Реклама

Главная - Услуги
Профессиональные стандарты: особенности внедрения и применения. Обучение по профессиональным стандартам Профессиональные стандарты курсы повышения квалификации

Внедрение профессиональных стандартов в организации - это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим. О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1-195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?

Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.

Мероприятия по внедрению профстандартов

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права?

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

Формирование системы профессиональных стандартов

  • Понятие профессионального стандарта
  • Принципы формирования, назначение и структура
  • Реестр профессиональных стандартов
  • Российская Национальная система уровней квалификации работников
  • Практика разработки профессиональных стандартов
  • Уровни квалификации в соответствии с профессиональными стандартами
  • Отличия и общие черты профессиональных стандартов и квалификационных справочников
  • Соотношение реестра профессиональных стандартов, ЕТКС и ЕКС
  • Понятие «квалификации работника», ее правовое значение, взаимосвязь с профессиональными стандартами
  • Характеристики и требования к квалификации работника в в профессиональном стандарте
  • Анализ структуры профстандартов
  • Смотрим и анализируем профессиональные стандарты «Специалист по управлению персоналом», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»

Правовое регулирование для внедрения профессиональных стандартов

  • Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  • Правила разработки и применения профессиональных стандартов утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 №23
  • Анализ требований законодательства, регламентирующего применение профессиональных стандартов в деятельности организации

Использование профессиональных стандартов в управлении персоналом

  • Связь кадровой политики, HR бизнес - процессов и профессиональных стандартов
  • Реализация изменений в области кадровой политики и HR бизнес - процессов
  • Кадровые процедуры, зависящие от принятых профессиональных стандартов
  • Должностная инструкция, модель компетенций, профиль должности, профессиограмма, описание работы и профессиональный стандарт – как совместить
  • Определение должностных обязанностей специалиста
  • Методика построения процедуры оценки квалификации работников и разработка критериев оценки эффективности работы сотрудников KPI на основе требований профессионального стандарта
  • Возможные изменения в системе оплаты труда работников.
  • Установление системы оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы
  • Установление стимулирующих выплат, соответствующих показателям эффективности

Методика внедрения профессиональных стандартов в организациях и учреждениях

  • Порядок и цели применения профессионального стандарта работодателем
  • Для каких организаций обязательно применение профстандарта?
  • Для чего профессиональные стандарты могут использоваться работодателями?
  • Задачи компании по подготовке и внедрению в корпоративную практику. Преимущества применения для частных организаций
  • Внедрение профессиональных стандартов на предприятии
  • Разработка алгоритма внедрения профессиональных стандартов
  • Применение профессиональных стандартов при формировании кадровой политики, при аттестации и оценке персонала
  • Влияние профессионального стандарта на оплату труда
  • Установление систем оплаты труда
  • Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов

Независимая оценка квалификаций

  • Федеральные Законы N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"». N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"». от 03.07.2016
  • Проверка на соответствие квалификации работника профстандарту при помощи независимой оценки
  • Как построена процедура независимой оценки? Права и обязанности работников и работодателей. Льготы и гарантии работникам, направляемым на независимую оценку квалификации. Центры оценки квалификации. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации

Организация обучения персонала в соответствии с требованиями профстандартов

  • Требования к образованию в профстандартах
  • Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
  • Организация повышения квалификации и дополнительного образования работников в соответствии с требованиями профстандартов
  • Изменения в области подбора и обучения персонала
  • Изменения в системе корпоративного обучения. Планирование и бюджетирование обучения. Формы и методы обучения
  • Организация обучения в случае несоответствия работника профстандарту. Возможности по взысканию с работника средств на повышение квалификации
  • Методы и критерии поиска и оценки профессиональных знаний кандидатов, их навыков, опыта, личностных качеств согласно требованиям профстандартов
  • Введение в должность и адаптация сотрудников
  • Использование профессиональных стандартов при организации обучения персонала
  • Особенности знаний и умений в зависимости от уровня квалификации
  • Определение и формулирование знаний и умений
  • Показатели уровня квалификации
  • Дополнительное профессиональное образование
  • Как организовать обучение персонала?
  • Требования к образованию в профессиональных стандартах
  • Организация обучения и повышения квалификации в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 22.12.2013 г. №273-ФЗ
  • Внесение изменений в систему корпоративного обучения в связи с введением профессиональных стандартов

Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов

  • Приведение в соответствие с требованиями профессионального стандарта локальных нормативных актов работодателя
  • Внесение изменений в локальные нормативные акты работодателя Новый подход к разработке локальных нормативных актов
  • Внесение изменений в локальные нормативные акты работодателя
  • Соответствие с профессиональным стандартом наименования должностей и профессии работников. Внесение изменений в штатное расписание
  • Профессиональный стандарт как база для разработки должностных инструкций
  • Составление должностных инструкций при помощи профессиональных стандартов
  • Разработка на основе стандарта кадровой политики, положений, инструкций, регламентов, корпоративных стандартов и т.д.
  • Образцы локальных нормативных актов
  • Порядок приведения в соответствие наименований должностей профстандартам и профессии работников.
  • Корректировка должностных инструкций. Корректировка штатного расписания. Внесений изменений в трудовые книжки, карточки Т2
  • Использование профессиональных стандартов и квалификационных справочников при принятии решений о заключении, изменении, прекращении (расторжении) трудового договора
  • Заключение трудовых договоров (эффективных договоров и контрактов)

Новое в регулировании трудовых отношений с учетом применения профстандартов

  • Использование профстандартов при принятии решений о заключении, изменении, прекращении, расторжении) трудового договора
  • Особенности перевода работников на другие должности (профессии) Квалификационный уровень и оплата труда
  • Изменение должностных инструкций

Семинар «Семинар: Внедрение профессиональных стандартов в организациях и учреждениях.»

Управление персоналом / Обучение и развитие персонала, открытая

О программе:

Целевая аудитория:

Целевая аудитория семинара "Внедрение профессиональных стандартов в организациях и учреждениях":

  • Специалисты по управлению персоналом, менеджеры по обучению и развитию персонала
  • Специалисты кадровых служб
  • Специалисты отделов формирования и профессиональной подготовки кадрового состава и отделов государственной службы и кадров
  • Руководители HR-департаментов

Слушатели семинара «Профессиональные стандарты: разработка, внедрение и применение» узнают о формировании профессионального стандарта, областях применения профстандартов, методах оценки квалификации. Ознакомятся с основами формирования многофункциональных центров профессиональных квалификаций и ответственности работодателей за неприменение профессиональных стандартов.

В программе семинара "Внедрение профессиональных стандартов в организациях и учреждениях":

  • Формирование системы профессиональных стандартов
  • Правовое регулирование для внедрения профессиональных стандартов
  • Использование профессиональных стандартов в управлении персоналом
  • Методика внедрения профессиональных стандартов в организациях и учреждениях
  • Изменение системы оценки и аттестации в 2017 году
  • Независимая оценка квалификаций в 2017 году
  • Организация обучения персонала в соответствии с требованиями профстандартов
  • Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов
  • Новое в регулировании трудовых отношений с учетом применения профстандартов

Цели обучения "Внедрение профессиональных стандартов в организациях и учреждениях":

  • Ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок разработки и применения профессиональных стандартов
  • Изучить структуру профессиональных стандартов
  • Уметь грамотно проводить оценку квалификации персонала на основе требований профессионального стандарта
  • Научиться выстраивать систему обучения персонала в соответствии с профессиональными стандартами
  • Изучить требования к кадровому делопроизводству в связи с профстандартами и получить алгоритм внедрения изменений в локальные нормативные акты
  • Овладеть навыками составления должностных инструкций на основе профстандарта
  • Получить навыки использования профстандарта при подборе персонала

