Реклама

Главная - Оборудование
Смотреть страницы где упоминается термин логистика интеграция. Логистическая интеграция Какие уровни логистической цепи охватывает горизонтальная интеграция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Міністерство освіти і науки України

Доклад

на тему «Логистическая интеграция»

Донецьк 2010

Логистическая интеграция определяется А.И. Семененко как "... способ, форма системообразования в слабоструктурированной среде, к каковой, в частности, относится производственно-комплексная (предпринимательская), коммерческая и др. Экономическая деятельность, позволяющая синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро".

Мы рассмотрим логистическую интеграцию шире, распространяя ее не только на логистические системы, но и сопряженные функции бизнеса, и виды предпринимательской деятельности. Причем это может происходить как в рамках отдельно взятого предприятия, так и за его пределами, т.е. с участием ряда взаимосвязанных предприятий и организаций. Соотносить их только с логистическими системами не совсем корректно, поскольку логистическая интеграция далеко не всегда имеет четко выраженные формы организации.

Рис. 3.6. Интегрировання система логистики

Рис. 3.7. Графическая интерпретация логистической интеграции

Потенциальная возможность логистической интеграции заложена в самой логистике, экономическая природа которой выражается в системном подходе к решению проблем организации движения экономических потоков. В частности, авторы книги "Логистика фирмы" дают следующую развернутую характеристику интегрирующей функции логистики:

* интеграция функции формирования хозяйственных связей с функциями определения потребностей в перевозках;

* координация оперативного управления поставками и процесса транспортировки продукции;

* кооперация управления товародвижением через комплексное использование складов, находящихся в собственности разнообразных субъектов (снабженческо-сбытовые, транспортные, производственные фирмы различных отраслей);

* оптимизация совокупных затрат на перемещение продукции путем экономической заинтересованности транспортных, коммерческих организаций и обслуживаемых ими фирм в повышении процессов распределения и передвижения продукции;

* развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрация в соответствующих структурных подразделениях. Общая модель интегрированной системы логистики представлена на рис. 3.6.

Основные принципы построения интегрированных логистических систем, сформулированные В.М. Пурликом:

1) координация всех процессов товародвижения, начиная от закупки необходимого сырья и материалов (снабжения) и кончая доставкой готовых изделий до конечного потребления (логистический подход к управлению материальными ресурсами и их потоками);

2) вытекающая из логистического подхода необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающёй в производство, а также готовых изделий, доставляемых к потреблению;

3) в этой системе интегрированного управления и контроля - отказ от разделения материального потока на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, сбыт) и управление всеми материальными потокоми как единым целым по общим для всей системы критериям;

4) высокая способность всей этой системы к адаптации, ориентация ее на постоянную перестройку в соответствии с развитием внутренней среды фирмы и в связи с изменениями во внешней среде, при последовательном, как правило, характере этой перестройки;

5) четкое взаимодействие и согласованность всех функциональных элементов логистической системы;

6) непрерывность обеспечения системы достоверной информацией о движении продукции, гарантируемая использованием в системе интегрированного управления и контроля технологии информационного обслуживания материалопотоков на основе "бездокументных" носителей информации;

7) рациональное построение специализированного структурного подразделения фирмы, ответственного за оптимизацию материальных потоков.

В рамках предприятия вполне уместно исследовать горизонтальную и вертикальную логистическую интеграцию. Первая представляет собой как бы функциональную интеграцию, предполагая создание интегрированной логистической системы на базе закупочной, производственной и распределительной логистики. Вторая строится по иерархии управления, охватывая стратегический, оперативный и операционный уровни логистики предприятия. Графическая интерпретация логистической интеграции представлена на рис. 3.7.

Обозначения:

Стратегия логистики управления

Логистика МТО, производственная, логистика распределения и т.д.

Логистическая интеграция позволяет:

* улучшить выбор стратегических и тактических целей и соответственно улучшить формы и методы их достижения;

* повысить эффективность разработки альтернативных вариантов, решения задач управления, планирования производственно-хозяйственной деятельности пред приятий;

* повысить эффективность использования критериев оценки решаемых задач управления с целью выбора наилучшего варианта;

* применить методы, обеспечивающие более глубокое и достоверное прогнозирование;

* повысить эффективность анализа и контроля за деятельностью, охватывая все звенья материального и денежного потоков.

Если проблемы горизонтальной интеграции логистики изучены достаточно полно, то вертикальная интеграция исследуется значительно реже. Достаточно удачным примером иллюстрации последней можно признать модель планирования в рамках микрологистической системы предприятия коммерческого посредничества (МСПКП), разработанную А.Г. Белоусовым (см. рис. 3.8).

В модели, представленной на рис. 3.8, показаны три уровня планирования. Первый уровень -- стратегическое планирование -- включает:

* определение перспектив логистизации коммерческого посредничества исходя из миссии фирмы на рынке;

* разработку логистической стратегии предприятия коммерческого посредничества как составной части общей стратегии развития фирмы;

* установление логистических приоритетов в инвестиционной политике фирмы;

* формирование ресурсной политики фирмы в соответствии с логистической стратегией коммерческого посредничества;

* учет развития кадрового потенциала логистических подразделений фирмы в рамках кадровой политики предприятия.

