Разделы сайта
Выбор редакции:
- Внешняя и внутренняя мотивация: определение, особенности формирования и факторы Мотивирующие факторы
- Глава III Устройство современных дирижаблей и их данные Дирижабли в наше время
- Создание спецификаций Что такое спецификация номенклатуры в 1с
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки
- И что делать, если вы уже на прицеле у инспектора
- Презентация на тему "день земли"
- Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников
- Законодательная база российской федерации
- Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии
- Реквизиты ооо Банковские реквизиты ООО
Реклама
Предмет и объект науки и учебного курса "психология и этика делового общения". Рабочая программа "этика и психология делового общения" Председатель научно-методической комиссии |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29 (ГБОУ СПО ТСиТ № 29) учебной дисциплины специальность 100701«Коммерция (по отраслям)» Москва 2014 ОДОБРЕНА Цикловой комиссией Протокол №1 от __ августа 2014 г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)» Председатель цикловой _____________ Ю.П.Гурина Заместитель директора по научно-методической работе ___________ С.Л. Денисова Составитель: Гурина Ю.П. – преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29 СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЭтика и психология делового общения 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг. ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен Уметь : планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; использовать эффективные приемы управления конфликтами; Знать : цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; нормы и правила профессионального поведения и этикета; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; закономерности формирования и развития команды максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов; в том числе: практические занятия 22 часов; самостоятельной работы обучающегося 25 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: Работа над учебным материалом Подготовка докладов, сообщений Сбор информации Решение ситуационных задач Составление диалога Итоговая аттестация в форме зачёта 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Основные принципы и методы этики и психологии делового общения 8 Тема 1.1.Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общенияЭтика и психология делового общения коммерсанта: понятие, цели, задачи. Различные области наук, с которыми связана дисциплина этика и психология делового общения: общая психология, социальная, возрастная, педагогическая психология, психология труда экономическая психология, социология, менеджмент. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения. История развития науки». Тема 1.2.Психологические аспекты нравственности Содержание учебного материала Понятие морали, нравственности. Структура морали. Представления различных философов о нравственности. Значение норм морали в современном обществе. История появления и развития этикета. Нормы современного этикета. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Психологические аспекты нравственности». Раздел 2. Психологические закономерности делового общения 4 Тема 2.1.Общение как вид деятельностиСодержание учебного материала Общение и коммуникация, общение как деятельность и как взаимодействие, роль восприятия в процессе общения, понимание в процессе общения, виды общения, вербальное и невербальное общение. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме «Общение как вид деятельности». Раздел 3. Этикет и культура делового человека 22 Тема 3.1.Имидж делового человекаСодержание учебного материала Этическая и эстетическая культура, правила формирования имиджа коммерсанта. Культура одежды коммерсанта, визитные карточки в деловой жизни, поведение за столом, интерьер рабочего помещения, сувениры и подарки в деловой сфере. Практическое занятие№1 Создать образ коммерсанта в командах. Обсудить полученные образы. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Имидж коммерсанта». Прийти на следующее занятие в образе коммерсанта (одежда, аксессуары). Быть готовым защитить созданный образ. Тема 3.2. Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения Содержание учебного материала Культура устной речи, невербальные знаки общения, невербальный этикет, понятие о ведущей модальности. Правила ведения деловых переговоров. Правила ведения делового телефонного разговора. Правила ведения деловой переписки. Практическое занятие №2 Пообщаться между собой в парах используя правила делового этикета. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения». Раздел 4. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении 17 Тема 4.1. Индивидуальные особенности личности Содержание учебного материала Понятия характер и воля, темперамент и его виды, эмоции и чувства, способности как важное условие успешной профессиональной деятельности. Характеристика лидерских качеств, типажи лидеров. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Индивидуальные особенности личности коммерсанта». Тема 4.2. Коммуникативный потенциал личности Содержание учебного материала Сущность и значение коммуникативного потенциала личности, значение самооценки для его развитии основы трансактного анализа, методы преодоления затруднений в общении. Практическое занятие №3 Выяснить значение правил поведения в общественных местах. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Коммуникативный потенциал личности коммерсанта». Написать и рассказать доклад. Тема 4.3. Конфликты в деловом общении Содержание учебного материала Конфликт и его структура, стратегия и правила поведения в конфликтных ситуациях, эмоциональное реагирование в конфликтных ситуациях. Практические занятия №4 Тренировка адекватного реагирования на конфликтные ситуации. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Конфликты в деловом общении». Раздел 5. Психологические приемы влияния на партнера 24 Тема 5.1. Психологические приемы влияния на партнера Содержание учебного материала Приемы вляния на партнера, основные методы аргументации, основные техники, основные положения тактики аргументирования в коммрции. Способы убеждения, приемы аргументации, техника приувеличения, техника рассказа анекдота, случая к месту, техника изменения направления разговора. Практическое занятие №5 Тренировка техник аргументации, способов убеждения. Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу
Раздел 1 УМК Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный университет в г. Туапсе Кафедра «Экономики и управления» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАдисциплины «Этика делового общения» по направлению (специальности) 080502 «Экономика и управление на предприятии » Форма обучения очная Блок дисциплин ОПД. В 2 Туапсе2012Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана Филиала РГГМУ в г. Туапсе специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии природопользования» на кафедре «Экономики и управления».Составители рабочей программыСт. преподаватель _________________ (должность, ученое звание, степень) (подпись) () Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Экономики и управления» Протокол заседания № 1 от «31» г. Заведующий кафедрой(подпись) () Согласовано с научно-методической комиссией ученого советаПредседатель научно-методической комиссии(подпись) () 1. Цели и задачи , ее место в учебном процессе1.1.Цель и задачи дисциплины Дисциплина «Этика делового общения» является одной из дисциплин по выбору подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии природопользования». Этика продолжает теоретический курс психологии, охватывая моральную, нравственную и этическую стороны человеческого общения. Общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Дефицит общения или затруднения в общении становятся причиной стрессов, подавленности, гнева, обид, разочарования и нарушения . Человек постоянно общается с коллегами, друзьями, членами семьи, любимыми людьми. Речь, как составная часть общения – лучший паспорт человека. В настоящее время для успешного продвижения по служебной лестнице, эффективного взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами необходимо четко ориентироваться в вопросах психологии и этики делового общения со своими коллегами, подчиненными, начальством. Именно коммуникативные навыки необходимы для успехов в любом . Искусство делового общения, знание психологических особенностей, умелое использование диагностических и психолого-педагогических методов особенно необходимы тем специалистам, деятельность которых предполагает постоянные контакты. Цель дисциплины «Этика делового общения» состоит в формировании культуры межличностного взаимодействия в сфере деловых отношений, развитии умений и навыков самостоятельной организации процесса деловых переговоров, активизации творческого подхода в установлении деловых отношений. Формирование внутренне мотивации, приобретение умения использовать полученные знания для самопознания, саморазвития, личностного самосовершенствования в своей практической деятельности и разнообразных жизненных ситуациях. Основные задачи курса:
По степени интеграции учебного материала наиболее значимы такие дисциплины как «Психология и педагогика», «Социология». «Философия», «Менеджмент». 1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе Дисциплина «Этика делового общения» является одной из дисциплин по выбору студента подготовки по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии природопользования». «Этика делового общения» является дисциплиной, которая раскрывает основные понятия речевого воздействия, делает акцент на формирование межличностных аспектов и показывает методы и приемы нейтрализации манипулятивного влияния. В рыночных условиях очень важно уметь ориентироваться в деловой среде, особенно в той области, которая охватывает . Данный курс базируется на специфической основе контроля знаний студентов – рейтинговой системе, которая позволяет студентам плодотворно усваивать лекционный материал. В ходе проведения практических занятий студенты освещают основные вопросы, касающиеся этических норм и деятельности организации. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами В процессе изучения дисциплины "Этика делового общения" студентами актуализируются знания следующих дисциплин: «Психология и педагогика», «Русский язык и », «Философия», «Социология», «Документирование управленческой деятельности» и других. 1.4. Связь с последующими дисциплинами Знания, полученные при изучении дисциплины «Этика делового общения» обеспечивают основу для последующего более детального изучения таких курсов как «Менеджмент», «Управление персоналом» и др., позволяют приобрести практический опыт по специфическим вопросам ведения деловых переговоров. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста, студент, изучивший курс и выполнивший необходимый объем самостоятельной работы должен знать:
Психологические особенности формирования имиджа делового человека и современного предприятия. Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
Студент должен иметь представление о современных направлениях в области ведения деловых переговоров, формирования межличностных отношений в организации и основах решения сложных конфликтных ситуаций при осуществлении управленческой деятельности. Все выше перечисленные навыки и знания позволят будущим специалистам сформировать современное социально-экономическое мышление, овладеть всем разнообразием форм и методов установления деловых переговоров, быть эффективным в кризисных и экстремальных ситуациях. 3.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЕМЕСТРАМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 1РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ И ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО СЕМЕСТРАМ Таблица 2ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 34.1. Теоретический курс
Таблица 44.2. Практические (семинарские) занятия
* - Указываются периодичность и формы контроля. Модуль 1. Теоретические основы этики деловых отношений Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений Проведение дискуссии о взаимосвязи этики в широком смысле и деловой этики с учетом логической последовательности отдельных проблем. Анализ трудов американского социолога Л. Хосмера с изучением основных принципов этики деловых отношений. Развитие этической мысли. Историческое формирование основных направлений. Мыслители древности и Нового времени. Принципы международного бизнеса. Принципы деловых отношений: принципы «личности», принципы «профессионала», принципы «гражданина России» и принципы «гражданина Земли». Понятие и сущность закономерностей межличностных отношений. Закономерность искажения смысла информации. Закономерность психологической самозащиты. Этические проблемы деловых отношений. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Тема 2. Этика деятельности организации Защита и обсуждение докладов по следующим темам: Этические правила как основа стабильности и конкурентоспособности организации. Взаимосвязь Трудового Кодекса и Этического кодекса организации. Моральное сознание и практика. Виды морали на современном этапе. Способы повышения этического уровня организации. Понятие этической экспертизы и социальной ревизии. Назначение комитетов по этике и их роль в становлении этического поведения граждан. Методика решения спорных этических проблем в организациях. Понятие коллектив. Способы и этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Характерные черты «трудного руководителя». Основные причины их проявления. Проведение теста (приложение 1), охватывающего вопросы природы и сущности этики деловых отношений. Модуль 2. Общение как инструмент этики деловых отношений Тема 1. Деловое общение и управление им. Защита и обсуждение докладов по следующим темам: Виды коммуникативных барьеров. Сущность коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения. Общепринятые нравственные требования к общению, составляющие основу коммуникативной культуры. Особенности речевого поведения. Мимические коды эмоционального состояния. Влияние визуального контакта на исход переговоров. Культура делового письма. Этические нормы телефонного разговора. Методология системы управления деловым общением. Составление объявления об имеющейся вакансии и резюме. (Приложение 2) Деловая игра «Проведение собеседования» Тема 2. Манипуляции в общении Защита и обсуждение докладов по следующим темам: Организационно-процедурные манипуляции. Психологические манипуляции. Логические манипуляции. Правила нейтрализации манипуляций. Типы манипуляций переговорного процесса и способы противодействия им. Методика создания доверительных отношений. Сущность приемов «Я - утверждение», «Мы - высказывание», «Вы—подход». Основные проявления конфликтогенного поведения оппонента. Проведение теста (приложение 3), охватывающего понятия видов делового общения. Модуль 3. Правила и этикет деловых отношений Тема 1. Деловые приемы и их виды Тема 2. Приветствия и представления в деловой среде Защита и обсуждение докладов по следующим темам: Правила подготовки и проведения совещаний и . Этикет приветствий и представление. История появления визитной карточки. Понятие «дипломатический церемониал». Роль письменного делового общения в системе деловых отношений. Изготовление визитной карточки с использованием в международном протоколе обозначений, указывающих на повод вручения. Тема 3. Критика и ее этические аспекты Защита и обсуждение докладов по следующим темам: Понятие «антимотивация». Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций. Причины конфликтов в деятельности организации. Способы разрешения конфликтов. Методы преодоления конфликтных ситуаций. Нравственные нормы поведения людей в спорных ситуациях. Проведение теста (приложение 4), охватывающего вопросы ведения деловых переговоров. 4.3. Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены 4.4. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен Таблица 54.5. Самостоятельная работа студентов Программа самостоятельной работы студентов