Формирование системы профессиональных стандартов

  • Понятие профессионального стандарта
  • Принципы формирования, назначение и структура
  • Реестр профессиональных стандартов
  • Российская Национальная система уровней квалификации работников
  • Практика разработки профессиональных стандартов
  • Уровни квалификации в соответствии с профессиональными стандартами
  • Отличия и общие черты профессиональных стандартов и квалификационных справочников
  • Соотношение реестра профессиональных стандартов, ЕТКС и ЕКС
  • Понятие «квалификации работника», ее правовое значение, взаимосвязь с профессиональными стандартами
  • Характеристики и требования к квалификации работника в в профессиональном стандарте
  • Анализ структуры профстандартов
  • Смотрим и анализируем профессиональные стандарты «Специалист по управлению персоналом», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»

Правовое регулирование для внедрения профессиональных стандартов

  • Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  • Правила разработки и применения профессиональных стандартов утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 №23
  • Анализ требований законодательства, регламентирующего применение профессиональных стандартов в деятельности организации

Использование профессиональных стандартов в управлении персоналом

  • Связь кадровой политики, HR бизнес - процессов и профессиональных стандартов
  • Реализация изменений в области кадровой политики и HR бизнес - процессов
  • Кадровые процедуры, зависящие от принятых профессиональных стандартов
  • Должностная инструкция, модель компетенций, профиль должности, профессиограмма, описание работы и профессиональный стандарт - как совместить
  • Определение должностных обязанностей специалиста
  • Методика построения процедуры оценки квалификации работников и разработка критериев оценки эффективности работы сотрудников KPI на основе требований профессионального стандарта
  • Возможные изменения в системе оплаты труда работников.
  • Установление системы оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы
  • Установление стимулирующих выплат, соответствующих показателям эффективности

Методика внедрения профессиональных стандартов в организациях и учреждениях

  • Порядок и цели применения профессионального стандарта работодателем
  • Для каких организаций обязательно применение профстандарта?
  • Для чего профессиональные стандарты могут использоваться работодателями?
  • Задачи компании по подготовке и внедрению в корпоративную практику. Преимущества применения для частных организаций
  • Внедрение профессиональных стандартов на предприятии
  • Разработка алгоритма внедрения профессиональных стандартов
  • Применение профессиональных стандартов при формировании кадровой политики, при аттестации и оценке персонала
  • Влияние профессионального стандарта на оплату труда
  • Установление систем оплаты труда
  • Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов

Независимая оценка квалификаций

  • Федеральные Законы N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"». N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"». от 03.07.2016
  • Проверка на соответствие квалификации работника профстандарту при помощи независимой оценки
  • Как построена процедура независимой оценки? Права и обязанности работников и работодателей. Льготы и гарантии работникам, направляемым на независимую оценку квалификации. Центры оценки квалификации. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации

Организация обучения персонала в соответствии с требованиями профстандартов

  • Требования к образованию в профстандартах
  • Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
  • Организация повышения квалификации и дополнительного образования работников в соответствии с требованиями профстандартов
  • Изменения в области подбора и обучения персонала
  • Изменения в системе корпоративного обучения. Планирование и бюджетирование обучения. Формы и методы обучения
  • Организация обучения в случае несоответствия работника профстандарту. Возможности по взысканию с работника средств на повышение квалификации
  • Методы и критерии поиска и оценки профессиональных знаний кандидатов, их навыков, опыта, личностных качеств согласно требованиям профстандартов
  • Введение в должность и адаптация сотрудников
  • Использование профессиональных стандартов при организации обучения персонала
  • Особенности знаний и умений в зависимости от уровня квалификации
  • Определение и формулирование знаний и умений
  • Показатели уровня квалификации
  • Дополнительное профессиональное образование
  • Как организовать обучение персонала?
  • Требования к образованию в профессиональных стандартах
  • Организация обучения и повышения квалификации в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 22.12.2013 г. №273-ФЗ
  • Внесение изменений в систему корпоративного обучения в связи с введением профессиональных стандартов

Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов

  • Приведение в соответствие с требованиями профессионального стандарта локальных нормативных актов работодателя
  • Внесение изменений в локальные нормативные акты работодателя Новый подход к разработке локальных нормативных актов
  • Внесение изменений в локальные нормативные акты работодателя
  • Соответствие с профессиональным стандартом наименования должностей и профессии работников. Внесение изменений в штатное расписание
  • Профессиональный стандарт как база для разработки должностных инструкций
  • Составление должностных инструкций при помощи профессиональных стандартов
  • Разработка на основе стандарта кадровой политики, положений, инструкций, регламентов, корпоративных стандартов и т.д.
  • Образцы локальных нормативных актов
  • Порядок приведения в соответствие наименований должностей профстандартам и профессии работников.
  • Корректировка должностных инструкций. Корректировка штатного расписания. Внесений изменений в трудовые книжки, карточки Т2
  • Использование профессиональных стандартов и квалификационных справочников при принятии решений о заключении, изменении, прекращении (расторжении) трудового договора
  • Заключение трудовых договоров (эффективных договоров и контрактов)

Новое в регулировании трудовых отношений с учетом применения профстандартов

  • Использование профстандартов при принятии решений о заключении, изменении, прекращении, расторжении) трудового договора
  • Особенности перевода работников на другие должности (профессии) Квалификационный уровень и оплата труда
  • Изменение должностных инструкций

Тренер: Григорьева Татьяна Олеговна, Андреева Ирина Александровна

Продолжительность: 2 дней | 16 часов

Даты проведения:

  • 25.11.2019, г. Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б корпус 1

Стоимость: 15950 руб. (с человека)


Статья поможет узнать что такое профстандарты, как их применять с 1 июля 2016 года. Где найти полный перечень ПС. Кто такой профессиональный педагог согласно новых стандартов учителя, бухгалтера.

С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты стали применяться в отношении многих профессий. Они включают в себя список требований и условий. Которые должны быть соблюдены в отношении работников. О том, как правильно внедрить профстандарты, для педагога, учителя, бухгалтера. Какие документы следует изучить и что грозит за неисполнение закона вы можете узнать из этой статьи.

Профессиональный стандарт - что это такое?

Профстандарт 2019 представляет собой характеристику квалификации. Которая необходима работнику для того, чтобы он мог работать в определенной профессии.

Данное понятие включает в себя требования к навыкам и умениям. также опыту работы. Оно было включено в в конце 2012 года. Правила применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 г. Статья, касающаяся профстандартов действует с 1 июля 2016 г.

На данный момент в реестре профстандартов на сайте министерства труда и социальной защиты РФ примерно 800 документов. До конца 2016 года эта цифра должна увеличиться еще минимум на 200. Далее министерство доведет список обязательных стандартов до 2000.

С 1 июля 2016 года начнет действовать новая Трудового кодекса РФ. Которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». Работодатели обязаны будут применять профстандарты. Если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. (статья 11 закона об образовании, а также статья 73). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции. Штатное расписание, пересмотреть локальные акты (Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

к меню

Кому и как применять профстандарты с 1 июля 2016 года

Профстандарты обязательно применяются , если требования к квалификации сотрудников установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или другими нормативно-правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ). Список профессий, к которым требования установлены законами, смотрите в таблице.

Есть два случая, когда наименование должности нужно указать как в профстандарте, даже если применять его не обязательно.

1. если работа дает право на компенсации или льготы.

2 . Если работа связана с ограничениями. Это правило абзаца 3 части 2 Трудового кодекса РФ.

Если по таким профессиям профстандарт не утвердили, должность указывайте по квалификационным справочникам. Это актуально, например, для медиков, педагогов, которым полагаются льготы: дополнительные отпуска, сокращенное рабочее время, льготная пенсия.


Где размещен перечень обязательных профстандартов?

Профессиональный стандарт разрабатывается и принимается Минтрудом Российской Федерации. Далее, для того, чтобы указанный документ получил законную силу, ему предстоит быть зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ.

Официальный реестр утвержденных профстандартов России- это по сути все зарегистрированные в Министерстве юстиции профессиональные стандарты.

ВАЖНО! Прежде чем начать руководствоваться профстандартами, опубликованными для ознакомления в интернете. Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.


к меню

Официальный список профстандартов сайт Минтруда

Приведен перечень утвержденных профстандартов для педагогов, кадровиков, бухгалтеров с 2016 года.

Какое должно быть образование у педагогов по профстандарту

Общие требования профстандарта к образованию педагогов не учитывают специфику учреждений допобразования. Педагог должен иметь образование по направлению подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».