Оперативное планирование включает:

* планирование закупок товаров на рынке, включая разработку системы управления товарными запасами;

* планирование работы складов (транспортно-складских комплексов), включая разработку системы управления оборудованием, транспортом, складскими работниками и другими ресурсами фирмы;

* планирование поставок товаров и оказания услуг потребителям, включая разработку системы комплексного обслуживания клиентов.

Рис. 3.8. Упрощенная модель планирования в рамках МСПКП

Регулирование, как третий уровень планирования, включает:

* организацию закупок товаров с учетом оптимизации хозяйственных связей с поставщиками (товаропроизводителями) и минимизацию транспортно-заготовительных расходов;

* организацию работы складов (транспортно-складских комплексов) фирмы с учетом оптимизации уровня товарных запасов и минимизации затрат на их хранение;

* организацию продаж (поставок) товаров потребителям (покупателям) с учетом максимально возможного удовлетворения спроса в товарах и услугах при максимально допустимых затратах фирмы.

Интегрирующая роль логистического планирования более полно проявляется в логистическом менеджменте, где стратегическое планирование логистики -- это одна из функций управления экономическими потоками фирмы. Можно согласиться, что "логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы". Иллюстрацией этого служит фирменная цепь полной стоимости, разработанная М. Портером (см. рис. 3.9).

Цепь полной стоимости предполагает разделение бизнеса на ключевые и поддерживающие функции фирмы с выделением соответствующих затрат и установлением потенциальных источников дифференциации продукции. В этой цепи ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). Помимо логистики к ключевым функциям бизнеса относятся также производство, маркетинг, организация продаж и сервис, что создает предпосылки для их интеграции в достижении общефирменных целей.

Непосредственно к логистическому менеджменту авторы учебного пособия "Логистический менеджмент в строительстве" относят следующие функции управления: 1) аналитико-исследовательские, включая анализ ресурсных возможностей фирмы и исследование конъюнктурны рынка; 2) организационно-плановые, в том числе организация рыночных трансакций и планирование мероприятий по оптимизации экономических потоков фирмы; 3) коммуникационно-стимулирующие (формирование надежной системы внешних и внутренних коммуникаций и стимулирование рационального использования ресурсов фирмы); 4) контрольно-регулирующие (проведение логистической ревизии и контроля, а также логистическое регулирование деятельности фирмы).

Рис. 3.9. Фирменная цепь (пирамида) полной стоимости

Организационное оформление названных функций и логистической интеграции в рамках фирмы в целом можно представить в виде типовой схемы логистического менеджмента (см. рис. 3.10).

Рис. 3.10. Схема типовой организации логистического менеджмента фирмы

логистическая интеграция товародвижение снабжение

Предполагается концентрация функций управления материальными потоками фирмы в руках директора по логистике, который является заместителем генерального директора фирмы. Для достаточно крупной фирмы-товаропроизводителя можно рекомендовать следующую функциональную дифференциацию служб, подведомственных директору по логистике:

1) управляющий материальными ресурсами, обеспечивающий материально-техническое снабжение производства, включая организацию закупок МР, их доставку на фирму, хранение на складах фирмы, управление производственными запасами, подготовку МР к производственному потреблению, снабжение цехов и других подразделений фирмы МР;

2) управляющий транспортно-складским хозяйством фирмы, который обеспечивает организацию работы складов, транспорта, внешние и внутрифирменные перевозки, а также сбор и утилизацию отходов производства;

3) управляющий распределением продукции обеспечивает выбор каналов распределения и товародвижения, организацию поставок готовой продукции потребителям, логистический сервис, хранение готовой продукции на складах фирмы, фирменную торговлю и т.п. Логистическая интеграция фирмы может принять форму производственно-коммерческой логистики, под которой следует понимать "... управление экономическими потоками коммерческой и производственной деятельности фирмы с целью их сквозной оптимизации и рационализации, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом готовой продукции". При этом синтез производственной и коммерческой логистических систем обеспечивается:

* единством руководства, когда функции общего управления производственно-коммерческой логистической системой принимает на себя высший управляющий фирмой (генеральный директор) или делегирует эти полномочия своему первому заместителю;

* единством планирования, особенно при разработке стратегии развития фирмы, когда объектами планирования выступают сквозные экономические потоки фирмы;

* общностью целей и сопряжением интересов всех подразделений фирмы, когда оптимизация и рационализация экономических потоков подчинены общефирменным целям и сами они приобретают общефирменный статус;

* единством логистических целей, когда достигается сопряжение техники и технологии материального потока от закупок материально-технических ресурсов до поставок готовой продукции потребителям;

* единством экономических результатов функционирования всех подсистем, которые сопряжены с конечными результатами деятельности фирмы.

Формирование интегрированной системы производственно-коммерческой логистики фирмы создает условия для трансформации относительно автономных функций маркетинга и логистики в интегрированную функцию маркетинговой логистики (см. табл. 3.6).

