Разделы сайта
Выбор редакции:
- Внешняя и внутренняя мотивация: определение, особенности формирования и факторы Мотивирующие факторы
- Глава III Устройство современных дирижаблей и их данные Дирижабли в наше время
- Создание спецификаций Что такое спецификация номенклатуры в 1с
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки
- И что делать, если вы уже на прицеле у инспектора
- Презентация на тему "день земли"
- Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников
- Законодательная база российской федерации
- Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии
- Реквизиты ооо Банковские реквизиты ООО
Реклама
Малое инновационное предприятие на базе вуза: от идеи к бизнесу. Создание малого инновационного предприятия Комплект документов для регистрации малого инновационного предприятия |
У Т В Е Р Ж Д А Ю Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ___________________ М. А. Эскиндаров «_____» _____________________ 2011 г. Регламент создания малых инновационных предприятий при участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в рамках реализации Федерального Закона №217-ФЗ от 2 августа 2009 г.
1.Общие положения 3 2.Основные понятия и определения 5 3.КОММЕРЦИАЛИЗАЦИя рид Финансового университета 7 4.Общие принципы создания хозяйственных обществ 10 5.Порядок создания хозяйственных обществ 13 6.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПОСТАНОВКА РИД НА БАЛАНС 16 7.Приложения 21 7.1.Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета 21 7.2.Шаблон Письма-Заявки о создании хозяйственного общества 22 Лист согласования 23
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА «___» ___________ 201_ №___________ О создании малого инновационного предприятия ООО «_________________»
Просим Вас рассмотреть проект коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) путем создания малого инновационного предприятия ООО «_______________». Данное предприятие будет создано в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. с участниками в лице Финансового университета (доля ____%) и ________________________ (доля ____%). ООО «____________» предполагается использовать для реализации следующих перспективных коммерческих проектов в интересах Финансового университета:______________________________________________________. В уставный капитал создаваемого малого инновационного предприятия (размер – _________ рублей) в качестве РИД Университета предлагается внести ___________________________________________________________. На основании изложенного прошу Вас рассмотреть вопрос о практической реализации проекта создания малого инновационного предприятия ООО «_______________». С уважением, Инициатор Приложения: 1. Описание РИД планируемого к реализации посредством создания МИП 2. Бизнес-плана создания и развития МИП Лист согласованияСОГЛАСОВАНО: Начальник управления инновационного развития Н. В. Кузнецов Заместитель проректора по научному и инновационному развитию Н. М. Абдикеев Начальник правового управления В. А. Мирошникова Проректор по научному и инновационному развитию С. Н. Сильвестров 24.02.2015
Авторы: Коммерциализация научных разработок – это важная и непростая задача. Сегодня университеты могут успешно ее решать путем создания малых инновационных предприятий. Что необходимо сделать на стадии НИОКР и формировании инновационного проекта? Где найти необходимый объем финансирования? Как создать успешное инновационное предприятие? Что необходимо для его развития? В этой статье мы поделимся успешным опытом работы научно-инновационных подразделений университетского комплекса БГТУ им. В.Г. Шухова, результатом которого стало создание около 100 малых инновационных предприятий. Последовательность необходимых действий показаны в виде цепочки шагов, которые необходимо осуществить для успешной коммерциализации Вашей идеи. На сегодняшний день большинство ВУЗов обладают огромным научным и техническим потенциалом. Научные школы, уникальное оборудование и финансовая поддержка со стороны государства в форме грантов и конкурсов по различным приоритетным направлениям позволяют успешно проводить исследования в фундаментальных и прикладных областях наук. Однако изначально ученый-инноватор должен быть нацелен не только на достижение научно-технического результата, но и на получение дохода от результатов своей интеллектуальной деятельности. Задача университета – создать среду, в том числе коллективы и подразделения, которые помогут достигнуть цели – найти потенциального заказчика, выйти на использование разработки, найти в бизнесе проблемы и донести их до ученого. Таким образом, ключевым фактором коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), создаваемых в университетах, является создание эффективной инфраструктуры и благоприятного инновационного климата. (Рис.1.) Опыт создания малых инновационных предприятий с участием БГТУ им. В.