О ком этот текст?

С чего началась история?

Что сделал главный герой?

Что произошло потом?

Кто участвовал в сюжете вместе с ним?

Какова роль других героев, что они делали?

Предложите ребёнку записать ответы на вопросы. Обязательно спросите, понравился ли ему текст, что его больше всего впечатлило, что запомнилось лучше.

Если школьнику сложно сразу составить план всего рассказа, анализируйте каждый абзац или смысловой фрагмент отдельно, пересказывая его в нескольких словах и записывая эти фразы или подчёркивая важные моменты карандашом прямо в книге.

Когда план будет готов, попросите ребёнка пересказать историю, основываясь на своих записях. Помогите ему подобрать слова для смысловых связок: «сначала…, а потом», «из-за этого», «после чего», «а в это время» и прочие. Следите, чтобы ребёнок не зубрил текст, не говорил теми же фразами — чаще всего это означает, что он не уловил смысл, а просто запомнил слова. Предложите сказать по-другому, назвать что-то иначе, подобрать своё слово.

Пересказ по памяти

Если школьник освоил пересказ по плану, можно переходить к самому сложному заданию — пересказу по памяти. Для начала можно отказаться от записей, но разрешить ребёнку подглядывать в книгу. Затем, когда у него будет хорошо получаться, предложите закрыть книгу и пересказать своими словами. Обязательно подбадривайте ребёнка, можете поправить, если он сбился, но не рассказывайте за него.

Когда ваш малыш подрастёт и пойдёт в школу, ему необходимо будет научиться хорошо читать и грамотно пересказывать прочитанное. Можно и нужно облегчить ребёнку эту задачу. Как? Начните заниматься развитием навыка пересказа уже в дошкольные годы.

Почему важно научить ребёнка правильному пересказу

Прежде всего важно понять, что хорошая память ещё не гарантирует способность ребёнка успешно справляться с пересказом прослушанного или прочитанного самостоятельно текста. От малыша требуется не дословное воспроизведение, как при заучивании наизусть, а осмысленный, самостоятельный рассказ, творческая интерпретация повествования автора. Конечно, при этом необходимо следовать сюжету, верно называть и описывать главных героев, не путаться в последовательности и мотивах их поступков.

Согласитесь, чтобы познакомиться с текстом, понять его и суметь, не отходя от сути повествования, рассказать о прочитанном/услышанном своими словами, одной лишь памяти недостаточно.

  • Внимание;
  • логика;
  • абстрактное мышление;
  • способность анализировать и делать верные выводы, -

задействуются все важные составляющие интеллекта, а значит, по способности ребёнка пересказывать можно многое сказать об уровне его интеллектуального развития.

Подробнее о пользе пересказа для детей дошкольного возраста вы можете прочитать в статье « ».

Ну а теперь, разобравшись, ЗАЧЕМ учить ребёнка пересказу, давайте разберёмся, КАК это делать действительно эффективно.

Осваивать пересказ прежде, чем ребёнок овладеет связной речью, - занятие бессмысленное. Если малыш всё ещё неумело собирает отдельные слова в полноценные предложения, если словарный запас его беден и однообразен, сосредоточьтесь на развитии речи, предлагая карапузу по возрасту и навыкам. А вот если кроха не все звуки произносит чётко, но при этом говорит много и по делу, пересказ поможет вам автоматизировать непослушные согласные, с которыми у дошкольников дружба частенько случается не сразу и не просто.

Тщательно выбирайте первые тексты для пересказа с дошкольниками, ориентируясь на перечень требований:

  • Небольшой объём. Начинать можно с трёх простых предложений, постепенно наращивая их количество и размер.
  • Язык изложения соответствует возрасту ребёнка. Наличие новых слов допускается и даже приветствуется, но в ограниченном количестве и с обязательным понятным объяснением на стадии обсуждения текста для пересказа.
  • Увлекательный сюжет . Текст должен увлечь ребёнка - тогда в процесс активно вовлекаются непроизвольные внимание и память.
  • Прослеживается чёткая последовательность действий. В первых текстах для пересказа важно, чтобы ребёнок видел хронологию событий.
  • Наличие иллюстраций . Картинки, сопровождающие повествование, служат своеобразными «маячками», которые помогут малышу восстановить текст по памяти.

Перед тем как читать текст, объясните ребёнку, какое задание ему предстоит выполнить. Расскажите, что значит «пересказать своими словами». В качестве примера можно изложить любимую сказку малыша. Важно подчеркнуть, что сейчас от карапуза требуется спокойно и внимательно послушать, что вы ему прочитаете. Читайте выразительно, не торопясь, но не останавливаясь для объяснения отдельных моментов. Интонацией подчёркивайте места, содержащие «маячки» - фразы или отдельные слова, на которые надо обратить особое внимание.

Совет 4. Разбор текста - важный этап успешного пересказа

После первого чтения важно вдумчиво разобрать текст, убедиться, что его смысл понятен ребёнку, объяснить непонятные сюжетные линии или отдельные трудные для малыша слова. Рассмотрите и обсудите картинки. Задайте вопросы, которые помогут выяснить, что усвоил малыш из прочитанного, что он запомнил, а где путается.

Основные вопросы выглядят следующим образом:

  • Что делает?
  • Когда?
  • Почему?

Если потребуется, прочтите ещё раз те моменты, которые требуют разъяснения. Детям постарше на этом этапе можно и нужно задавать не только простые вопросы, прямые ответы на которые содержатся в повествовании, но и такие, которые потребуют от ребёнка усилия мысли, анализа поступков героев, поиска их мотивов.

После того как ответы на все вопросы будут получены, прочтите текст ещё раз. Теперь читайте без акцентирования на «маячках». Ровно, но выразительно.

Возможно, пересказывать грамотно у ребёнка получится не сразу. Ваша задача - направлять, помогать ему овладеть этим важным навыком, но не выполнять всю работу за него. Перескажите совместно с малышом, дополняя и уточняя его ответы, а затем попросите его пересказать весь текст самостоятельно. Но не торопите карапуза. Дайте ему достаточно времени, чтобы упорядочить мысли и собрать их в понятное, грамотное, лексически и хронологически выдержанное повествование. И, без сомнений, ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Подведём итоги:

  1. Пересказ - важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Он приучает малыша внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.
  2. Важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Пусть в первом тексте для пересказа будет всего три предложения. Когда малыш будет справляться с таким заданием на отлично, выбирайте более сложные повествования. Но не форсируйте событий.
  3. Мало прочитать текст для пересказа. Необходимо провести беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в дошкольнике навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.

Друзья, занимайтесь развитием ребёнка с пользой и удовольствием. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

 


Читайте:



Срок ремонта по гарантии

Срок ремонта по гарантии

Поломка нового телефона - случай неприятный, но с данной техникой не редкий. Возникает актуальный вопрос, что делать в такой ситуации. Особенно...

Статистический контроль процессов

Статистический контроль процессов

Статистический контроль качества (понятие из японского стандарта) – это применение статистических принципов, методов и приемов на всех стадиях...

Вниз по волшебной реке Успенский вниз по волшебной реке краткое содержание

Вниз по волшебной реке Успенский вниз по волшебной реке краткое содержание

Там на неведомых дорожках. Если вы не так уж боитесь Кащея,Или Бармалея и Бабу-Ягу,Приходите в гости к нам поскорее,Там, где зеленый дуб на...

Менеджер по персоналу: должностная инструкция, требования и обязанности

Менеджер по персоналу: должностная инструкция, требования и обязанности

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции менеджера по персоналу, образец 2019/2020 года. На данную должность может быть...

feed-image RSS