Таблица 3.6. Генезис маркетинговой логистики в сфере товарного обмена

Атрибутивный комплекс

Теоретический подход

Маркетинг

Логистика

Маркетинговая логистика

Целеполагание

Максимизация рентабельности

Минимизация совокупных затрат

Оптимизация обмена

Теоретико-прикладное содержание

Изменение спроса

Удовлетворение спроса

Формирование спроса

Объект управления

Целевой рынок

Экономический поток

Товарное обращение

Характер управления

Рыночный

Системный

Комбинированный

Организационная форма

Маркетинговая система

Логистическая система

Интегрированная система

Как видно из табл. 3.6, маркетинговая логистика характеризуется:

* целевой ориентацией на оптимизацию товарного обмена на основе рыночной ориентации производства и оптимизации экономических потоков фирмы;

* активным формированием спроса на товары и услуги фирмы за счет разработки и реализации планов маркетинга, а также развития системы логистического сервиса;

* объектной трансформацией целевого рынка в маркетинге и экономического потока в логистике в интегрированное товарное обращение как основной объект маркетингово- логистических усилий;

* организацией управления преимущественно комбинированного типа, сочетающего в себе рыночно-ориентированное производство и системную организацию экономических потоков фирмы;

* созданием интегрированной системы маркетинговой логистики, сочетающей в себе преимущества управления маркетингом и микрологистической системой фирмы.

Логистическая интеграция во внешних для фирмы экономических потоках всегда связана с сопряжением экономических интересов их участников. Примером может служить модель интегрированной системы товародвижения, описанная в книге "Логистика товародвижения": "Развитие системы интегрированной организации товародвижения направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию товаропотоков через складские объекты. Основными условиями создания такой системы являются: становление посреднических организаций в качестве субъектов логистического обслуживания; рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических организаций при развитии транспортных терминалов и в интегрированных с ними структурах; интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур".

Основным видом организационного оформления подобной логистической интеграции являются макрологистические системы, создаваемые в региональном, отраслевом, национальном и международном масштабе. Теоретико-методологические основы создания макрологистических систем исследованы достаточно подробно отечественными и зарубежными учеными.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение сущности логистики - стратегического управления (менеджмента) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Суть, преимущества, проблемы и недостатки концепции just-in-time.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Цель и свойства логистической системы – доставки товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек. Виды микрологистических и макрологистических целостностей. Логистическая система ООО "Фармацевт".

    контрольная работа , добавлен 25.04.2011

    Организационно-производственная структура предприятия, система материально-технического снабжения, состояние управления качеством на предприятии. Методы и формы контроля качества и учета сырья и готовых изделий. Управление производственным ассортиментом.

    отчет по практике , добавлен 10.11.2012

    Цели и принципы интеграции. Вертикальная и горизонтальная интеграция, ее сущность, значение, различия. Интеграция как оптимальная форма функционирования участников технологической цепочки. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Макфа".

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Закономерности осуществления процессов дифференциации и интеграции в компании. Особенности интеграции организационных культур на совместных российско-германских предприятиях. Взаимосвязь экономических интересов и социальной ответственности организации.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Теоретические аспекты коммерческой логистики. Организация пространственного размещения и материального потока. Логистическая концепция и принципы коммерции. Организация товародвижения и хозяйственных связей. Товарные запасы и товарооборачиваемость.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Толкающая система управления материальными потоками. Тянущая система управления материальными потоками. Логистическая концепция RP. Логистическая концепция "just-in-time". Системы KANBAN, ORT. Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2005

    Сущность понятия "интеграция", ее основные формы. Процессы на современном этапе развития общества. Цели деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Особенности построения и функционирования штабных организационных структур предприятия.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2013

    Сходства и различия систем управления. Сбалансированная система показателей развития бизнеса. Факторы, способствующие интеграции. Порядок создания и внедрения интегрированной системы менеджмента. Направления интегрирования элементов и процедур ИСМ.

    презентация , добавлен 19.07.2015

    Теория и практика современного корпоративного менеджмента. Слияние и поглощение компаний. Создание первых холдингов в России. Интеграционные процессы в производстве. Образование финансово-промышленных групп. Влияние факторов среды на мотивы интеграции.


1. Что понимается под фрагментированностью логистического управления?
2. Приведите примеры конфликта целей различных подразделений в рамках предприятия.
3. Основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия.
4. Причины трудностей интеграции логистики в рамках предприятия.
5. Понятие внутренней и внешней интеграции.
6. В чем заключается общий подход к объединению логистики в рамках предприятия?
7. В чем суть традиционного подхода к партнерам по ЛЦ как к конкурентам?
8. Основные недостатки фрагментированной логистики внутри ЛЦ.
9. Трудности практической реализации внешней интеграции.
10. Способы организации сотрудничества в ЛЦ, их плюсы и минусы.