Г. Шухова позволяет утверждать, что на каждом из шагов движения инноватора большую роль играет эффективность инновационной инфраструктуры университета, взаимодействие всех его структурных подразделений с одной целью – поддержать инноватора: обеспечить всей необходимой информацией о возможном финансировании, оказать помощь в выявлении и правовой охране полученных результатов, оформлении и «запуске» малого инновационного предприятия. Важным компонентом также является сотрудничество с представителями реального сектора экономики региона. Это позволяет: Научно-исследовательская работа
Выявление результатов интеллектуальной деятельности
Патентные исследования регламентируются ГОСТ Р15.011-96. Основными задачами патентных исследований являются: Критерии, определяющие возможность правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности, регламентируются Положениями Гражданского кодекса (ГК) РФ ч. 4. На первом этапе анализа информации, полученной в ходе патентно - маркетинговых и научных исследований, для выявленных результатов интеллектуальной деятельности целесообразно вводить режим коммерческой тайны (ноу-хау). Такой выбор охраны оправдан тем, что на ранней стадии проекта недостаточно изучен потенциальный рынок инновационной разработки, часть выявленных РИД нуждаются в доработке. В случае принятия решения о патентовании или государственной регистрации того или иного РИД необходима процедура подготовки и подачи заявки в соответствующее патентное ведомство, экспертиза, оплата пошлин, что является весьма трудоемким и затратным во времени процессом. Правовая охрана в качестве ноу-хау позволит избежать преждевременного раскрытия информации и потери конкурентного преимущества на ранней стадии инновационного проекта. Регулируют отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004. № 98-ФЗ; Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Перечень сведений конфиденциального характера». Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
Региональная процедура , в соответствии с которой зарубежное патентование осуществляется посредством подачи заявки в региональное патентное ведомство. К числу таких региональных договоров относятся Европейская и Евразийская патентные конвенции, а также Соглашение о создании африканской организации интеллектуальной собственности (франкоязычные страны) и Соглашение о создании африканской региональной организации по охране промышленной собственности (англоязычные страны). Международная процедура , которая оправдывает себя при заинтересованности заявителя в охране своего изобретения на территории максимально возможного числа государств, в том числе на территории государств, не являющихся участниками какой-либо региональной конвенции или соглашения. В области изобретений и полезных моделей к числу международных договоров относится Договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty, PCT). Выбор процедуры патентования должен быть выполнен с учетом требования ГК РФ ч.4 (ст. 1395), который обязывает подать первую заявку на выдачу патента в Федеральную службу по интеллектуальной собственности РФ или в случае, например, патентования по процедуре РСТ обязательно в перечне стран указать Российскую Федерацию. Схема закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств представлена на Рис. 6. 01.10.2014 вступает в силу Федеральный закон N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Государственный учёт
Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2014. С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 “О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”. Согласно его Положениям, обязательной регистрации подлежат: Преимущества государственного учета представлены на схеме (Рис. 7). Учет осуществляется в онлайн-режиме на сайте ЕГИСУ НИОКР. Создание на базе ВУЗа малого инновационного предприятия (МИП) – один из эффективных вариантов введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных университетом. Получение прибыли осуществляется путем собственного производства и монопольного выпуска продукции, имеющей охранный документ (IT-технологии, мелкосерийное производство), или путем продажи лицензий. В случае масштабной разработки на этом этапе возможно создание прототипа или пилотного варианта технологии для поиска дальнейшего инвестирования проекта. Создание МИП имеет ряд положительных аспектов как для университета и инноватора, так и для экономики региона и страны в целом. Преимущества создания малого инновационного предприятия с участием ВУЗа приведены на схеме (Рис. 8).