5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература: Психология делового общения. М:ИНФРА-М,2007. . Этика бизнеса: Прошлое и настоящее. СПБ,2007. , Профессиональная этика и психология делового общения: – М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2010. - 304 с. , Этика деловых отношений: учебное пособие – М.: ФОРУМ, 2009. - 224 с. Дополнительная литература: Афанасьева и психология : учеб. пособие для студ. /, -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 224 с. Деятельность. Сознание. Личность /Алексей Николаевич Леонтьев-2-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2005. - 352 с. Ресурсы интернет25. ВНИИДАД. www.vniidad.ru Структура учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика делового общения» должна складываться в логической последовательности развернутого содержания процесса обучения в виде пошаговой подготовки и, освоения основных тем базовой программы курса. Тематика лекционных и практических занятий должна соответствовать темам, указанным в рабочей программе дисциплины. Литература должна соответствовать перечню, указанному в рабочей программе дисциплины. Объем материала по каждому виду работ определяется кафедрой. В начале материала по каждому виду работ приводится его цель. Далее излагаются основные положения темы программы, вопросы для обсуждения. Указываются средства, методы обучения, способы , применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно. Методические рекомендации студентам состоят из следующих требований: важно внимательно ознакомиться с кратким материала; изучить соответствующую литературу; внимательно изучить нормативную документацию, касательно норм составления и оформления официальной документации и пройти тест для самоподготовки. Для изучения дисциплины «Этика делового общения» студент может пользоваться достаточно обширными материалами, находящимися в электронной библиотеке филиала (папка «Этика д/о»), в студенческой библиотеке филиала, а также в . Кроме этого, в сети интернет также можно найти немало информации по соответствующей теме курса. Для краткого обзорного реферата, выполняемого в рамках самостоятельной работы, для подготовки к итоговому тесту данного материала достаточно. Для выполнения определенных видов делового письма студенту необходимо использовать табуляционную сетку основных реквизитов и формуляр – образец (папка ДОУ, раздел практика). Выполнение практических заданий потребует от студента наличия элементарных навыков работы с программой WORD и электронных таблиц Excel. 6. Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета. Для подготовки зачета необходимо изучить лекционный материал, решить тестовые задания, законспектировать ответы на вопросы по каждому разделу (модулю). Данный контроль знаний студентов осуществляется в соответствие с положением филиала РГГМУ в г. Туапсе «О модульной системе обучения», утвержденной ученым советом филиала 2007 г., протокол № 15. Вопросы к зачету по дисциплине «Этика делового общения»: Сущность и содержание этики деловых отношений. 2. Закономерности межличностных отношений. 3. Этика и социальная ответственность организаций. 4. Этические принципы и нормы в деловых отношениях. 5. Этика различных видов речевого воздействия в деловых отношениях. 6. Организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению заседаний. 7. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций. 8. Деловое общение и управление им. Виды делового общения. 9. Правила всех видов деловых отношений. 10. Манипуляции в общении. Их характеристика, правила и приемы. 11. Основы деловой риторики. 12. Особенности речевого поведения. 13. Основы невербального общения. 14. Кинесические особенности невербального общения. 15. Визуальный контакт. 16. Проксематические особенности невербального общения. 17. Дистанционное общение. 18. Культура делового письма. 19. Правила подготовки публичного выступления. 20. Правила проведения собеседования. 21. Правила подготовки и проведения служебных совещаний. 22. Поведение в общественных местах. 23. Этикет деловых приемов. 24. Особенности ведения переговоров с иностранными партнерами. 25. Понятие этического кодекса компании. Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия. Скачать:Предварительный просмотр:федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 2013 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Профессиональная этика и психология делового общения». 1.1. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения» Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы : Учебная дисциплина ОП.06 « Профессиональная этика и психология делового общения » входит в группу общепрофессиональных дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия. Задачи дисциплины:
уметь: Применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать : Основные правила профессиональной этики и приёмы делового общения в коллективе; Особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций. общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке): OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Специалист по документационному обеспечению управления должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке): ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций. ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации. ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя. ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения. ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела. ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу. ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения».
Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета : Посадочные места по количеству обучающихся; Рабочее место преподавателя; Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине Технические средства обучения : Компьютер с выходом в сеть Интернет; Видеопроектор; Презентации; Видеофильмы; Электронные пособия. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с. Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 64 с. Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с. Дополнительные источники: Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2008. Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011. Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009. Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008 Потёмкина. О. , Тесты для подростков» Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010. Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
«Южно-российский государственный университет экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС») Кавминводский институт сервиса (филиал) (КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС») «Психология и этика делового общения» Целью данного учебного пособия является структурированное описание практических занятий по дисциплине, необходимое для успешного овладения основными психологическими навыками в процессе её изучения. При помощи данного пособия автор ставит перед студентами задачу, используя различные психологические методики, а также необходимый теоретический материал, исследовать свою индивидуальность и выработать основные психологические умения. Данный курс опирается на знание студентами изученных ранее гуманитарных дисциплин: философии, общей психологии и педагогики, социологии. Подбор тем практических занятий осуществлен с учетом требований государственного образовательного стандарта и спецификой будущей профессиональной деятельности студентов. Темы практических занятий по дисциплине «Психология и этика делового общения» по дисциплине «Психология и этика делового общения». Занятие №1. Тема: Характеристика видов общения: формально - ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское. 1.Обсуждение теоретических вопросов по теме: Понятие общения как многопланового процесса. Виды общения, их характеристика. Этапы общения, их функции. Основные умения и качества, необходимые для общения. 2. Практические задания: - Дайте краткую характеристику, представленным в классификации видам общения. I . По цели общения: 1. «Контакт масок» -____________________________________________ 2. Примитивное общение- ________________________________________ 3. Формально-ролевое общение - __________________________________ 4. Деловое общение - ____________________________________________ 5. Межличностное (духовное) общение - ___________________________ 6. Манипулятивное общение - _____________________________________ 7. Светское общение- ____________________________________________ II. По средствам общения: 1. Вербальное -__________________________________________________ 2. Невербальное - ________________________________________________ III . В зависимости от различных признаков: 1. Контактное-дистантное- _______________________________________________________ 2. Непосредственное – опосредованное - ____________________________ 3. Устное-письменное - ___________________________________________ - Определите функции каждого из этапов общения: 1. Вхождение в контакт. 2. Фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработка темы. 4. Фаза поддержания внимания. 5. Фаза аргументации и убеждения, 6. Фаза фиксации результата. 7.Выход из контакта. 3. Упражнения: 1. Качества, важнейшие для делового общения - Эмпатия - умение видеть глазами других, понимать его так же, как они. - Доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей даже тогда, когда не одобряет их поступки, готовность поддерживать других. - Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с людьми. - Конкретность - умение говорить о своих конкретныx переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы. - Инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать. - Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую. - Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность. - Принятие чувства - умение выражать и готовность принимать свои чувства и эмоциональную экспрессию со стороны других. - Конфронтация - предполагает не запугать или покарать другого, а установить подлинные и искренние отношения. - Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, кок они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки. 1. Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6,в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе; если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо - 1, если данное качество полностью свойственно - 6. Самооценка проводится в течение 10 минут. 2. Общее задание: группа должна проранжировать10 качеств в зависимости от их важности и решить, какое из них - самое важное в межличностном общении. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть достижения согласия. По истечении 30 минут pабота группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена. 3. Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый, участник, руководствуясь этими правилами, в течение 1-2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Правила Совместных Поисков: 1. Говори о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы. 2. Учись доверять своим ощущениям: они более ценны, чем общие рассуждения. 3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других. 4. Рискуй: без риска останешься в плену уже известного. 