Тема 7. Стратегия и планирование в логистике

1. Планирование логистической деятельности.
2. Перечислите требования к системам планирования, поясните их.
3. Перечислите наиболее общие методы разработки планов.
4. Классификация видов планирования в логистике по степени детализации принимаемых решений, охарактеризуйте каждый вид, приведите примеры.
5. Логистическая стратегия.
6. Логистический контроль.
7. Логистический аудит.
8. Охарактеризуйте взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий.
9. На чем сфокусированы организации, использующие динамичную стратегию?
10. Что является ограничением для динамичной и «тощей» логистических стратегий, почему?
11. Виды основных логистических стратегий, их суть, цели, способы реализации, плюсы и минусы.
12. Перечислите и охарактеризуйте участки в ЛЦ, где могут неэффективно тратиться ресурсы.
13. Два аспекта динамичности логистических стратегий.
14. Опишите наиболее часто встречающиеся виды стратегий.
15. Что является ключевым решением, которое необходимо принять в начале разработки логистической стратегии?
16. В чем заключается системность подготовки стратегических решений?
17. Какие факторы следует учитывать при разработке логистической стратегии, почему?
18. Каковы общие рекомендации по разработке логистической стратегии?
19. Какие разделы должен содержать стратегический логистический плана?
20. Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения при реализации логистической стратегии.
21. Мощность операции, мощность цепи поставок.
22. Цель планирования использования мощностей.
23. Охарактеризуйте проектную, эффективную и фактическую мощность.
24. Узкое место цепи поставок.
25. Приведите примеры бесполезных решений по увеличению мощности, принятые без учета узких мест.
26. Решения какого уровня связаны с планированием использования мощности.
27. Суть двух способов краткосрочной корректировки мощности, их цели и инструменты.
28. Важность решений по выбору места размещения элементов ЛЦ.
29. Какова иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения?
30. Охарактеризуйте факторы, которые следует учитывать при выборе мест размещения.
31. Суть двух подходов к выбору мест размещения. Исключают ли эти подходы друг друга, почему?
32. Методы выбора мест размещения.
33. Чем отличается задача единого среднего от задачи охвата?
34. Обобщенное планирование и соответствующие виды планов.
35. Краткосрочное планирование.
36. Краткосрочные графики и два способа их составления.
37. Понятия толкающей и тянущей систем.
38. Зависимый и независимый спрос.
39. При каком типе спроса становится возможным планирование потребности в материалах?
40. Суть концепций MRP, MRP II, ERP, их преимущества и проблемы.
41. Суть обобщенной концепции "планирования потребностей/ресурсов": идея, цель, необходимые условия.
42. Суть концепций JIT, в чем специфика подхода JIT к работе предприятия, преимущества и проблемы JIT.
43. Охарактеризуйте принципы концепции JIT по основным параметрам деятельности предприятия.
44. Суть концепции ECR, проблемы ее внедрения.
45. Суть обобщенной концепции "точно в срок": идея, цель, необходимые условия.

Логистическая интеграция в той или иной форме целесообразна в рамках закупочной деятельности, складского хозяйства, транспортирования, сбытовой деятельности и других, охватываемых логистикой, сфер деятельности тор-гово-посреднических предприятий.

Именно логистическая интеграция позволяет с системных позиций рассмотреть возможность и способствовать рационализации взаимоотношений хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере торгово-посреднической деятельности, в результате чего одновременно выявляется экономический эффект как у предприятий, так и у потребителей: повышается как совокупная эффективность функционирования хозяйственных, в том числе товаропроводящих, систем, так и эффективность функционирования каждого отдельного предприятия, а также создаются условия для обеспечения потребительской экономии. Улучшаются показатели деятельности объединяемых в различных формах предприятий в сравнении с такими же показателями при самостоятельной их деятельности.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе несомненно важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия.

Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия:

конфликт целей различных подразделений одного предприятия;

затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями;

плохая координация деятельности различных подразделений;

излишние запасы всех видов;

отсутствие информации по общим логистическим издержкам и как следствие отсутствие возможности управления ими;

снижение эффективности деятельности предприятия.

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:

большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;

географический разброс различных подразделений предприятия;

отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;

отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике.

Что движет интеграцией в логистической цепочке? Убеждение, что совместная деятельность для удовлетворения запросов конечного потребителя превосходит независимые отношения по многим параметрам. Приведем в качестве примера четыре принципа стратегии цепочки логистики компании Procter & Gamble:

Выпускать все виды продукции, которые нужно производить постоянно, с помощью производства короткого цикла.

Оперативно общаться с теми поставщиками, с которыми установлены долгосрочные отношения.

Получать данные о спросе в ближайшей к потребителю точке, в данном случае - с кассового аппарата розничного магазина.

Управлять оперативной деятельностью с помощью инноваций и передовых технологий.

Первые три принципа касаются интеграции - как внутренней, так и внешней. Четвертый принцип относится к разработкам в сфере информационных технологий, обеспечивающих еще более тесное сотрудничество.

Доказательства того, что повышение интеграции (как восходящей, так и нисходящей) приводит к увеличению эффективности логистической цепочки в целом, были получены в ходе исследований, проведенных для компаний, занимающихся производством сборных металлических изделий, механического оборудования и техники (Фролих и Уэстбрук, 2001 г.). Интеграция измерялась по следующим восьми переменным:

1) доступ к системам планирования;

2) совместное использование производственных планов;

3) совместный доступ к электронному обмену данными (EDI);

4) информация об ассортименте/ уровне запасов;

5) изготовление упаковки согласно требованиям заказчика;

6) периодичность доставки;

7) общее логистическое оборудование/контейнеры;

8) широкое использование логистических услуг третьих сторон.

Авторы обнаружили, что стратегии наиболее широкой интеграции приводят к самым высоким темпам значительного улучшения результатов деятельности. Они представили это в виде «арок интеграции». Наша версия показана на рис. 1. Можно предположить, что более широкая интеграция уменьшает неопределенность материального потока по сети поставок, что в свою очередь, повышает эффективность и сокращает время.

Пример внешней интеграции

Корпорация Confederated Bottlers раньше доставляла бутылки со своего основного предприятия в Элизабетвилле на пивоваренный завод в Джонстоне, расположенный на расстоянии 115 миль. После заполнения на пивоваренном заводе бутылки отправлялись в распределительный центр, расположенный на расстоянии 20 миль от Элизабетвилля. Для перевозки своей продукции обе компании использовали собственные грузовики, которые после доставки груза возвращались порожние. После проведения анализа этой ситуации компании создали единую транспортную компанию, грузовики которой доставляют и пустые, и заполненные бутылки. В результате такой интеграции расходы на перевозку снизились почти наполовину (рис.6.1).