К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, удовлетворяющие следующим условиям: В целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его создании включаются следующие расходы: Не включаются в сумму фактических вложений: Этап 2. Проведение оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставной капитал хозяйственного общества или партнёрства.
Этап 3. Определение организационно- правовой формы и создаваемого предприятия
Выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества (партнерства), а также подготовка учредительных документов по созданию хозяйственного общества (партнерства) для целей практического применения (внедрения) РИД осуществляется единолично учреждением или совместно с соучредителем (ями) хозяйственного общества. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Таким образом, с учетом действующих редакций Федеральных законов от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" можно сделать вывод, что ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность участия бюджетных и автономных образовательных организаций в учреждении следующих форм коммерческих организаций: Доля вуза в уставном капитале создаваемого предприятия никак не регулируется. Рекомендуем долю вуза в уставном капитале общества оставлять на уровне 10-30%. Здесь действует принцип – если есть инвестор или высокая заинтересованность авторов РИД в развитии общества – доля меньше. Сложившаяся практика показывает, что создаваемые в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» хозяйственные общества в целом соответствуют требованиям, предъявляемым инновационным бизнесом, но не свободны от недостатков, затрудняющих их использование в инновационных бизнес-проектах. Именно эти ограничения затрудняют возможность стадийного финансирования инновационного бизнеса, возможность гибкой защиты интересов инвесторов и правообладателей на различных стадиях коммерциализации продуктов. Форма хозяйственных партнерств является наиболее гибкой и удобной для проведения процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Хозяйственным партнерством в соответствии со ст.2. " признается созданная двумя или более лицами компания. Согласно Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах», это коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Форма хозяйственных партнерств является наиболее гибкой и удобной для проведения процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, поскольку предусматривает: Фактически хозяйственное партнерство дает возможность устанавливать удобные для конкретного инновационного бизнес-проекта правила, в том числе допускает возможность заключения соглашения об управлении партнерством не только всеми участниками партнерства, но также работниками, в первую очередь – авторами коммерциализуемых результатов интеллектуальной деятельности. В ряде случаев возможно непосредственное привлечение государственных институтов развития, частных инвесторов до создания малого предприятия. Получив поддержку в виде инвестиций, следует принимать окончательное решение об организационно-правовой форме МИПа. Этап 4. Решение о создании хозяйственного общества или партнерства. Определение долей в уставном капитале
Решение о создании хозяйственного общества принимается на собрании учредителей хозяйственного общества, на котором утверждается его устав. При наличии двух и более учредителей решение о создании хозяйственного общества оформляется протоколом общего собрания учредителей общества. В соответствии с п.4 ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства. Ранее для высших учебных заведений в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 августа 2009г. N 217-ФЗ (утратила силу с 1 сентября 2013 г.) были установлены ограничения по доле данного высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В настоящее время данные ограничения отменены - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит требований к долям учредителей, которые определяются по соглашению сторон. Этап 5. Регистрация в Федеральной Налоговой службе Этап 6. Уведомление Минобрнауки России Уведомление о создании хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должны быть направлены в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственных обществ (ХО) и хозяйственных партнерств (ХП). Организация работы по учету уведомлений возложена на Департамент науки и технологий Минобрнауки России и федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ). Учет уведомлений о создании ХО (ХП) предусматривает обязательную процедуру регистрации на сайте системы «Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы» и внесение сведений о ХО (ХП) в базу данных путем заполнения интерактивной анкеты. После проверки администратором системы данных о созданном ХО (ХП) соответствующая информация размещается в открытой базе данных на сайте системы, автоматически формируется уведомление, которое необходимо распечатать на бланке организации-учредителя ХО (ХП), подписать у руководителя организации и направить в Минобрнауки России по адресу: ул. Тверская, д. 11, г. Москва, ГСП-3, 125993. В случае изменения состава данных о внесенном в базу данных ХО (ХП), например, появления сведений о лицензионном договоре, изменении состава учредителей и др., зарегистрированный пользователь системы вносит в интерактивную анкету соответствующие сведения. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2014 № 43 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по учету уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств». В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Правительства Российской Федерации установлено, что ведение реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. Реестр подписывается Департаментом науки и техники и передается в органы контроля за уплатой страховых взносов (Пенсионный Фонд Российской федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации) в печатном виде и на электроном носителе. Постановление Правительства РФ от 04.03.2011 N 146 (ред. от 12.12.2013) "О ведении реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, и порядке его передачи в органы контроля за уплатой страховых взносов». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 117 «Об утверждении формы реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями». Этап 7. Заключение лицензионного договора с созданным хозяйственным обществом (партнерством) Закон N 273-ФЗ не определяет вид лицензионного договора, поэтому согласно ГК РФ лицензия может быть простая (неисключительная) и исключительная. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности – вуз (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне – хозяйственному обществу или хозяйственному партнерству (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК, заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Такой нормативный подход является разумной гарантией сохранения интеллектуальной собственности за ВУЗами. Страховые взносы
Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов. «П. 4 для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.» Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 4 Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов (Таблица 2). Указанные в пункте 4 Закона плательщики страховых взносов применяют указанные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий: Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников: Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения для микропредприятия - 60 млн руб., для малых - 400 млн руб., средних - 1000 млн руб.). Предприятия, соответствующие установленным в Законе критериям, вправе рассчитывать на участие в государственных программах поддержки малых и средних предприятий, получении льгот, а также специализированных услуг. Так, в Белгородской области действует фонд поддержки малых малого и среднего предпринимательства, в котором более 30 МИП БГТУ им. В.Г. Шухова получили на конкурсной основе, представив соответствующие бизнес-планы, финансовую поддержку в объеме до 0.5 млн рублей на развитие бизнеса. Возможные шаги по развитию предприятия.
Инструменты поддержки: целевые льготные займы на выполнение исследований и разработок, оказание консультационных услуг по всему спектру вопросов управления инновациями и развития компании. Основные условия финансового обеспечения проектов инновационных предприятий, реализуемых при поддержке научных учреждений государственных академий наук: отбор проектов осуществляется по результатам Конкурса. Сумма чистых активов Заявителя должна превышать сумму запрашиваемого займа. В случае, если сумма чистых активов Заявителя недостаточна, он может предложить Фонду предоставление дополнительного обеспечения исполнения обязательств. Размер займа - от 30 до 100 млн. рублей. Срок займа – до 60 месяцев. Погашение осуществляется в течение 37 – 60 месяцев. Заем сопровождается обязательным мониторингом целевого использования полученных средств и контролем хода реализации проекта НИОКР. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника)
– государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения. ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») – государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, созданный в июне 2006 г. Цель – формирование и развитие в РФ собственной венчурной индустрии. РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК» - 13 (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции). Приоритетными направлениями деятельности компании выступают: Открытое акционерное общество «РОСНАНО»
выступает как соинвестор проектов по созданию новых или расширению существующих предприятий, выпускающих продукцию с применением нанотехнологий. Основная форма инвестирования РОСНАНО - вклад в уставный капитал проектной компании. Условия применения данного финансового инструмента: Дополнительные формы финансирования проектов - займы проектным компаниям и поручительства по обязательствам проектных компаний перед третьими лицами. Данные формы финансирования применяются в исключительных случаях, при этом заём является приоритетной формой финансирования по отношению к поручительству. Не допускается одновременное предоставление займа и поручительства в рамках финансирования одного проекта. Инновационный центр «Сколково»