5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться. Занятие №2. Тема: Коммуникативная компетентность и ее составляющие. 1.Обсуждение теоретических вопросов Предмет и объект науки и учебного курса «Психология и этика делового общения»Предмет науки и учебного курса «Психология и этика делового общения» представляет собой, прежде всего, содержание самого делового общения как реального явления общественной жизни. В каждом отдельном случае деловое общение партнеров представляет собой их взаимодействие по поводу осуществления в их интересах какого-либо дела. Для этого в обществе свободного предпринимательства возможностей немало. В процессе делового сотрудничества между партнерами складываются межличностные психологические, нравственные и иные отношения, характер которых во многом отражает их настроение и расположение друг к другу, что дает свой результат. В деловом общении, как и в деловом сотрудничестве людей в целом четко проявляются следующие три неразрывно связанные его стороны: восприятие партнерами друг друга, обмен информацией (коммуникация) и взаимодействие. Подробно об их содержании пойдет речь в соответствующих главах учебника, сейчас же отметим лишь следующее. Анализ восприятия партнерами друг друга предполагает учет их возраста, пола, особенностей характера, способностей, потребностей, интересов, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций и их духовной культуры в целом. Все это обусловливает мотивы поведения деловых партнеров в определенный момент времени при всей совокупности сложившихся обстоятельств. Необходимо учитывать и то, насколько часто они встречаются друг с другом, является ли их данная деловая встреча первой или одной из многих, насколько хорошо партнеры знают друг друга. Следует также учитывать возможность ошибок в восприятии партнерами друг друга и факторы, порождающие эти ошибки, для того, чтобы их учитывать и исправлять. Анализ другой стороны общения - коммуникации деловых партнеров путем передачи информации в процессе их вербального и невербального общения заключается в исследовании того, как лучше (более эффективно) говорить самому и слушать партнера. Исследованию подвергаются следующие вопросы:
При анализе коммуникативной стороны делового общения также решается проблема повышения эффективности слушания партнерами друг друга, что влечет снижение потерь информации в ходе беседы, усиливает психологическое побуждение партнеров к более глубокому осмыслению обсуждаемых проблем. Анализируются такие психологические способы слушания, как рефлексивное и нерефлексивное слушание, и такие его стили, как категоричный, рассудительный, сочувствующий, аналитический. Большое внимание уделяется изучению невербального общения деловых партнеров - несловесных форм общения, так называемого «языка тела» - мимики, жестов, контакта глаз, интонации голоса и т.д. Их роль в общении партнеров, в их взаимном влиянии друг на друга исключительно велика. Посредством невербальных средств передается информация о настроении партнеров, их готовности к общению, обсуждению проблем и дальнейшему сотрудничеству. Они активизируют, взбадривают партнеров, делают общение более динамичным, оживляют содержание речевого общения. Предметом анализа науки и учебного курса «Деловое общение» является взаимодействие партнеров, включающее такие вопросы, как соответствующие психические и нравственные качества партнеров, их деловая квалификация и занимаемое положение в организационной структуре взаимодействия, сила их интересов и волевых устремлений к достижению успеха. К предмету анализа данной научной и учебной дисциплины относятся и некоторые другие проблемы, в том числе деловое общение в рабочей группе, конфликты в деловом общении, стили поведения в конфликтных ситуациях и способы разрешения конфликтов. Обобщая изложенное выше, скажем, что к предмету исследования в рамках «Делового общения» как научной и учебной дисциплины относятся проблемы, которые составляют свойственное ей содержание с его особенностями. Необходимо учитывать, что деловое общение партнеров как реальное явление существует не само по себе, не изолированно от других явлений, в рамках которых оно возникает и осуществляется. Оно складывается и проявляется в контексте этих явлений, в прямых и обратных связях и взаимодействиях с ними. Поэтому при исследовании проблем делового общения приходится выходить за пределы его предмета, очерченного выше. Прежде всего, следует осмысливать связи делового общения с другими явлениями общественной жизни - экономическими, правовыми, психологическими, нравственными и т.д., во взаимодействии с которыми оно проявляется. В отдельных случаях необходимо учитывать влияние на содержание делового общения политической и идеологической конъюнктуры. В связи с этим приходится прибегать к использованию положений других наук, прежде всего общей психологии, психологии личности и межличностных отношений, а также положений этики как науки о морали и нравственности, теории коммуникации, менеджмента и т.д. Таким образом, объект исследований при анализе проблем дисциплины «Психология и этика делового общения» оказывается намного шире ее предмета. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Глава III Устройство современных дирижаблей и их данные Дирижабли в наше время
- Создание спецификаций Что такое спецификация номенклатуры в 1с
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки
- И что делать, если вы уже на прицеле у инспектора
- Презентация на тему "день земли"
- Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников
- Законодательная база российской федерации
- Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии
- Реквизиты ооо Банковские реквизиты ООО
- Закон о садоводческих товариществах: что меняется и устоят ли дома