Объединение интересов всех участников ЛЦ (внешняя интеграция) приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод внешней интеграции ее практическое воплощение затруднено по следующим основным причинам:
- отношение к партнеру по ЛЦ как к конкуренту;
- недоверие другой организации и как следствие недостаточный обмен информацией;
- различные цели, приоритеты деятельности;
- различия в способах обработки информации, контроля, управления;
- различный уровень профессиональной подготовки персонала;
- географический разброс и др.

Первая же проблема, которая возникает при внешней интеграции – это преодоление традиционного взгляда на другие организации, как на конкурентов. Если предприятие платит деньги своим поставщикам, то люди, как правило, исходят из того, что они могут выиграть только за счет другой стороны. Другими словами, если предприятие совершает хорошую сделку, это автоматически, по их мнению, означает, что поставщик в этом случае что-то теряет, и наоборот, если поставщик получает хорошую прибыль, это явный знак, что организация платит слишком много. Для преодоления этой ситуации необходимо изменить деловую культуру и заменить конфликтный подход к решению вопросов на подход, основанный на сотрудничестве (см. табл.6.1).

Таким образом, должно действовать правило: организации, действующие в одной ЛЦ должны конкурировать не друг с другом, а с организациями, действующими в других цепях поставок.

Известны два направления интегрированного процесса в логистике:

1. горизонтальная интеграция, соответствующая воспроизводственному процессу в экономике (от добычи сырья до реализации готовой продукции конечному потребителю) по цепи поставщик – производитель – потребитель

2. вертикальная интеграция, осуществляемая по уровням управления и моделям организации во всем их многообразии организационно-правовых форм управления внешними и внутренними связями.

Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта.

Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне производства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства.

Во-вторых, существует не менее важная для определения стратегии закупочной и сбытовой деятельностивертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического планирования развития производства и сбыта и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; в) стабильного поддержания высокого качества.

Например, автомобильная промышленность индустриально развитых стран (отрасль машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворить запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя десятками параметров как в отделке автомобиля, так и в его конструкции благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения.

Другое исследование, на этот раз охватившее более 300 организаций Соединенных Штатов, было посвящено сотрудничеству между функциями маркетинга и логистики внутри фокусной компании (Стэнк и др., 1999 г.). Более тесное сотрудничество между службами маркетинга и логистики привело к улучшению результатов деятельности и более эффективному взаимодействию между департаментами. Это может показаться очевидным, но среди полученных результатов - сокращение времени цикла, торговых показателей, повышенный уровень наличия товаров, а также сокращение времени от момента получения заказа до момента доставки.

Компании с более высоким уровнем внутренней интеграции продемонстрировали более высокую эффективность логистики по сравнению с компаниями, в которых уровень интеграции ниже. Различия между компаниями с высокой и компаниями с низкой интеграцией по основным параметрам обслуживания не наблюдалось: то есть осуществлялась постоянная доставка согласно информации о спросе, выдавались предварительные уведомления о задержках и дефиците. Однако, разница в особо ценных элементах обслуживания, например надежности поставок, была значительной. Компании с более высокой интеграцией имели лучшие показатели по удовлетворению потребностей клиента, выполнению специальных заказов и введению новой продукции. В итоге это упрочило репутацию компаний.

Суть данного исследования в том, что организации должны продолжать работать над совершенствованием внутренней интеграции. Например, функциональные барьеры между закупкой, производством и дистрибуцией могут привести к следующему сценарию:

Отдел снабжения закупает металлическое литье, руководствуясь низкой ценой, но надежность и качество продукции поставщика оставляют желать лучшего. Перед производством стоит проблема негарантированных поставок и большого количества брака.

Производственный отдел стремится поддерживать производительность оборудования и трудовых ресурсов на высоком уровне, поэтому объемы партий остаются значительными. Дистрибьюторы часто сталкиваются с отсутствием продукции, особенно деталей класса В и С.

Дистрибьюторы стремятся сохранить высокую пропускную способность при складских операциях, поэтому они препятствуют выполнению дополнительных операций после производственного процесса. Производственный отдел претерпевает дополнительные сложности при изготовлении продукции по индивидуальному заказу.

Внутренняя интеграция служит отправной точкой для более широкой интеграции всей логистической цепочки.

Эффективность логистической интеграции возможно оценить для любого варианта формирования интегрированных структур для любых (и любого количества) предприятий. В связи с этим, возникает вопрос о том, какое количество интегрируемых предприятий может являться предельным. Однако, в целом подобная постановка вопроса некорректна, поскольку количество объединяющихся предприятий не является и не может являться критерием оценки эффективности интеграции. Предельным количеством объединяющихся предприятий может быть два, если выявится, что интеграция с каким бы то ни было третьим предприятием в какой бы то ни было форме неэффективно. Более того, пределом интеграции может быть объединение одной из функций двух предприятий всего лишь в какой-то одной сфере их деятельности, если при этом интеграция других функций окажется нецелесообразной. В то же время на принципах совместной деятельности эффективно могут функционировать пять, десять или более предприятий. Определение некоего абстрактного предельного числа интегрируемых предприятий в данном случае лишено конкретного смысла, поскольку не имеется критерия поиска этого числа.