призван создать устойчивую саморазвивающуюся экосистему высокотехнологических инноваций в России. Участники инновационного центра «Сколково» - это компании, предложившие новые пути решения важнейших научных, социальных и экономических проблем в ключевых сферах - кластерах: Возможности: Управление малыми инновационными предприятиями Оптимальное управление большим количеством МИПов осуществляется посредством создания Управляющей Компании. Таким образом, за счет объединения усилий университета и государства инноватор может с максимальной эффективностью осуществить коммерциализацию своей идеи (Рис. 12). В современной экономической и юридической литературе не рассматривается определение малого инновационного предприятия при вузе, т.к. данная область еще находится в стадии разработки. Широко используются такие термины как «малое инновационное предприятие», «предпринимательская деятельность вуза», «инновационный проект», «малое предпринимательство». Для целей практического применения представляется важным определить понятие «малое инновационное предприятие при вузе». Оно отражает сущность создания и деятельности разных видов МИП при вузах как инновационных проектов. Н.В. Атарщикова Атарщикова Н.В. Коммерционализация научно-технических разработок посредством малых инновационных предприятий при вузах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 5. указывает, что понятие «малое инновационное предприятие при вузе» является следующим этапом развития всех указанных терминов и предлагает определить иерархию терминологии. Так, понятие «малое инновационное предприятие при вузе» включает в себя следующие составляющие: малое предприятие, инновационный проект и предпринимательская деятельность вуза. Исходя из вышесказанного «малое инновационное предприятие при вузе» является таким предприятием, которое учреждается на базе высшего учебного учреждения с целью получения дохода и относится к категории малое предпринимательство по критериям, определенным федеральным законодательством. Нормы, регулирующие правоотношения по созданию малых инновационных предприятий при вузах (далее - МИП) для использования результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) вузами, по содержанию можно разделить на следующие виды: 1. общие нормы гражданского законодательства, закрепляющие Общие положения об исключительных правах; Правовое положение хозяйственных обществ; Порядок внесения прав на использование РИД в уставный капитал хозяйственных обществ; Правовое положение бюджетных учреждений; Проведение оценки интеллектуальных прав. 2. специальные нормы, устанавливающие особенности правового регулирования использования РИД вузами в процессе создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Специальные нормы содержатся в различных по юридической силе нормативно-правовых актах. Создание бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД предусмотрено г. N 217-ФЗ. В соответствии с этим законом бюджетные научные и образовательные учреждения могут создавать новые общества, но не могут входить в уже существующие. Отметим, что до этого федерального закона ВУЗы и НИИ не могли внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности. Важным является и тот факт, что по закону доходы от деятельности малых и средних инновационных предприятий могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений - на образование и науку. МИП при вузах могут создаваться в форме хозяйственных обществ. Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (п. 1 ст. 66 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Правовое положение акционерных обществ определяется Федеральным законом № 208-ФЗ от 26.12.95 г. «Об акционерных обществах» «Собрание законодательства РФ» 01.01.1996, N 1, ст. 1.. Порядок создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью закреплен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» «Собрание законодательства РФ» 16.02.1998, N 7, ст. 785.. Общий порядок формирования уставного капитала создаваемых хозяйственных обществ установлен ГК РФ. Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи. Вкладом участника общества могут быть также имущественные права, в частности право пользования имуществом (например, зданием) и иные права, имеющие денежную оценку. Объект интеллектуальной собственности не может быть вкладом в уставный капитал. В качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом. Денежная оценка вещей и имущественных прав, вносимых в уставный капитал, производится участниками общества по взаимному соглашению. Оценка неденежных вкладов утверждается единогласным решением общего собрания. Общий порядок оценки установлен Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499. Права на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) регулируются преимущественно нормами части четвертой ГК РФ, которая содержит раздел 7. «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Исключения из этого общего правила непосредственно указаны в части четвертой ГК РФ. В соответствии со статьей 1225 ГК РФ и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. На РИД признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в ряде случаев, предусмотренных ГК РФ, и личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие РИД. Исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Автором РИД признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (ст. 1228 ГК РФ). Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Не признаются авторами РИД граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Автору РИД принадлежит право авторства, а в ряде случаев и право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на РИД (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также может распоряжаться исключительным правом на РИД. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать РИД без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование РИД без согласия правообладателя является незаконным и влечет юридическую ответственность. Использование РИД другими лицами без его согласия допускается в ряде случаев и с сохранением за правообладателем права на вознаграждение. В статье 1229 ГК «Исключительное право» содержатся основные положения о правах правообладателя. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Доходы от совместного использования РИД распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Срок действия исключительных прав определен в статье 1230 ГК Российской Федерации. Исключительное право на РИД может быть передано автором другому лицу по лицензионному договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ). Лицензиат может использовать РИД только в пределах прав, которые прямо предусмотрены лицензионным договором. РИД, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются в соответствии со ст. ст. 1235 - 1237 ГК РФ. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на РИД. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается. Как правило, лицензионный договор заключается в письменной форме. Если РИД подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, то и предоставление права использования такого результата также подлежит государственной регистрации. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим государственную регистрацию договоров о распоряжении исключительным правом на РИД, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Порядок государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. N 1020. "Собрание законодательства РФ", 12.01.2009, N 2, ст. 225. ГК РФ предусматривает два вида лицензионных договоров: 1. Простая (неисключительная) лицензия (предоставление лицензиату права использования РИД с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам). 2. Исключительная лицензия (предоставление лицензиату права использования РИД без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам). Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). В Гражданском кодексе содержатся нормы об исполнении лицензионного договора. Так в соответствии со ст. 1237 ГК РФ, лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании РИД, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в договоре отсутствуют условия о сроке и порядке представления отчетов, лицензиат обязан представлять такие отчеты по требованию лицензиара. В течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленных прав на использование РИД. В случае, если использование РИД выходит за пределы предоставленных прав, это влечет ответственность за нарушение исключительного права на РИД. К договорам о распоряжении исключительным правом на РИД, в том числе и к лицензионным договорам, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307-419 ГК РФ) и о договоре (статьи 420-453 ГК РФ), поскольку иное не установлено правилами раздела 7 ГК РФ. Для обеспечения реализации права на создание хозяйственных обществ Законом 217-ФЗ первоначально были внесены изменения в следующие законодательные акты РФ: 1. В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». 2. В Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». 3. В Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». 4. В Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». "Собрание законодательства РФ" 1996, N 35, ст. 4135. 5. В Федеральный закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон «Об автономных учреждениях». 6. В Гражданский кодекс РФ. Принятие Закона № 217-ФЗ потребовало внесения изменений в ГК РФ в части регулирования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены изменения в ГК РФ, которые направлены на устранение препятствий для использования бюджетными учреждениями РИД "Собрание законодательства РФ", 10.05.2010, N 19, ст. 2291.. Пункт 1 статьи 296 ГК РФ изложен в новой редакции: «1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества». Статья 298 ГК РФ также изложена в новой редакции, предусматривающей, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. В целях реализации Закона N 217-ФЗ Министерством образования и науки РФ были разработаны рекомендации, содержащие специальные нормы, закрепившие механизм создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ N ВМ-788/04 от 07 августа 2009 г. «О реализации федерального закона от 2 августа 2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». 