Новый профстандарт изменил требования к образованию методистов и приравнял их к преподавателям. Поэтому если вы уже переводили на старый профстандарт методистов, образование которых не соответствует направлениям подготовки высшего образования и специальностей «Образование и педагогические науки», то лучше вернуть их на условия квалификационного справочника.

Методистами не смогут работать сотрудники с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» (историки). «Науки об обществе» (психологи, юристы, экономисты)

В отличие от старого в новом профстандарте нет требования обучать работников по дополнительным профессиональным программам. По профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Однако это требование есть в пункте 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Поэтому раз в три года педагога все же надо направлять на повышение квалификации.

Нуждается ли работник в дополнительном образовании, решает комиссия при аттестации работника. Или руководитель учреждения (ст. 196 ТК). Хотя если образование работника не соответствует реализуемым в учреждении программам, такому специалисту лучше получить дополнительное образование.

Применение профстандартов

  1. Организация аттестации работников.
  2. Управление персоналом.
  3. Разработка должностных инструкций.
  4. Формирование кадровой политики.
  5. Тарификация работ.
  6. Организация обучения работников.
  7. Присвоение тарифных разрядов.
  8. Установление системы оплаты труда.

Как уже было отмечено, ПС станут обязательными для некоторых категорий работников. Применение профессиональных стандартов обязательно в случаях, когда требования для квалификации работников установлены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, согласно части 4 статьи 7 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. в страховых фирмах, негосударственных пенсионных фондах, публичных АО у главбуха в обязательном порядке должны присутствовать:

  • Рабочий стаж не меньше 3 лет за последние 5, если есть соответствующее образование. Обязательно связанный с ведением бухгалтерского учета, аудиторской деятельностью и т.п.
  • Рабочий стаж не меньше 5 лет из последних 7, если соответствующего деятельности образования нет.
  • Высшее образование по профессии или нет.
  • Отсутствие судимости (неснятой или непогашенной) за противозаконные деяния, совершенные в экономической сфере.

Стоит заметить, что прочие организации (не перечисленные в предыдущем абзаце) могут нанимать работников, минуя данные условия.

На основании профстандарта РФ работодатель имеет право на утверждение новых должностных инструкций. Иногда в результате подобных изменений круг обязанностей работников может стать более обширным. Ни в коем случае нельзя производить данное действие не уведомляя об этом сотрудника. Согласно ч.2 статьи 72 и ч.2 статьи 74 Трудового кодекса России, работник должен предупрежден о вышеназванных обстоятельствах минимум за 2 месяца и дать свое согласие, если его все устраивает.

ВАЖНО! Если работник не соответствует профессиональным стандартам 2016, то уволить его на этом основании все-равно нельзя. Он может быть лишен работы лишь в том случае, если результаты его аттестации будут плохими или в организации не найдется вакантного места для него соответствующего его знаниям и умениям. Также работнику может быть предложено получение дополнительного образования с целью его дальнейшего соответствия профстандарту.

Вопрос: Какое наказание грозит работодателю, если он отказался от внедрения ПС, но данное правило в обязательном порядке установлено законодательством?
Ответ: Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, за подобное нарушение предусматриваются следующие варианты наказаний:

  1. При нарушении в первый раз - предупреждение.
  2. Для организаций - штраф в сумме 30-50 тысяч рублей.
  3. Для должностных лиц - штраф 1-5 тысяч рублей.
  4. Для индивидуальных предпринимателей - штраф 1-5 тысяч.рублей.

к меню

Переход на профстандарты профессиональный бухгалтер, педагог

На первый взгляд может показаться что внедрение профстандартов представляет собой нетрудоемкий процесс и провести эту процедуру с легкостью сможет один ответственный сотрудник. На самом деле это не так. Поэтому рекомендуется сформировать группу из сотрудников для того чтобы они составили план перехода на профстандарты.

Состав указанной группы (он может быть составлен в свободной форме). Особых указаний законодательство в данном вопросе не предусматривает.