Рис. 6.1

2. Текущая система (pull system) , при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2.).

Рис. 6.2

Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.

Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам организации производственного процесса , а именно:
1) обеспечению ритмичной согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов;
2) обеспечению максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбор варианта с минимальным временем межоперационного прослеживания деталей;
3) обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы:

· дефицит производственных мощностей;

· субоптимальность календарных планов производства;

· большие длительности производственных циклов;

· неэффективное управление запасами;

· низкий КПД оборудования;

· отклонения от технологии производства;

· достаточная гибкость и маневренность в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;

· непрерывность планового руководства;

· соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства;

· прямоточность;

· пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;


· параллельность;

· концентрация однородных предметов труда в одном месте.

11.Особенности этапов развития логистики и функции которые они выполняли в данный период своего развития.

Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

– быстрый рост стоимости физического распределения;

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического распределения;

– четкое определение действительных расходов распределения;

– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

12.Охарактеризуйте основные принципы логистики.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами

3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

· конкретности: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;

· конструктивности: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров;

· надежности: обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки;

· вариантности: возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

13.Охарактеризуйте основные принципы построения информационной логистической системы.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выде­ляют три уровня.

Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передви­гается, разгружается, упаковывается и т. п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие мес­та.

Третий уровень - система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчи­вается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком. При этом осуществляется сквозное планирова­ние в цепи «сбыт-производство-снабжение», что позволяет со­здать эффективную систему организации производства, постро­енную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требова­ний в систему материально-технического обеспечения предпри­ятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистиче­скую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют на­меченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные си­стемы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством верти­кальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдель­ными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных пото­ков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

o возрастает скорость обмена информацией,

o уменьшается количество ошибок в учете,

o уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы,

o совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

o обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

o повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

o снизить их стоимость;

o ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы, построенные на ба­зе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической ин­формационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфиче­ских требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диа­лога «человек -машина».

Интеграционная логистика

Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возмож­ность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.

В конце 90-х гг. центробежные настроения, порожден­ные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках об­щих организационных форм.

Выделяют внешние и внутренние факторы развития интег­рации в отрасли.

^ Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:

Рыночная неопределенность; - падающий по различным причинам спрос; - обострение проблемы реализации товаров; - многочисленные осложнения на пути движения то­варов к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

^ Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. ос­новным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.

С учетом анализа мировой торговой практики предпо­лагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объедине­ний, как: - цепные торговые организации; - кооперативные объединения торговых структур; - добровольные оптово-розничные цепи.

С организационно-экономической точки зрения разви­тие различных форм интеграции предприятий торговли позволит: - снижать накладные расходы за счет введения цент­рализованных служб управления, централизации снабжен­ческих транспортных и учетных функций; - осуществлять закупки крупными партиями на вы­годных условиях платежа и поставок;

Использовать новейшие информационные техноло­гии для осуществления управления сетью и создания ин­формационных банков данных по номенклатуре продавае­мой продукции; - поддерживать отечественных производителей, пре­доставляя им приоритетность поставок и т. д.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в книжном деле привели к снижению стабильности развития предприятий. Растет скорость изменений покупательского спроса на книжные товары, увеличивается их ассортимент, сокращается жизненный цикл товаров, т.е. среда деятельности предприятий становится все более неопределенной и трудно предсказуемой. Один из способов эффективной деятельности в такой среде - интеграция, координация действий с партнерами по бизнесу.

Интеграция является одной из составляющих методологии логистики. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.

Необходимость и возможность интеграционных процессов на книжном рынке обусловливаются также быстрым развитием компьютерных информационных систем.

Таким образом, существуют следующие направления интеграции:

· координация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных покупателей;

· интеграция экономических потоков разных видов;

· интеграция технологий , используемых участниками процесса движения книжной продукции.

Успех интеграционных процессов возможен, если будут соблюдаться требования:

· информационная открытость партнеров по бизнесу;

· строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам работы предыдущего звена;

· координация планирования совместной работы;

· разработка стандартов и других документов, унифицирующих требования к результатам работы.

Основным обстоятельством, препятствующим интеграции, является усиление взаимозависимости фирм, боязнь потери самостоятельности, утраты контроля над теми операциями движения товаров, в которых будут участвовать или которые передаются партнерам. Противостоять этому можно, только развивая информационную открытость фирм, в том числе путем создания и совершенствования интегрированного информационного обеспечения всего движения книжной продукции (электронные базы данных, электронные системы связи, позволяющие, например, отслеживать путь транспортировки товара в реальном масштабе времени).

15 Цепь поставок и маркетинговый канал

Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM ) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.

Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain ) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

…отличие цепи поставок от маркетингового канала состоит в том, что маркетинговый канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования (производства - Ю.Л.) продуктов и процессов (логистических - Ю.Л.) таким образом, чтобы движение вдоль всей цепи проходило более ровно и гладко».

Маркетинговый канал (канал продаж) – это система экономических институтов и организаций, которая обеспечивает доступность продукта компании потребителям, т.е. система дистрибуции, обеспечивающая доступность продукта потребителю в процессе выбора, физическое получение продукта потребителем и его оплату. Могут называться также каналами дистрибуции, каналами сбыта, дистрибутивной сетью и т.п.
Маркетинговые каналы - это самый стабильный элемент комплекса маркетинга. Их построение является долгосрочным и ресурсоемким процессом, поэтому любое серьезное их изменение требует больших инвестиций и усилий. Этим они в значительной степени отличаются от любого другого элемента комплекса маркетинга, манипулировать которыми можно гораздо оперативнее.