2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВМ-790/04 от 07 августа 2009 г. «О реализации федерального закона от 2 августа 2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации N 20-1834 от 3 декабря 2009г. «О применении (внедрении) бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования результатов интеллектуальной деятельности» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Методические рекомендации). Методические рекомендации направлены на реализацию единого организационно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, при создании хозяйственных обществ в целях применения (внедрения) РИД и устанавливают порядок: Проведения инвентаризации РИД, созданных в учреждении при выполнении государственных контрактов, договоров, за счет собственных средств, а также приобретенных у третьих лиц по договорам об отчуждении исключительных прав; Определения перечня РИД, включая оценку охраноспособности, для практического применения в создаваемом учреждением хозяйственном обществе; Внесения изменений в устав вуза, планирующего создание хозяйственного общества; Оформления исключительных прав вуза на РИД; Постановки объектов нематериальных активов на бюджетный учет; Денежной оценки права использования исключительных прав на РИД; Выбора организационно-правовой формы, определения места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества и подготовки учредительных документов по созданию хозяйственного общества для целей практического применения (внедрения) РИД; Государственной регистрации хозяйственного общества и уведомления Министерства образования и науки Российской Федерации о его создании; Формирования уставного капитала создаваемого хозяйственного общества; Расходования прибыли (дивидендов), полученных от деятельности хозяйственного общества. Механизм создания хозяйственных обществ и учета РИД, созданный указанным законодательством, будет рассмотрен далее. С 80-х годов прошлого века в России стали появляться малые предприятия с проектами-инновациями. Их создание обеспечивает развитие новаторских проектов и способствует стабильному развитию экономической сферы. В тяжелое десятилетие 90-х снижение бюджетной поддержки и инвестиционных вложений привели к сокращению научных проектов. Сегодня малый бизнес набирает обороты, но сохраняет нестабильность. Его прибыльность стала значительно меньше, так как сократились инвестиционные вложения. В вузах Центрального федерального округа в настоящее время отмечается активизация. Лидирует Белгородская область, а также учебные заведения Черноземья: Воронежской и Тамбовской областей. Создание малых предприятий на базе образовательных учреждений расширяет возможности научного сообщества, позволяя увеличить спектр платных услуг, создавать рабочие места, повышать конкурентоспособность участия в государственных программах. С юридической точки зрения создание малого инновационного предприятия ничем не отличается от создания любых других коммерческих компаний - торговых, посреднических, производственных и т.д. Предпринимателю, пожелавшему создать малое инновационное предприятие, надлежит подготовить устав предприятия и, если он является не единственным владельцем создаваемой компании, учредительный договор. Подготовленные документы надлежит сдать в налоговую инспекцию, заплатив соответствующую пошлину и сформировав уставный капитал. Если у предпринимателя нет достаточно времени или желания самому заниматься подготовкой документов, то он может обратиться в юридическую фирму, занимающуюся подготовкой документов к регистрации и собственно регистрацией в налоговых и других государственных органах. Стоимость услуг таких организаций, как правило, приемлема для предпринимателя, открывающего свой бизнес. Любое коммерческое предприятие, в том числе и инновационная компания, с момента своего возникновения должно вести хозяйственную деятельность, приносящую доход, достаточный для того, чтобы как минимум покрывать расходы на организацию бухгалтерского учета на предприятии, содержание офиса (если он есть), заработную плату наемному персоналу (если он есть), оплату телефонных счетов, расходов на Интернет и т.п. В отличие от бизнеса, связанного с производством традиционных изделий или продажей готового продукта, предпринимателю, занимающемуся НИОКР, сначала надо продукт создать - изобрести, изготовить опытный образец, испытать его, сертифицировать, а уже потом начинать его серийное производство и продажу на рынке. Конечно, последнее справедливо только в том случае, если предприниматель вообще собирается заниматься производством разработанной им продукции, а не продавать патенты на изготовление созданного им нового продукта или на тиражирование разработанной им новой услуги. Во всех случаях предпринимателю, решившему заниматься инновациями, необходимо понимать, что у него должны быть средства на поддержание деятельности компании до начала продаж вновь созданной услуги или продукта на рынке. Помимо средств на финансирование НИОКР по созданию новой продукции или услуги у такого предпринимателя обязательно должен быть резерв на покрытие незапланированных убытков: затягивание сроков НИОКР, аварийные ситуации, неполучение необходимого результата и т.