Специалисты, которым необходимо ознакомиться с перечнем профстандартов и использовать полученную информацию в своей работе:

  • Из отдела управления персоналом.
  • Из бухгалтерии.
  • Из планово-экономического отдела.
  • Из юридического отдела.

Примерный план перехода на профстандарты России:

  1. Разделить весь процесс на отдельные секторы. Так будет проще отслеживать.
  2. Определить рамки сдачи проектов документов от исполнителей.
  3. Определить ответственных лиц, отвечающих за выполнение плана.

Ознакомление работников, ответственных за исполнение плана должно быть подтверждено их подписью в соответствующем документе.

Рабочая группа должна будет определить соответствие имеющихся в организации должностей с профессиональными стандартами 2016. Для это стоит обратиться к штатному расписанию.

Далее, выбирайте подходящие под должности ПС и сравните реальную цель определенного вида профессиональной деятельности с отраженной в документе. Тщательно проработав данный вопрос для каждой из должностей можно подобрать соответствующий профессиональный стандарт.

ВАЖНО! Наименование ПС не равно названию должности, так как он охватывает всецело вид деятельности с общими характеристиками должностей, а не конкретную профессии. Также в результате работы с ПС может возникнуть потребность в переименовании должностей.

Внедрение профстандартов по пунктам (обобщение сказанного в разделе):

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению ПС в организации.
  2. Проведение заседания комиссии
  3. Составление плана по внедрению.
  4. Определение соответствия должностей в организации и имеющихся ПС.
  5. При надобности переименование должностей.
  6. Вписывание изменений и нововведений в должностные инструкции.
  7. Внесение изменений в систему оплаты труда.
  8. Разработка и проведение мероприятий направленных на переподготовку работников.
  9. Аттестация работников.
  10. Проведение прочих организационных мероприятий по внедрению ПС.

Если работа дает право сотруднику на какие-либо льготы или компенсации, а также связана с ограничениями, то в трудовом договоре следует отразить наименование должности так же, как и в ПС или квалификационных справочниках.

Стоит заметить, что между квалификационным справочником и профстандартами могут быть различия. Например, не совпадать должности, которым положена льготная пенсия. Равнозначность этих понятий в последующем планируется быть установленной Правительством РФ. Решение по данному вопросу должно оформляться протоколом. Потому что в случае проверки именно протокол даст ответ на вопрос - «Почему наименование должности не аналогично указанной в ПС». Поможет данный факт и в случае возникновения конфликтов с сотрудниками или наличии претензий от органов инспекции.

В ПС отражена достаточно подробная информация, касающаяся требований к образованию специалистов, а также к опыту их работы и прочим знаниям и умениям.

к меню

Квалификационные требования к специалистам разных отраслей

Для бухгалтера бюджетного учреждения :

  1. Минимальное требование - наличие среднего специального образования.
  2. Рабочий стаж - не менее 3 лет для простого бухгалтера, не менее 7 лет для главного бухгалтера, в том числе 5 лет в соответствующей области.

Для руководителя образовательного учреждения:

  1. До назначения работать на педагогической или руководящей должности не менее 3 лет.
  2. Не иметь запрета на занятие педагогической деятельностью.

Для главной медицинской сестры:

  1. Среднее специальное или высшее образование в области сестринского дела.
  2. Если образование среднее специальное - стаж не менее 10 лет, если высшее - не менее 5 лет.

Для программиста :

  1. Для техника-программиста, а также младшего программиста допустимо отсутствие высшего образования и опыта работы.
  2. Для программиста аналогично, но опыт работы должен составить не менее 6 месяцев и обязательно в области разработки ПО.
  3. Инженер-программист и старший программист должны иметь высшее образование и стаж не менее года в указанной сфере.
  4. Для ведущего программиста обязательно высшее образование и стаж от 3 лет.

Таким образом, сопоставив имеющиеся в организации должности с требования ПС, можно выяснить соответствуют ли работники базовым требованиям. В случае отрицательного ответа на этот вопрос сотруднику можно предложить на выбор два варианта - отправить его на обучение или перевести на другую должность, которой соответствует уровень его знаний, опыта и образования. Кстати, обучение может оплачиваться как организацией, так и самим работником. Порядок обучения закрепляется в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

После определения потребности сотрудников в обучении и переподготовке, следует составить план обучения на текущий год и передать его руководителю для утверждения.