При построении системы маркетинговых каналов, маркетинг компании должен учитывать множество факторов, основными из которых являются:

· особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов и т.д.;

· возможности самой фирмы - её финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления маркетинговой стратегии, масштабы производства;

· характеристики товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т.д.;

· степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта;

· характеристика и особенности рынка - фактическая и потенциальная ёмкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей.

16 Сожержание понятия логистика и ее применение в предпринимательсткой деятельности, цели и задачи логистики

Логистика - профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства,сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Задачи, решаемые логистикой

1. выбор вида транспортного средства;

2. определение маршрутов;

3. организация транспортировки груза;

4. упаковка товаров в контейнеры;

5. управление запасами;

6. ответственное хранение на складских площадях;

7. маркировка;

8. формирование сборных заказов;

9. таможенные услуги

Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляетфизическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворениипотребностей организации в производственных ресурсах. При управлениилогистической системой используются три основные концепции системного подхода:

10. 1) концепция общих затрат;

11. 2) концепция предотвращения подоптимизации;

12. 3) концепция финансовых обменов.

13. Четыре условия, выполнение которых необходимо,

14. чтобы достичь основной цели логистики:

15. 1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

16. 2) определенное договором установленное время;

17. 3) определенное место поставки;

18. 4) минимизация общих затрат.

19. Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

20. Виды логистических потоков:

21. 1) информационные и материальные;

22. 2) транспортные и людские;

23. 3) финансовые и энергетические и др.

24. Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

25. Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

26. 1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

27. 2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

28. 3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

29. 4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).


Главное назначение информационных систем в логистике - интеграция и координация процессов в логистической цепи. Интеграция опирается на четыре уровня информационного обеспечения  

К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов , сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику , информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками . Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.  

В книгу вошли две новых главы. В главе 11 Логистика сервисного обслуживания , написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса по каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего . В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой стройного производства , а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.  

Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи закупки сырья - производство -сбыт - распределение на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов  

Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов , связанных с материальными и информационными потоками , производством, менеджментом и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т. п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности , превосходящий сумму отдельных эффектов.  

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов уровень запасов . В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. С точки зрения логистики, такие счета являются ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал . Следовательно, интеграция управления  

Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики синхронизация, оптимизация и интеграция - служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности функционирования производственных систем.  

Интеграция требует объединения логистики с другими сферами деятельности, например, такими, как маркетинг и производство. При данном подходе координируются не только логистические функции (транспортировка, управление запасами и др.), а ставится задача интеграции в единый хозяйственный процесс функций -закупок, транспортировки, управления запасами , разработки новых продуктов , производства и обслуживания потребителей . Это означает, что традиционные функциональные подразделения должны быть объединены в один орган. Такое слияние требует перестройки традиционных организационные структур и придания им новых конфигураций. Решающим отличием новой организационной модели является практически неограниченный доступ к всевозможной информации, а также применение новых методов управления.  

Новые предпосылки развития и требования. В 1990-е годы глобальная логистика становится важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции . Успех достигается прежде всего за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. При этом главным требованием стало максимальное сокращение всех временных стадий жизненного (логистического) цикла продукции, а именно сроков проведения научно-исследовательских и опытно- s конструкторских работ, времени поставок сырья и материалов, длительности производственного цикла , сроков обработки заказов , доставки и реализации продукции . Сокращение длительности этих стадий достигается за счет узкой специализации функций на каждой из них. Вместе с тем весьма важно обеспечить интеграцию функций и стадий при формировании глобальных логистических цепей. Ускорение и усиление интенсивности и сложности материальных, информационных и финансовых потоков затрудняют решение указанных задач, особенно при большом количестве звеньев таких цепей.  

В 1996-1997 гг. Мичиганским университетом США при поддержке Совета логистического менеджмента было проведено научное исследование по проблемам глобальной логистики транснациональных корпораций , результаты которого вошли в книгу Логистика мирового класса 1. Было выбрано 111 компаний в 17 странах, практика организации глобальных логистических цепей которых была признана наилучшей. Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной логистике благодаря[Штырем концептуальным факторам позиционированию, интеграции, гибкости и измеримости.  

Естественно, недостаточный уровень концентрации и интеграции многих объектов производства и тяжелое финансовое состояние препятствуют им в осуществлении структурной модернизации. Для того, чтобы выйти из подобной ситуации, прежде всего требуется рациональная финансовая политика . Политика финансирования промышленности должна стать неотъемлемой частью механизма структурной модернизации экономики ПК. Она логически дополняет организационные меры, связанные с курсом реформ, направленных на развитие рыночных отношений . В этой связи одной из наиболее важных особенностей механизма структурной модернизации ПК является интенсификация процессов межотраслевой интеграции финансов и организация логистики инвестиционных потоков. Этот процесс призван обеспечить значительные изменения в характере оборота всего общественного капитала в ПК республики.  