п. (см. главу 9). Таким образом, либо предприниматель, занятый инновациями, должен иметь другой бизнес, доходы от которого он может использовать на финансирование НИОКР в своей инновационной компании. Либо у такого предпринимателя должен быть запас средств, достаточный, чтобы оплатить все будущие расходы на НИОКР и коммерциализацию их результатов. Либо он должен выиграть грант на финансирование НИОКР своей компании. Отметим, что заниматься каким-либо традиционным бизнесом и финансировать из него первоначальный этап создания инновационной компании целесообразно только в том случае, если в бизнесе работают как минимум два партнера. Один из партнеров основное время должен уделять поддержанию традиционного бизнеса, приносящего прибыль в настоящее время, а второй - концентрироваться на разработке и освоении инновационного продукта. Причем партнеры по бизнесу должны ставить целью «раскрутку» именно инновационной компании. В настоящее время в России создаются финансовые институты, позволяющие профинансировать начало инновационного бизнеса из средств, выделяемых в качестве грантов, и целевого финансирования НИОКР в малых компаниях. Однако система финансирования инновационных проектов в стране только складывается, и реально финансируются по такой системе пока немногие проекты. Поэтому при планировании бизнеса малого инновационного предприятия лучше рассчитывать на то, что первоначальный этап создания такой компании будет реализован предпринимателем за свой счет. Перспективу получения внешнего финансирования следует рассматривать как «дополнительный бонус», улучшающий финансовое состояние компании. В российском законодательстве предусмотрены некоторые льготы для инновационных предприятий. В настоящее время на поддержку инновационных компаний направлены следующие документы: Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., предусматривающий создание Фонда поддержки малого предпринимательства; постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г.; Налоговый кодекс РФ, ч. II (2000), предусматривающий некоторые налоговые льготы при финансировании инновационной деятельности организаций. Кроме того, в некоторых субъектах Федерации на местном уровне принимаются документы, ориентированные на создание благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства в регионе. К регионам России, где наиболее разработано местное законодательство, поддерживающее региональный инновационный процесс, можно отнести Москву, Санкт- Петербург и Екатеринбург. Важным аспектом любого бизнеса, а тем более инновационного, является маркетинг. Для инновационных компаний, ориентирующихся на создание конкретных товаров и услуг для рынка, правильно организованные маркетинговые исследования приобретают первостепенное значение. Вообще говоря, в рыночной экономике умение продать свой продукт и знание рынка зачастую имеют большую ценность, чем хорошо выполненое научное исследование. В практике известны случаи, когда результаты перспективной научной работы не попадали на рынок, а более слабая разработка начинала тиражироваться в массовом масштабе, принося значительную прибыль ее создателям. Секрет прост - продвижением такой разработки занималась более квалифицированная менеджерская команда, хорошо знающая рынок и способная договориться с инвестором. Поскольку маркетинговые исследования должны быть выполнены предпринимателем при открытии инновационной компании, а рыночная стоимость таких услуг весьма существенна, то вопрос об их проведении зачастую становится «камнем преткновения» в создании малого предприятия. Если бюджет предпринимателя не позволяет провести необходимые исследования в полном объеме, то можно воспользоваться приемами так называемого «партизанского маркетинга», чтобы получить более или менее достоверные данные о рынке. Как правило, точность таких прогнозов - порядка 50-70%, что вполне приемлемо для стадии инициации нового инновационного проекта. Второй способ снижения первоначальных издержек на маркетинг - принять на работу в инновационную компанию специалиста по маркетингу. Этот специалист должен быть хорошо знаком с практикой маркетинговых исследований для оценки рыночной привлекательности инновационной идеи и организовать их проведение в компании в необходимом объеме. Кроме того, предприниматель, создающий новое инновационное предприятие, может получить необходимую помощь по проведению маркетинговых исследований в бизнес-инкубаторе. После того как необходимые сведения о рынке будут получены, можно приблизительно спрогнозировать объем будущего производства и стоимость продукции (услуги). Предпринимателю надлежит тщательным образом спланировать экономику будущего бизнеса, т.е. составить бизнес-план. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Глава III Устройство современных дирижаблей и их данные Дирижабли в наше время
- Создание спецификаций Что такое спецификация номенклатуры в 1с
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки
- И что делать, если вы уже на прицеле у инспектора
- Презентация на тему "день земли"
- Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников
- Законодательная база российской федерации
- Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии
- Реквизиты ооо Банковские реквизиты ООО
- Закон о садоводческих товариществах: что меняется и устоят ли дома