В данном документе указывается следующая информация:

  • Фамилия, имя, отчество сотрудников.
  • Должности.
  • Описание необходимого обучения или переподготовки.
  • Объяснение причин направления сотрудников на обучение.
  • Период учебных мероприятий.
  • Причины выбора конкретного поставщика образовательных услуг.

Этот документ может пригодиться в случае проверки, так как он отражает факт добросовестного исполнения профессиональных стандартов со стороны работодателя.

к меню

Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие

Кто такой профессиональный педагог? Приведена дополнительная информация, документы для применения профстандартов педагога, бухгалтера, аудитора.

ПС могут быть составлены:

  1. Работодателями.
  2. Профессиональными сообществами.
  3. Саморегулируемыми компаниями.
  4. Прочими некоммерческими фирмами при участии образовательных учреждений проф.образования и других организаций, которые в этом заинтересованы.

Профессиональные стандарты

  1. Реестр профессиональных стандартов
  2. Словарно-справочное пособие "Разработка и применение профессиональных стандартов"
  3. База экспертов по разработке и обсуждению профессиональных стандартов
  4. Реестр советов по профессиональным квалификациям

к меню

Минтруд в письме № 14-2/ООГ-6465 от 06.07.2016 г. еще раз напоминает о том, что профессиональные стандарты носят только рекомендательный характер для многих работодателей.

Но, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В случаях если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обучение по курсу проводится в индивидуальном режиме. Стоимость указана за 1 занятие (4 ак. часа). Согласовать количество занятий и время проведения обучения можно с менеджерами нашего центра.

Настоящая образовательная программа разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, - Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр дополнительного профессионального образования» в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель обучения:

Подготовка специалистов служб управления человеческими ресурсами в области применения и использования в практической деятельности профессиональных стандартов обязательных к исполнению с 1-го июля 2016 года.

Лица, прошедшие обучение по настоящей дополнительной профессиональной программе, должны знать:

Нормативно - правовые акты регламентирующие применение и использование профессиональных стандартов

Основные положения профессиональных стандартов

Понятийный аппарат профессиональных стандартов (квалификационные требования, уровень образования, тарифный разряд и пр.)

Области применения профессиональных стандартов

Лица, прошедшие обучение по программе «Внедрение профессиональных стандартов в организации», должны уметь:

Применять нормативно- правовые акты в практической деятельности

Разрабатывать (модифицировать) локальные нормативные акты организации с учетом требований профессиональных стандартов

Работать с реестром профессиональных стандартов

Применять положения профессиональных стандартов в таких сферах профессиональной деятельности как:

Разработка кадровой политики организации

Отбор персонала

Оценка персонала

Обучение и развитие персонала

Разработка системы вознаграждения в организации

Специалисты кадровой службы организации, службы управления персоналом организации, обучающиеся по программе «Управления человеческими ресурсами»

Объем программы:

36 академических часа (академический час - 45 минут, режим занятий - 4 академических часа в день).

Форма обучения:

очная (утренние, вечерние группы, группы выходного дня, выездные занятия на территории корпоративных клиентов, государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений).

Итоговая аттестация:

Решение кейсов

Учебная программа курса

Тема 1. Профессиональный стандарт понятие и определение. Нормативно - правовая база применения профессиональных стандартов

Понятие профессионального стандарта

Назначение профессионального стандарта в РФ

Нормативно - правовая база применения профессиональных стандартов:

Федеральные законы РФ, в том числе ТК РФ изменения и дополнения

Постановления правительства РФ

Постановления Минтруда

Письма Роструда

Тема 2. Содержание и область применения профессиональных стандартов в организации. Работа с реестром.