Применение этого механизма требует радикальной модернизации структуры традиционных инвестиции образующих отраслей ПК. Как показывает опыт азиатских стран, подобный механизм мобилизации (логистика) промышленных ресурсов дает мощный толчок технологической перестройке многих базовых отраслей ПК. Благодаря этому использование дорогого сырья и энергии в ряде отраслей резко ограничивается. За счет новых технологий , оснащения и применения современной теории организации и менеджмента активизируется воспроизводство инвестиций. При этом важную роль играет структурная модернизация на микроуровне. К основным факторам этого процесса относятся обновление производственного аппарата с учетом изменения форм собственности интеграция и рациональная концентрация производства с учетом внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры повышение конкурентоспособности производства и продукции за счет освоения наукоемких технологий проведение внутренней организационной перестройки и переподготовки кадров с ориентацией на групповой энтузиазм. В последующем, как показывает опыт, в ходе структурной модернизации будет происходить процесс слияния и поглощения убыточных предприятий более состоятельными объединениями и отраслями.  

Процесс изменения функций управляющего логистикой проходит довольно болезненно. Роль одних организационно-хозяйственных форм интеграции возрастает, другие - теряют свою значимость или исчезают совсем. Этот процесс сопровождается изменением государственной политики , долгосрочных связей и т.д.  

Логистика интерпретируется специалистами как некая сфера деятельности, основанная на глубокой интеграции спроса, производства, обращения, транспорта и информации.  

Логистика позволяет свести эти и другие недостатки к минимуму. В процессе интеграции она помогает перевести систему целей предприятия (хозяйственного объединения) в комплекс совместимых задач, имеющих единый язык решения во всех сферах и на всех уровнях управления. В итоге с помощью логистики удается разработать единые, эффективные ориентиры и правила функционирования для всех структурных подразделений путем корректировки интересов последних с общими целями действующей системы.  

Как осуществляется интеграция целей предприятия и логистики  

Интеграция логистики с основными управленческими функциями предприятия  

В табл. 7.1 предлагается обобщенная структуризация основных управленческих функций на предприятии с точки зрения их интеграции с логистикой.  

Таким образом, значительные резервы повышения эффективности процессов товародвижения на торгово-посреднических предприятиях могут быть выявлены в результате системного интегрирования процессов закупок, сбыта, складирования, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой на более высоком уровне - в результате межфирменной логистической интеграции, способствующей образованию дополнительного общесистемного эффекта.  

Совокупность оптимизационных методов и моделей логистической интеграции может явиться методологической базой перспективных этапов развития логистики , когда осознание приоритетности логистического мышления выдвинет на первый план принципы объединения экономических интересов и эффективной совместной деятельности субъектов рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.  

Однако, при интеграции логистической деятельности, вертикальной или горизонтальной, целесообразно формирование единого органа управления, координации, контроля этой деятельности. Его необходимость вытекает из самой сущности логистики как науки и практики, с целью оптимизации хозяйственной деятельности системно интегрирующей функциональные области , охватываемые различными ее (хозяйственной деятельности) процессами и явлениями, в том числе процессами товародвижения . Подразделение, ответственное в рамках объединенных предприятий за результаты всей многогранной логистической деятельности, должно осуществлять функции планирования (стратегического, текущего, оперативного), организации, анализа, управления и контроля за реализацией процессов товародвижения в рамках системы предприятий , внося своевременные корректировки с учетом складывающейся ситуации. В рамках такого подразделения должны производиться системные расчеты по оптимизации процессов товародвижения , в том числе закупочной деятельности, складирования, транспортирования, сбыта и др.  

Логистическая интеграция в той или иной форме целесообразна в рамках закупочной деятельности, складского хозяйства , транспортирования, сбытовой деятельности и других, охватываемых логистикой, сфер деятельности торгово -посреднических предприятий.  

Полная интеграция в рамках логистической цепи поставок Выход логистики за пределы предприятия. Макрологистика, глобальная логистика Интеграция функциональных областей логистики Интеграция в рамках цепей поставок  

Одним из путей определения, как предполагаемые изменения логистической системы будут влиять на прибыль и рентабельность предприятия является использование стратегических моделей прибыли и рентабельности . Пример использования подобных моделей (по данным компании Sara Lee orporation, США) представлен на рис. 1.1. В соответствии с ним, одной из основных задач любой фирмы является повышение . Поскольку при этом изменение финансового левереджа (рычага) является стратегическим решением и, как правило, принимается в верхних эшелонах управления, для увеличения рентабельности собственного капитала требуется добиться увеличения рентабельности активов. Логистика может оказывать существенное влияние на данный показатель через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий , поскольку очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на собственный капитал , в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения . Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов . В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал . Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. Кроме того логистика может оказывать воздействие и на такие элементы баланса, как наличность и

 


Читайте:



Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки

Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками Снабжение и закупки

Ассоциация КАМИ Отрасль: Оптовая торговля промышленного оборудования Компетенция: Решение: Управление производственным предприятием 1.3...

Презентация на тему "день земли"

Презентация на тему

Сохраним природу – сохраним жизнь! Внеклассное занятие. МБУ СОШ № 94. Г.Тольятти. Учитель Копытина Т.В. Символ Дня ЗемлиДень ЗемлиСимволом дня...

Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников

Дикие животные - презентация Презентация о диких животных для школьников

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Законодательная база российской федерации

Законодательная база российской федерации

В 2018 году появилась новая статистическая форма 1-Т (проф). Бланк ее введен приказом Росстата от 27.06.2018 г. № 394. Документ нужен...

feed-image RSS