Форма проведения занятия - лекция

Количество учебного времени - 4 академических часа

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Понятие квалификации, уровень квалификации

Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Трудовая функция, обобщенная трудовая функция

Трудовые характеристики

Требования к должности

Тема 3. Методика внедрения профессиональных стандартов в организации

Форма проведения занятия - лекция

Количество учебного времени - 4 академических часа

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Сверка должностей и профессий штатного расписания с профессиональными стандартами

Внесение изменений в штатное расписание

Проверка локальных нормативных актов

Сверка существующих работников соответствию профессиональных стандартам

Принятие управленческих решений по формированию дальнейшей кадровой политики

Тема 4. Внутренние локальные нормативные акты при применении профессиональных стандартов

Форма проведения занятия - лекция

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Отражение профессиональных стандартов в локальных нормативных актах организации:

Правила внутреннего трудового распорядка

Должностные инструкции

Положение об оплате труда и премировании

Положение об аттестации работников

Положение об обучении

Тема 5. Профессиональные стандарты сотрудников службы по управлению персоналом компании

Форма проведения занятия - лекция

Количество учебного времени - 4 академических часа.

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Изучение функциональной карты профессиональной деятельности:

Документационное обеспечение работы с персоналом

Деятельность по обеспечению персоналом

Деятельность по оценке и аттестации персонала

Деятельность по развитию персонала

Деятельность по организации труда и оплаты персонала

Деятельность по организации корпоративной социальной политики

Операционное управление персоналом и подразделением организации

Стратегическое управление персоналом организации

Тема 6. Применение профессиональных стандартов в практической деятельности. Оценочные мероприятия (подбор и отбор)

Количество учебного времени - 4 академических часа

Практическое занятие № 1.

Количество учебного времени - 4 академических часа.

Создание процесса «Подбор и отбор персонала» на основе профессионального стандарта.

1) Требования профессионального стандарта

2) Написание объявления о вакансии

3) Подбор оценочных процедур и их регламентация

4) Документальное обеспечение

Тема 7. Применение профессиональных стандартов в практической деятельности. Оценочные мероприятия (аттестация)

Форма проведения занятия - практическое занятие

Количество учебного времени - 4 академических часа

Практическое занятие № 2.

1) разработка процедуры аттестации

2) разработка локальных нормативных актов

3) аттестационная комиссия

4) оформление решения аттестуемого работника

Тема 8. Актуальные вопросы применения профессиональных стандартов в организации

Форма проведения занятия - семинар

Количество учебного времени - 4 академических часа

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Часто задаваемые вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов (несоответствие действующих работников профессиональным стандартам, корпоративное и внешнее обучение, увольнение и пр)

Ответы на актуальные вопросы слушателей со ссылками на правовые акты

Примерный перечень практических заданий для проведения итоговой аттестации

Задание № 1

Используя предлагаемую должностную инструкцию действующего работника, найдите несоответствие профессиональному стандарту и предложите пути решения

Задание № 2

Используя предлагаемое штатное расписание организации, найдите несоответствие профессиональному стандарту и предложите процедуру решения

Задание №3

Предложите решение следующей ситуации: после проведенной сверки действующих работников организации выяснилось, что 10% офисных работников не соответствуют профессиональному стандарту по уровню образования. Ваши действия?

Задание №4

Дайте развернутый ответ на вопрос о преимуществах применения профессиональных стандартов в организации. Какие сложности могут возникнуть? Опишите пути решения.

 


Читайте:



Дополнительный отпуск за выслугу лет в мвд Сколько дней отпуска у сотрудников мвд

Дополнительный отпуск за выслугу лет в мвд Сколько дней отпуска у сотрудников мвд

В связи с тем, что на сотрудников Министерства внутренних дел накладывается широкий перечень полномочий, предполагающих наличие риска для здоровья...

Какие самолеты можно назвать легендами и почему

Какие самолеты можно назвать легендами и почему

Российская империя РСФСР Годы производства - Единиц произведено ~80 Базовая модель Русский витязь Изображения на Викискладе Илья...

Как добывают известняк

Как добывают известняк

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. Хотя встречается и известняк хомогенного...

Показать детям презентацию иллюзии

Показать детям презентацию иллюзии

Презентация на тему "Оптические иллюзии" по физике в формате powerpoint. Интересная презентация для школьников содержит большое количество примеров...

feed-image RSS